Креативные индустрии – сектор новой экономики
Автор: художник Рамиль Идрисов
Рынок творческого труда
Креативные индустрии – это тип социально-культурных практик, интегрирующей доминантой в которых выступает творческая, культурная компонента. В соответствии со сложившимися на сегодня концепциями и подходами, к творческим индустриям относят деятельность в области визуальных и исполнительских искусств; ремесел и дизайна; кино, телевидения и медиа. Эксперты творческие индустрии определяют как отрасль экономики, объединяющую предприятия и предпринимателей, продукция которых несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Развитие творческих индустрий выступает как один из весомых факторов социально-экономического развития территорий, городов, стран и регионов мира в условиях новой постиндустриальной экономики. Творческие люди сегодня – это не только художники, писатели, артисты – представители творческих профессий. Творчество и креативность востребовано и в промышленности, и в бизнесе, и в управлении. Современные бизнес-стратегии принимают во внимание и материальные, и нематериальные активы. Человеческий, творческий капитал корпорации становится немаловажной частью ее финансовой состоятельности.
На сегодняшний день в России рано говорить о творческих индустриях как о секторе экономики. Связано это с рядом ограничений. В первую очередь – экономических. К ним можно отнести и сырьевую направленность экономики, и недостаточное развитие многих институтов индустриального мира.
Понимание креативной индустрии как явления социального в большей степени, нежели экономического и политического, создает проблему неравномерного развития. На местном уровне креативные кластеры могут стать основой конкурентоспособности региона, как это и происходит в ряде европейских стран и точечно в России.
Ульяновская область следует трендам – создает условия для развития креативных индустрий. Для этого губернатор объявил 2018 год Годом умных технологий и креативных индустрий.
– Рынок творческого труда в регионе присутствует, но какая-то часть находится в тени по разным причинам. Многие из будущих творческих предпринимателей – ремесленники и процесс превращения их в предпринимателей сложный. Наша задача – способствовать их официальной регистрации, дать возможность реализации себя на площадках креативных пространств, снятию барьеров в создании собственного дела. Для этого мы тесно работаем с региональным центром поддержки и развития предпринимательства Ульяновской области. Мы считаем, что без поддержки и площадок реализации процесс формирования рынка труда формировался медленнее, если бы не созданные условия в виде креативных пространств «Квартал» в Ульяновске, «Горизонт» в Димитровграде, арт-инкубатора УлГУ. Без самих творческих предпринимателей, которые способствуют развитию молодых талантов, через создание специализированных событий в креативных индустриях. Например, Mymarket – площадка, организованная Ольгой Чаусовой для продвижения ремесленников, – рассказал заместитель директора Фонда «Ульяновск – культурная столица» Дмитрий Шацков.
– Рынок складывается из спроса, а спрос на творчество сегодня очень слабый. Я имею в виду творчество именно как коммерческий продукт, а не как фантик, который всем показывают с гордостью, приговаривая: «А вот видите, вот у нас что есть...» – прокомментировал ульяновский дизайнер, руководитель бюро «Корнев-дизайн» и председатель творческой платформы «Туча» Андрей Корнев.
По подсчетам Фонда «Ульяновск – культурная столица», в Ульяновской области в секторе креативных индустрий занято порядка 20 000 человек, в базе фонда и АНО «Кластер творческих индустрий Ульяновской области» зарегистрировано 854 творческих предпринимателя и сообщества
В Ульяновске в этом году в рамках Года умных технологий и креативных индустрий ярко представлена сфера моды – это демонстрируют и события, и объем экспорта модной продукции. Происходят коллаборации между творческими предпринимателями. Так, 6 марта 2018 года состоялся персональный показ бренда Anastasiya Kuchugova (Москва) совместно с кожевенной мастерской Handsel (Ульяновск).
Одной из площадок Международного форума креативных индустрий станет шоу-рум «Только для мужчин. Onlyformen». Традиционно в конце года пройдет Фестиваль моды «Симбирский Стиль». Организатор и вдохновитель этих ярких проектов – Юлиана Благовская и ее команда специалистов из модной индустрии.
Стоит отметить, что появляются и другие самостоятельные проекты, такие как неделя моды в Ульяновске ULYANOVSK FASHION WEEK. Это событие организовали арт-директор ателье «Кузина Белошвейка» Ирина Малова и Алиса Богатова, PR-директор этого бренда.
Программа недели моды, которая состоялась в апреле, включила в себя зрелищный показ коллекций дизайнеров, деловые мероприятия, а также ресторанный фестиваль Ulyanovsk Fashion Food. Цель события – объединить на одной площадке людей творческих профессий: дизайнеров одежды и интерьеров, мейкеров, визажистов, стилистов, фотографов. Участниками первой недели моды в Ульяновске стали эксперты в сфере моды из Милана и Лондона и дизайнеры из российских городов.
Пространства смыслов
Часто работа креативных кластеров концентрируется на создании творческих смысловых единиц, формирующих бренд региона. Их развитие ведет к прогнозируемому и, что важно, измеримому результату на уровне территорий: приток туристов, развитие инфраструктуры, увеличение рабочих мест, а также к положительному социальному эффекту внутри региона.
– Пространственная политика творческого кластера... Это может быть что-то вроде коворкинга. Пространственное воплощение должно быть следствием проявления объединяющей идеи, или единого запроса. Если просто выделить помещение и повесить на него вывеску «Креативный кластер», скорее всего, ничего не получится, кроме некого симулякра. Все начинается с осознания общих запросов. Например, запрос на поиск, взращивание, развитие необходимых специалистов, запрос на проведение совместного досуга и обмен опытом. Все это такие запросы, на которые легче отвечать сообща, – рассуждает Михаил Капитонов о креативных кластерах.
– Основная миссия творческого кластера – это развитие креативной экономики в Ульяновской области, возможность самореализации творческого потенциала людей. Это площадка для развития своих идей и собственного дела в коллаборации с другими творческими людьми и предпринимателями. Это возможность создавать новые рабочие места, экспортировать локальную культуру на международный рынок, – комментирует Дмитрий Шацков.
При этом творческие кластеры не конкурируют с традиционными организациями культуры и сотрудничают со многими из них. В 2017 году в рамках Года предпринимательства на территории Ульяновской области и формирования регионального кластера творческих индустрий Ульяновской области проведена программа «Культура и бизнес». В ее задачи входило организовать диалог творческих предпринимателей с культурными организациями и сообществами. По итогам состоялось семь экскурсий в муниципальные и областные учреждения культуры, которые посетили 37 предпринимателей, представляющие 20 различных бизнесов. После экскурсий четыре учреждения культуры нашли партнеров для дальнейшего сотрудничества. Это конкретные договоры на поставку товаров и услуг, спонсорское партнерство в проведении культурных событий и предоставление в аренду площадей учреждений культуры.
Кроме того, программа включала в себя и другие форматы диалога предпринимателей, культурных организаций и населения, например, проект «ПРО БИЗНЕС». На встречах с представителями творческого бизнеса Ульяновска с посещением мастерских, производственных цехов, офисов и магазинов творческих предпринимателей присутствовало более 40 человек.
Традиционно Фонд «Ульяновск – культурная столица» совместно с Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области проводит программу «Кадры новой культуры». Ее цель – вовлечение молодых специалистов в сферу культуры, обучение новым технологиям менеджмента. За 3 года через программу прошло 60 молодых специалистов, половина из них работает сегодня в учреждениях культуры Ульяновской области.
Мария Калинина
По теме: