€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Новое время для мебельной столицы
Бизнес уходит в онлайн
Если верить отраслевому изданию «Каталог «Мебель России», в стране сегодня более трех тысяч производителей мебели. Точное количество игроков в Ульяновской области неизвестно, гаражные производства по-прежнему не торопятся выходить «из тени».
О масштабе рынка красноречиво говорит один факт: у Группы компаний Cucina – порядка тысячи контрагентов, закупающих мебельную фурнитуру. Из них 200- 250 относятся к дверному сегменту, примерно одинаковое количество – около 350 – составляют производители мягкой и корпусной мебели.
По наблюдению руководителя Cucina Ирека Гадиева, чуть ли не 95% кустарных производителей так и остаются на уровне гаража или вовсе сворачивают деятельность, не выдержав современных реалий. Причины неуспеха разные, чаще это отсутствие рекламно-маркетинговой стратегии (нет видения, куда двигаться и как развиваться!), нет ни нормального коммерческого предложения, ни логотипа, ни сайта. Между тем, по данным РБК , на сегодня 21,6% россиян совершают покупки мебели в интернете.
– Все идут в онлайн. Кого там нет, тот умирает, – безапелляционно утверждает учредитель ульяновской компании «Форт+» Александр Синеркин.
– Несложно продать через сайт кресло-качалку или стол, а вот, скажем, кухню – сложнее. Товар, который стоит более 30 тысяч рублей, люди, как правило, хотят «потрогать», поэтому мы будем развивать свои торговые площадки, – продолжает Ирек Гадиев. – Что касается Сети, то сегодня в первую очередь необходимо интернет-завлечение клиентов на свою территорию, в том числе через соцсети.
– Ульяновск не зря называют мебельной столицей России: разнообразие производителей, работающих с покупателем разных ценовых сегментов, действительно впечатляет, – в отличие от многих других регионов, – комментирует директор по розничной торговле компании «Мебель Черноземья» Ирина Коростылева. – Кроме того, в Ульяновске достаточное количество специализированных мебельных центров. Это наша специфика, потому что в других регионах крупным производителям приходится открывать салоны либо в стрит-формате, либо вставать в крупных торговых центрах из-за ограниченности площадей в специализированных мебельных центрах. Тенденция российских мегаполисов состоит в том, что специализированные центры там постепенно сдают позиции крупным торгово-развлекательным комплексам. За ними, несомненно, будущее – покупатель экономит время, совмещая приятное с полезным. Кстати, многие мебельные центры также раздвигают рамки формата, запуская детские развлекательные центры, продуктовые сети, стройматериалы и т.д.
По данным Гильдии маркетологов, в первом полугодии 2017 года мебельный рынок России вырос на 8% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, сегодня его объем составляет около 430 млрд рублей.
Не стоит на месте и региональный рынок. По данным Ульяновскстата, за прошлый год в 2,4 раза выросло производство мягкой мебели (диваны, софы, кушетки с деревянным каркасом, трансформируемые в кровати), в сегменте «шкафы кухонные, для спальни, столовой и гостиной» рост составил 102,0%.
Импортозамещение по-ульяновски
В Ульяновске представлена и мебель из Италии, Германии, Китая.
– Это, конечно, не выставки, а привычный формат шоу-рума и работа с каталогами. Потрогать нельзя, представить можно. Традиционно достаточно высокая цена и большие сроки ожидания заказа, – рассказывает Ирина Коростылева. – В торговых центрах Ульяновска также присутствует белорусская мебель – мягкая, корпусная, кухонная. Есть и мебель китайского производства, чаще это обеденные группы, стулья, кровати. По опыту нашей компании, качество даже фабричных производств Китая низкое, сроки гарантии на импортную мебель – меньше, чем на мебель российского производителя.
2014 год стал переломным для российского мебельного рынка, в том числе для ульяновского. Из-за роста валют стоимость импортной мебели резко возросла, в результате спрос на нее снизился. Сегодня около 10% соотечественников могут позволить себе дорогую импортную мебель.
– На рынке чаще появляются аналоги российских производителей, не уступающие ни по качеству, ни дизайну тем же итальянцам – законодателям мебельной моды, и по российским ценам, – уверяет г-жа Коростылева.
По мнению экспертов, доля продаж отечественной мебели в России превысила 50%, а в таких сегментах, как мягкая мебель, и вовсе приближается к 90%.
В процессы импортозамещения включились и ульяновские мебельщики. Они активно расширяют сбытовые границы, емкость местного рынка (читай, возможности местного потребителя) – крайне ограничена.
– Последние два года мы хорошо представлены на ульяновском рынке, в частности, благодаря активности дилера – студии «HOUSE», разместившей в двух своих салонах нашу продукцию. Тем не менее, в Ульяновске мы реализуем не более 3% продукции, – комментирует Ирек Гадиев.
Кстати, еще недавно наши мебельщики активно покоряли рынки Москвы, Самары, Тольятти – ульяновская продукция выгодно отличалась сочетанием «цена-качество». Но сейчас, когда логистика подорожала и себестоимость ульяновской мебели повысилась, нашим производителям стало сложнее выходить на внешние рынки. Но ведущие игроки отрасли не сдаются, ищут новые антикризисные рецепты.
– Успешно торгую с заграницей, продаю свои франшизы, много отправляю розницы по почте, выигрываю тендеры, начинаю работать с сетями Hoff, Leroy Merlin, Walmart, в итоге кризис не заметил, – делится Александр Синеркин.
– В 2018 году хотим уделить больше внимания направлению кухонь, увеличить их объемы, – рассказывает Ирек Гадиев. – Будем разрабатывать новые коллекции, применять новые эксклюзивные материалы из Австрии, Германии, в Ульяновске таких точно нет.
Отметим, что российская мебельная индустрия продолжает быть зависимой от импорта алюминиевых профилей для шкафов-купе, текстиля для мягкой мебели. Однако большинство компонентов для производства мебели все-таки уже локализовано в России.
Предметный дизайн по-ульяновски
Шоу-рум ульяновского архитектурного бюро All-Design обставлен мебельным «индпошивом» – шкаф с полочками – точь-в-точь состаренная лодка, деревянные качели в качестве диванчика для посетителей, оригинальная оттоманка.
– Нет, это не итальянская мебель – ульяновская! – с гордостью говорит арт-директор Марина Эро. – Наши производители научились делать дизайнерскую мебель!
– В России долгое время мебельщики выпускали «деревяшки» из ДСП, сейчас ситуация постепенно меняется, производителям интересно пробовать новое, а многие дизайнеры интерьера начали проектировать мебель, – рассказывает руководитель компании «Декор-завод» Ольга Ягирская, принявшая участие в Первой Всероссийской конференции по предметному дизайну.
На форуме, в частности, говорилось о том, что европейские производители привлекают к сотрудничеству ведущих дизайнеров и архитекторов, создавая новые коллекции на следующий сезон, мебельщики работают на опережение, показывая клиентам будущие тренды.
– Если сравнивать с Западом, то, конечно, предметный дизайн в нашей стране еще в начале пути, тем не менее, в ряде российских регионов, особенно таких, как Москва, количество молодых талантливых дизайнеров, разрабатывающих интересные вещи, увеличивается. Некоторые запускают собственные бренды, кто-то уже добился успеха и за рубежом, – продолжает г-жа Ягирская. – Что касается Ульяновска, то мебельные фабрики тоже стали уделять больше внимания дизайну. И в нашу компанию обращаются с просьбами разработать авторскую дверь, кровать. Но на каких условиях – производителям непонятно, за что они должны платить... Ведь конечный результат еще не известен.
Но уже есть удачный опыт – местный дизайнер Елена Балашова разработала линейку кухонь для компании «Ульяновск-мебель». Такие серьезные компании, как ГК Cucina, имеют в штате собственных дизайнеров.
– Важно не жалеть средств на дизайнерские разработки, в этом – один из секретов успеха в нашем среднем ценовом сегменте. «Квадраты» из ламината – это эконом-мебель, где признанные лидеры – Пенза, Кузнецк, – говорит Ирек Гадиев. – Наши дилеры «клюют» на новизну, и нам постоянно приходится что-то придумывать, чтобы снова и снова их удивлять.
Диван для поколения Z
Для серьезных игроков мебельного рынка посещение всероссийских и международных специализированных форумов сегодня в порядке вещей. Там профессионалы ищут новых партнеров, новые рынки сбыта, изучают тренды мировой мебельной моды, смотрят, как меняются потребительские предпочтения.
Директор ООО «ДС-Мебель и К» Елена Карелина побывала на Международной мебельной выставке IMM Cologne в Кельне.
– Мировые лидеры мебельной индустрии делают ставку на массовую индивидуализированность и гибкий подход. Они адаптируют мебель под способность удовлетворять конкретные потребности и желания отдельных индивидуумов за цену, не превышающую той, что предлагают производители массового товара. Потребитель хочет покупать качественную вещь, зная, что у него есть возможность по-разному ее использовать, менять габариты, цвет, функции. Такая мебель практична, отражает индивидуальность, стиль жизни ее владельца, создает уют, – делится впечатлениями г-жа Карелина. – Трендом в мебельном производстве стали кресла-реклайнеры, диваны с оттоманками, барами и полками в подлокотниках и в спинках, аксессуары и механизмы для ежедневного использования и многое другое. Их главная задача – дать человеку возможность иметь все под рукой, не вставая с мягких сидений.
– Из ольховой классики народ «ушел» в серые, черные и белые цвета, в моде – лофт, квартиры-студии. Наконец-то соотечественники задумались о стиле вообще, в то время как раньше больше радовались тому, что «достал со скидкой», – добавляет Александр Синеркин.
– Сегодня больше людей стремится грамотно подходить к дизайну интерьера дома, офиса или квартиры, – соглашается Елена Карелина. – Все чаще пользуются спросом проекты под ключ, когда заказчик получает и готовый ремонт, и мебель, соответствующую его образу жизни. Однако здесь важно подобрать надежных партнеров, которые не только виртуозно воплотят в жизнь ваши фантазии, но и создадут пригодное для жизни и работы пространство.
Производителям, которые задумываются о завтрашнем дне, приходится учитывать различные факторы, например, темпы демографии, от которой тоже зависит мебельный рынок.
– В Европе, например, возрастных жителей становится все больше, поэтому мебельные фабрики там делают упор на системы, которые позволяют зажиточным домоседам развалиться на кресле-диване полулежа, – комментирует Елена Карелина. – Российский же рынок берет ориентир на более молодую аудиторию, которая стремится работать дома, устроившись в кресле с ноутбуком и кофе.
Опросы показали, что для покупателя поколений Y и Z дизайн и качество мебели очень важны. Кроме того, современный покупатель тщательно относится к соотношению стоимости и качества мебели, и производители тоже должны это учитывать.
По теме: