«Уж сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали...»
Фото: Татьяна Задорожняя
Покажите мне Москву, москвичи
О том, что Первопрестольная имеет практически бесконечные возможности для туристов, знают многие ульяновцы. Жизни не хватит для того, чтобы открыть для себя всю Москву с ее музеями, цирками, парками, театрами, широкими проспектами и уютными улочками, где жив дух милой старины...
Сегодня в столице набирает силу бизнес, который оказывает туристические услуги приезжим и «понаехавшим» гражданам, организуя личные и коллективные, пешие и автобусные экскурсии по Белокаменной. С помощью знатоков вы сможете, например, узнать тайны знаменитого «Дома на набережной», пройти квест в комплексе «Москва-сити» или заглянуть за «кулисы» Мосфильма.
А как вам идея – посещение кладбищ, коими богата «матерь городов русских»? Здесь с помощью хорошего экскурсовода можно узнать много тайн и легенд, прикоснуться к истории Отечества, а заодно и подумать о бренности жизни.
… «Оплакивают муж и осмеро детей»
...во всем нашем красивом и таинственном городе
нет места более красивого и более таинственного…
Москва, которую я люблю, похоронена там.
Похоронена, но не мертва.
Эти строки из «Кладбищенских историй» Бориса Акунина посвящены самому крупному в столице дворянскому некрополю, расположенному на территории Донского монастыря, который был основан в 1591 году русским государем Федором Иоанновичем.
На старом Донском кладбище то и дело натыкаешься на знакомые фамилии – Нарышкин, Чаадаев, Одоевский, Сумароков, Голицыны, Трубецкие, Долгорукие, Вяземские, – весь цвет российской знати!
Здесь обрели последний покой известные российские государственные и общественные деятели, декабристы, участники войны 1812 года (не случайно у входа установлены старинные пушки), а также белые генералы Деникин и Каппель. Здесь похоронены почти все друзья и некоторые родственники Александра Пушкина.
Не бойтесь! Старое Донское кладбище не производит угнетающего впечатления «города мертвых», это ухоженный музей под открытым небом, где можно бесконечно долго бродить среди старинных произведений мемориального искусства – мраморных ангелов и плакальщиц, саркофагов и пирамид.
Загляните в пронзительные глаза инженера Ясюнинского, полюбуйтесь на роскошное надгробие с листьями папоротника Карла Тиля, прочитайте эпитафии, выбитые на древних надгробьях, покрытых плесенью и мхом. «Супругу нежную и истинного друга мать посвятившую жизнь для детей своихъ оставившую свет еще в цветущих летахъ оплакивают муж и осмеро детей» (орфография и пунктуация сохранены. – Прим ред.).
Экскурсовод обязательно расскажет вам истории усыпальниц, поведает о тех, кто приумножал славу России, и о тех, кто до сих пор не отмылся от статуса «душегуб». На старом Донском похоронена печально знаменитая помещица Салтычиха, уморившая не один десяток крепостных...
И, конечно, стоит заглянуть в музей русской архитектуры, который тоже находится на территории монастыря. А у Восточной стены находятся подлинные горельефы, снятые с Храма Христа Спасителя, сохраненные патриотами от разрушения.
Национальный пантеон
На Новодевичьем кладбище в отличие от старого Донского всегда многолюдно: главный некрополь столицы, вошедший в список наследий ЮНЕСКО, неизменно привлекает туристов из разных уголков земли (без экскурсовода здесь можно заблудиться!).
На самом статусном в России пантеоне нашли свой последний приют многие деятели отечественной культуры и искусства, известные спортсмены, военноначальники и политические деятели, в том числе, те, кто стоял у руля государства, но по ряду причин не был похоронен у Кремлевской стены.
Например, Хрущев. Скульптор Эрнст Неизвестный поместил бронзовую голову Никиты Сергеевича меж двух плит – черной и белой. Замысел ясен: в одним человеке было намешано и добра, и зла. Между прочим, погост Хрущева – одно из самых посещаемых мест на Новодевичьем, равно как и мистическая могила Гоголя, памятники Чехову, Булгакову.
Туристов обязательно приводят и к месту захоронения Бориса Ельцина. Портрета первого президента России вы не увидите, только роскошное надгробие – приспущенный российский флаг из мрамора, гранита, мозаики.
На могиле оперного певца Собинова – умирающий лебедь, а на погосте театрального деятеля Вахтангова – абстрактная фигура в плаще с капюшоном без лица. Но все же многие селебрити вполне узнаваемы. Даже не глядя на надписи, можно легко идентифицировать Дунаевского, Тихонова, Кио, Фурцеву... Евгений Евстигнеев присел на лавочке с сигаретой – как живой! Рядом с грустным Никулиным – его любимая собака. Вальяжно развалился в кресле мраморный Федор Шаляпин...
А вот Любовь Орлова, как мне показалось, не слишком похожа на саму себя. И в скульптуре молоденькой девушки, венчающей могилу Раисы Горбачевой, сложно узнать любимую супругу Михал Сергеича...
На некоторых погостах можно разглядеть фрагменты жизни и детали смерти «звезды». У Ии Савиной – кадры из ее фильмов, и главный – «Дама с собачкой». Со своими героями – молодогвардейцами – застыл в бронзе Александр Фадеев, а самый узнаваемый герой на барельефе писателя Алексея Толстого – Петр Первый. Целые сюжетные композиции венчают могилы легендарного теле-путешественника Юрия Сенкевича, журналиста Артема Боровика...
А вот «королева оперетты» Тамара Шмыга выглядывает из-за каменного занавеса. Прикрывшая глаза Людмила Гурченко – тоже в концертном наряде – навсегда застыла в белом мраморе, на котором высечены слова из ее книги «Аплодисменты»: «Дорогие зрители! Я живу и работаю для вас...»
На Новодевичьем кладбище можно увидеть работы известных скульпторов, например, народного художника России Александра Рукавишникова. До чего пронзительная скульптура – бронзовая пара танцоров, преклонившая колени на могиле хореографа Игоря Моисеева. А свежая работа Рукавишникова посвящена Льву Дурову и представляет собой высокий постамент из мрамора и бронзы, который венчает мальчуган в широких штанах и кепке.
… В умиротворении выходят туристы с территории кладбища, где расхожее выражение «вечная память» приобретает вполне реальный смысл.
Материалы по теме: