Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Новое время
для мебельной столицы

Для нашего региона «мебельная» тема не теряет актуальности. Местные производители смелее раздвигают границы сбыта, теснят на рынке иностранных игроков, работают над дизайном продукции, соответствуя трендам. 

Бизнес уходит в онлайн

Если верить отраслевому изданию «Каталог «Мебель России», в стране сегодня более трех тысяч производителей мебели. Точное количество игроков в Ульяновской области неизвестно, гаражные производства по-прежнему не торопятся выходить «из тени».

О масштабе рынка красноречиво говорит один факт: у Группы компаний Cucina – порядка тысячи контрагентов, закупающих мебельную фурнитуру. Из них 200- 250 относятся к дверному сегменту, примерно одинаковое количество – около 350 – составляют производители мягкой и корпусной мебели.

По наблюдению руководителя Cucina Ирека Гадиева, чуть ли не 95% кустарных производителей так и остаются на уровне гаража или вовсе сворачивают деятельность, не выдержав современных реалий. Причины неуспеха разные, чаще это отсутствие рекламно-маркетинговой стратегии (нет видения, куда двигаться и как развиваться!), нет ни нормального коммерческого предложения, ни логотипа, ни сайта. Между тем, по данным РБК , на сегодня 21,6% россиян совершают покупки мебели в интернете.

– Все идут в онлайн. Кого там нет, тот умирает, – безапелляционно утверждает учредитель ульяновской компании «Форт+» Александр Синеркин.

– Несложно продать через сайт кресло-качалку или стол, а вот, скажем, кухню – сложнее. Товар, который стоит более 30 тысяч рублей, люди, как правило, хотят «потрогать», поэтому мы будем развивать свои торговые площадки, – продолжает Ирек Гадиев. – Что касается Сети, то сегодня в первую очередь необходимо интернет-завлечение клиентов на свою территорию, в том числе через соцсети.

– Ульяновск не зря называют мебельной столицей России: разнообразие производителей, работающих с покупателем разных ценовых сегментов, действительно впечатляет, – в отличие от многих других регионов, – комментирует директор по розничной торговле компании «Мебель Черноземья» Ирина Коростылева. – Кроме того, в Ульяновске достаточное количество специализированных мебельных центров. Это наша специфика, потому что в других регионах крупным производителям приходится открывать салоны либо в стрит-формате, либо вставать в крупных торговых центрах из-за ограниченности площадей в специализированных мебельных центрах. Тенденция российских мегаполисов состоит в том, что специализированные центры там постепенно сдают позиции крупным торгово-развлекательным комплексам. За ними, несомненно, будущее – покупатель экономит время, совмещая приятное с полезным. Кстати, многие мебельные центры также раздвигают рамки формата, запуская детские развлекательные центры, продуктовые сети, стройматериалы и т.д.

По данным Гильдии маркетологов, в первом полугодии 2017 года мебельный рынок России вырос на 8% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, сегодня его объем составляет около 430 млрд рублей.

Не стоит на месте и региональный рынок. По данным Ульяновскстата, за прошлый год в 2,4 раза выросло производство мягкой мебели (диваны, софы, кушетки с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати), в сегменте «шкафы кухонные, для спальни, столовой и гостиной» рост составил 102,0%.

Импортозамещение по-ульяновски

В Ульяновске представлена и мебель из Италии, Германии, Китая.

– Это, конечно, не выставки, а привычный формат шоу-рума и работа с каталогами. Потрогать нельзя, представить можно. Традиционно достаточно высокая цена и большие сроки ожидания заказа, – рассказывает Ирина Коростылева. – В торговых центрах Ульяновска также присутствует белорусская мебель – мягкая, корпусная, кухонная. Есть и мебель китайского производства, чаще это обеденные группы, стулья, кровати. По опыту нашей компании, качество даже фабричных производств Китая низкое, сроки гарантии на импортную мебель – меньше, чем на мебель российского производителя.

2014 год стал переломным для российского мебельного рынка, в том числе для ульяновского. Из-за роста валют стоимость импортной мебели резко возросла, в результате спрос на нее снизился. Сегодня около 10% соотечественников могут позволить себе дорогую импортную мебель.

– На рынке чаще появляются аналоги российских производителей, не уступающие ни по качеству, ни дизайну тем же итальянцам – законодателям мебельной моды, и по российским ценам, – уверяет г-жа Коростылева.

По мнению экспертов, доля продаж отечественной мебели в России превысила 50%, а в таких сегментах, как мягкая мебель, и вовсе приближается к 90%.

В процессы импортозамещения включились и ульяновские мебельщики. Они активно расширяют сбытовые границы, емкость местного рынка (читай, возможности местного потребителя) – крайне ограничена.

– Последние два года мы хорошо представлены на ульяновском рынке, в частности, благодаря активности дилера – студии «HOUSE», разместившей в двух своих салонах нашу продукцию. Тем не менее, в Ульяновске мы реализуем не более 3% продукции, – комментирует Ирек Гадиев.

Кстати, еще недавно наши мебельщики активно покоряли рынки Москвы, Самары, Тольятти – ульяновская продукция выгодно отличалась сочетанием «цена-качество». Но сейчас, когда логистика подорожала и себестоимость ульяновской мебели повысилась, нашим производителям стало сложнее выходить на внешние рынки. Но ведущие игроки отрасли не сдаются, ищут новые антикризисные рецепты.

– Успешно торгую с заграницей, продаю свои франшизы, много отправляю розницы по почте, выигрываю тендеры, начинаю работать с сетями Hoff, Leroy Merlin, Walmart, в итоге кризис не заметил, – делится Александр Синеркин.

– В 2018 году хотим уделить больше внимания направлению кухонь, увеличить их объемы, – рассказывает Ирек Гадиев. – Будем разрабатывать новые коллекции, применять новые эксклюзивные материалы из Австрии, Германии, в Ульяновске таких точно нет.

Отметим, что российская мебельная индустрия продолжает быть зависимой от импорта алюминиевых профилей для шкафов-купе, текстиля для мягкой мебели. Однако большинство компонентов для производства мебели все-таки уже локализовано в России.

Предметный дизайн по-ульяновски

Шоу-рум ульяновского архитектурного бюро All-Design обставлен мебельным «индпошивом» – шкаф с полочками – точь-в-точь состаренная лодка, деревянные качели в качестве диванчика для посетителей, оригинальная оттоманка.

– Нет, это не итальянская мебель – ульяновская! – с гордостью говорит арт-директор Марина Эро. – Наши производители научились делать дизайнерскую мебель!

– В России долгое время мебельщики выпускали «деревяшки» из ДСП, сейчас ситуация постепенно меняется, производителям интересно пробовать новое, а многие дизайнеры интерьера начали проектировать мебель, – рассказывает руководитель компании «Декор-завод» Ольга Ягирская, принявшая участие в Первой Всероссийской конференции по предметному дизайну.

На форуме, в частности, говорилось о том, что европейские производители привлекают к сотрудничеству ведущих дизайнеров и архитекторов, создавая новые коллекции на следующий сезон, мебельщики работают на опережение, показывая клиентам будущие тренды.

– Если сравнивать с Западом, то, конечно, предметный дизайн в нашей стране еще в начале пути, тем не менее, в ряде российских регионов, особенно таких, как Москва, количество молодых талантливых дизайнеров, разрабатывающих интересные вещи, увеличивается. Некоторые запускают собственные бренды, кто-то уже добился успеха и за рубежом, – продолжает г-жа Ягирская. – Что касается Ульяновска, то мебельные фабрики тоже стали уделять больше внимания дизайну. И в нашу компанию обращаются с просьбами разработать авторскую дверь, кровать. Но на каких условиях – производителям непонятно, за что они должны платить... Ведь конечный результат еще не известен.

Но уже есть удачный опыт – местный дизайнер Елена Балашова разработала линейку кухонь для компании «Ульяновск-мебель». Такие серьезные компании, как ГК Cucina, имеют в штате собственных дизайнеров.

– Важно не жалеть средств на дизайнерские разработки, в этом – один из секретов успеха в нашем среднем ценовом сегменте. «Квадраты» из ламината – это эконом-мебель, где признанные лидеры – Пенза, Кузнецк, – говорит Ирек Гадиев. – Наши дилеры «клюют» на новизну, и нам постоянно приходится что-то придумывать, чтобы снова и снова их удивлять.

Диван для поколения Z

Для серьезных игроков мебельного рынка посещение всероссийских и международных специализированных форумов сегодня в порядке вещей. Там профессионалы ищут новых партнеров, новые рынки сбыта, изучают тренды мировой мебельной моды, смотрят, как меняются потребительские предпочтения.

Директор ООО «ДС-Мебель и К» Елена Карелина побывала на Международной мебельной выставке IMM Cologne в Кельне.

– Мировые лидеры мебельной индустрии делают ставку на массовую индивидуализированность и гибкий подход. Они адаптируют мебель под способность удовлетворять конкретные потребности и желания отдельных индивидуумов за цену, не превышающую той, что предлагают производители массового товара. Потребитель хочет покупать качественную вещь, зная, что у него есть возможность по-разному ее использовать, менять габариты, цвет, функции. Такая мебель практична, отражает индивидуальность, стиль жизни ее владельца, создает уют, – делится впечатлениями г-жа Карелина. – Трендом в мебельном производстве стали кресла-реклайнеры, диваны с оттоманками, барами и полками в подлокотниках и в спинках, аксессуары и механизмы для ежедневного использования и многое другое. Их главная задача – дать человеку возможность иметь все под рукой, не вставая с мягких сидений.

– Из ольховой классики народ «ушел» в серые, черные и белые цвета, в моде – лофт, квартиры-студии. Наконец-то соотечественники задумались о стиле вообще, в то время как раньше больше радовались тому, что «достал со скидкой», – добавляет Александр Синеркин.

– Сегодня больше людей стремится грамотно подходить к дизайну интерьера дома, офиса или квартиры, – соглашается Елена Карелина. – Все чаще пользуются спросом проекты под ключ, когда заказчик получает и готовый ремонт, и мебель, соответствующую его образу жизни. Однако здесь важно подобрать надежных партнеров, которые не только виртуозно воплотят в жизнь ваши фантазии, но и создадут пригодное для жизни и работы пространство.

Производителям, которые задумываются о завтрашнем дне, приходится учитывать различные факторы, например, темпы демографии, от которой тоже зависит мебельный рынок.

– В Европе, например, возрастных жителей становится все больше, поэтому мебельные фабрики там делают упор на системы, которые позволяют зажиточным домоседам развалиться на кресле-диване полулежа, – комментирует Елена Карелина. – Российский же рынок берет ориентир на более молодую аудиторию, которая стремится работать дома, устроившись в кресле с ноутбуком и кофе.

Опросы показали, что для покупателя поколений Y и Z дизайн и качество мебели очень важны. Кроме того, современный покупатель тщательно относится к соотношению стоимости и качества мебели, и производители тоже должны это учитывать.

По теме:

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: