Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Бизнес в медицине

Частная медицина считается одним из самых прибыльных и перспективных бизнесов в России. Рынок играет на слабостях своего главного конкурента – государственных медучреждениях – и уверен в продолжении роста доли в системе здравоохранения

Фото: pixabay.com

Быстрее инфляции

Объем рынка частной медицины в России в 2017 году составил 567 млрд рублей. За год он вырос на 10%, а еще годом ранее – на 8,4%. По экспертным прогнозам, к 2020 году рынок прибавит еще 31% и достигнет 744 млрд рублей – примерно столько же сейчас составляет объем IT-отрасли в стране.

Вес частной медицины в российской системе здравоохранения неуклонно растет. По последним официальным данным, доля коммерческого сектора составляет 24%, к 2020 году прогнозируется рост доли до 26%.

– Происходить это будет главным образом за счет увеличения стоимости медицинского приема и притока клиентов из бесплатной медицины, где снижается качество обслуживания по ОМС, – считает Юрий Карманов, генеральный директор стоматологической компании «Юнит» (Пермь).

Как отмечают в компании Ernst&Young (EY), частники рассчитывают на снижение доступности медпомощи по ОМС, низкое качество и уровень сервиса в госсекторе, понимая, впрочем, что на платежеспособный спрос аудитория государственных больниц значительно повлиять не сможет.

Кризис не пошатнул частный сектор российской медицины. Выручка клиник стабильно растет. По результатам исследования EY, в сложном 2016 году, несмотря на падение объемов оказанной медпомощи, оборот компаний увеличился на 11,6%, а в бизнес-сегменте на – 12,5%. Продажи услуг эконом-класса выросли не так значительно – на 7,6%. Больше повезло премиальным клиникам, показавшим высокий уровень операционной рентабельности – 37,3%. Как пояснили исследователи, это произошло за счет высокой стоимости услуг, увеличения пациентопотока и преобладания физлиц в его структуре.


«Одним из наиболее значимых негативных макроэкономических факторов, влияющих на рынок частных медицинских услуг, является падение реальных располагаемых доходов населения. Воздействие данного фактора усугубляется тем, что рост цен на медицинские услуги опережал динамику индекса потребительских цен. Инфляция останется ключевым драйвером увеличения объема рынка медицинских услуг», – говорится в исследовании компании КПМГ.

– Сфера медицинского бизнеса достаточно защищена устойчивым спросом населения, люди за здоровье будут готовы платить всегда. От медицинской помощи отказаться сложнее, чем от дорогостоящих покупок, поездок и развлечений, – отмечает медицинский маркетолог, PR-специалист, основатель рекламного агентства Medicalmarketing Анна Гущина. – В связи с недостатком финансирования в кризис и низкого качества обслуживания в государственных поликлиниках для частных клиник наступают времена возможностей.

Взрывного роста частной медицины пока не предвидится, но инфляцию он, вероятно, обгонит. По прогнозам компании КПМГ, в 2018 и 2019 годах рынок будет увеличиваться на 5,9% в год, а некоторые эксперты видят предпосылки для 10-процентного роста.

– Доля расходов консолидированного российского бюджета на здравоохранение постоянна и составляет 3,2-3,6% ВВП. Это значительно меньше реальной потребности и несравнимо меньше, чем в развитых странах, где эта цифра превышает 10%. При отсутствии развития государственного сектора бесплатной медицины у потребителя нет другой альтернативы, кроме частных клиник. Даже теневой сектор сегодня находится в некотором упадке. Пациенты не хотят рисковать своим здоровьем, зная о негативном опыте получения подпольных услуг, – комментирует Юрий Карманов.

Где высокая маржа?

В Ульяновской области индустрия платной медицины также развивается, несмотря на кризис. Но взгляды на ситуацию у игроков рынка разные. Наиболее позитивные комментарии звучат из уст представителей стоматологии, которая занимает половину объема всех платных медицинских услуг в стране.

– В Ульяновской области рынок частных медицинских услуг еще не насыщен и находится в стадии роста, а потому привлекателен для инвесторов. Да, платежеспособность населения региона невысока, но это не мешает клиникам получать большую прибыль, закупать дорогое оборудование и предоставлять услуги более высокого уровня, чем в государственных медучреждениях. Вносить изменения в расходы на медицинские услуги население Ульяновской области не стало. На здоровье люди экономят в самый последний момент, предпочитая «урезать» другие пункты своего бюджета, – говорит Вадим Бондаренко, управляющий партнер стоматологического центра «АИСТ+».

– В 2017 году жителей региона беспокоили финансовые трудности, и это не могло не сказаться на работе клиник. Ведь первое, на чем мы привыкли экономить, – к сожалению, наше здоровье. Из-за финансовой нестабильности людям приходилось выбирать более стандартные и экономичные услуги. Но при этом количество посещений по сравнению с 2016 годом росло, объем оказанных услуг значительно увеличился, – рассказывает заместитель директора ООО «Профидент» Ольга Тютюнник.

Стоматология, к слову, считается самым прибыльным видом медицинского бизнеса: рентабельность здесь достигает 50%.

– Это традиционно самая перспективная отрасль для развития бизнеса в сфере медицины. На фоне снижения доходов населения стоматологические клиники сегмента средний плюс и премиального сегмента демонстрируют неизменный рост рентабельности. Стабильный тренд этого направления обеспечивается бурным развитием детской стоматологии, связанным с увеличением рождаемости во всех регионах и социальной ответственностью родителей, которые готовы к высоким ценам при оплате здоровья и психологической безопасности своих детей, – подчеркивает г-н Карманов.

Помимо стоматологии (особенно протезирования и имплантации), высокомаржинальными видами медицинского бизнеса считаются пластическая хирургия и услуги в сфере вспомогательных репродуктивных технологий. В других отраслях платной медицины рентабельность не превышает 15%, и кризисные явления ощущаются сильнее.

– Статистика посещений ульяновских клиник говорит о том, что в последние полтора года практически у всех в той или иной мере идет спад, – отмечает Сергей Шушпанов, главный врач медицинского центра «Медгард-Ульяновск». – Аналогичная картина наблюдается и в Самаре. Причина, вероятно, в экономических условиях, связанных с кризисом и падением доходов населения. Поэтому, к сожалению, выручка у нас не растет, но мы по-прежнему самоокупаемы.

По словам Сергея Шушпанова, самые прибыльные направления «Медгард-Ульяновск» – гинекология, отоларингология, стоматология, педиатрия, диагностический цикл (функциональная диагностика, УЗИ, лаборатория), но в целом доходность направлений распределена равномерно.

Ульяновску недостает узкоспециализированных клиник в сферах гинекологии и отоларингологии. По опыту многопрофильных центров, эти направления весьма востребованы.

Большим спросом в частной медицине пользуются также магнитно-резонансная и компьютерная томография, услуги рефлексотерапии и остеопатии, массаж и косметология.

– Это связано с тем, что не все эти услуги можно получить по полису ОМС. МРТ и КТ доступны по полису, но только по определенным показаниям и в порядке очереди, – поясняет Анна Гущина.

Медицинский маркетолог также отмечает востребованность наркологической помощи на дому или в частных стационарах.

– Отдельные сегменты платной медицины, пользующиеся спросом, – педиатрия и вакцинация, – продолжает эксперт. – Многие клиники предлагают удобные детские программы, куда включены посещение детских специалистов, вызов врачей на дом, анализы на дому и многое другое, без очереди и быстро, что упрощает жизнь молодой мамы.

Ценятся на рынке и клиники, предоставляющие возможность оплаты услуг в рассрочку или кредит.

– Опросы потребителей показывают, что в последнее время при выборе клиники они тщательно анализируют рынок и выбирают более дешевые варианты базовых услуг. Вместе с тем в сегменте выше среднего развивается культура здорового образа жизни, стремление к профилактике и предупреждению заболеваний. Все большее число потребителей медицинских услуг в первую очередь интересуется полезностью процедур для поддержания здоровья, особенно в услугах для своих детей, – отмечает Юрий Карманов.


Выжить недостаточно

Жесткая конкуренция на рынке медицинских услуг, с одной стороны, является плюсом для клиентов: стремясь завоевать расположение аудитории, медцентры стараются предложить лучшее соотношение цены и качества. Обратная сторона этого процесса – стремление клиник сократить расходы, экономя на квалификации сотрудников, качестве расходных материалов и уровне оборудования. Что в свою очередь снижает поток пациентов, увеличивает долю нецелевых клиентов, приводит к нестабильной рентабельности.
Источник большинства проблем – в самой компании, а потому лучше всего приобретать готовый бизнес либо
постоянно изучать рынок, повышая уровень сотрудников и качество услуг, в один голос заявляют эксперты.

– Восприятие общества к качеству медицины меняется. На первый план выходит правовая составляющая: пациенты все более настойчиво требуют соблюдения своих прав, и в большинстве случаев это обосновано, – считает Сергей Шушпанов. – Но иногда они неверно интерпретируют законодательные акты либо где-то услышанную информацию о том, что их права якобы нарушены. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, клиникам стоит в первую очередь делать акцент на качестве оказания медицинских услуг.

Нередко крупные клиники с большими оборотами работают в ноль или даже в минус. Основная причина – неэффективная работа руководителей компании. Как отмечает г-жа Гущина, многие директора с медицинским образованием просто не умеют строить бизнес, потому что их призвание – быть врачами, а не предпринимателями.

– У частных клиник зачастую возникают сложности с приемом звонков: спрос на услуги подчас не соответствует их доступности, снижается возможность своевременно дозвониться. Это одна из самых распространенных жалоб в интернет-отзывах, – говорит Сергей Шушпанов. – И здесь многое зависит от возможностей клиники, от того, насколько правильно организован сервис, начиная с call-центра и регистратуры. Должен быть найден оптимальный баланс между количеством сотрудников и возможностью максимального удовлетворения спроса на услуги. В «Медгард-Ульяновск» много телефонных номеров, но эта проблема и нас не обошла стороной, поэтому мы задумываемся о выборе оптимального варианта использования телефонии и подключении виртуальной АТС. Другим шагом к повышению качества обслуживания пациентов по нашим планам станет совмещение обязанностей регистратора и кассира, что должно уменьшить очередь на кассе и устранить нервозность в «часы пик».

Конкурентная борьба на рынке частной медицины повышает роль маркетинга и менеджмента, когда клиники всеми способами стараются сохранить репутацию, развить бренд и продвинуть своих докторов. Регулярное обучение специалистов – обязательный пункт стратегии развития в этом бизнесе.

– Сейчас пациент стал другим, уже недостаточно иметь просто хорошую команду врачей и предоставлять полный спектр услуг. Пациент сам выбирает, куда ему обращаться, и на первом месте при выборе клиники стоят репутация, уровень сервиса, бренд клиники и врача. Развиваться в кризис будут только те компании, которые имеют грамотных управленцев, понимающих все тонкости ведения медицинского бизнеса. Благодаря высокой степени коммуникации такие клиники лучше других знают и понимают свою целевую аудиторию. В условиях кризиса они развивают программы лояльности, за счет чего сохраняют и постоянно приумножают количество своих пациентов, – рассказывает Анна Гущина.

– Открывая стоматологическую клинику в Ульяновске, мы учли платежеспособность жителей нашего города. За оказанием стоматологической помощи обращается каждый житель города, а значит, цены в стоматологии должны быть по карману людям от малого до высокого уровня достатка, – подчеркивает Ольга Тютюнник.

Финансовый вопрос

Большой проблемой российских коммерческих медучреждений считают работу по программам обязательного медицинского страхования. Тарифы, предлагаемые страховыми компаниями, намного ниже тех, по которым работают частные клиники, и не учитывают затрат на оборудование, обучение врачей и т.д. Поэтому иногда участие медицинской компании в программах ОМС убыточно и совсем непривлекательно вкупе с проверками и строгой отчетностью.

По мнению Анны Гущиной, эту проблему можно решить двумя способами. Первый – увеличить тарифы страховых компаний. Второй – предложить пациентам доплачивать стоимость услуги (если страховая компания не полностью ее покрывает) или обратиться в государственное медучреждение.

Несмотря на кажущуюся радикальность, эти меры вынужденные. Современные российские клиники подчас тратят семизначные суммы денег на покупку одной единицы оборудования, при том, что проработанной системы финансовой господдержки клиник, по мнению ряда экспертов, в стране нет.

– У молодых медицинских центров в России нет хороших условий для получения кредитов, нет средств для развития – закупки хорошего оборудования, рекламы, аренды или выкупа помещений. И они не могут конкурировать с клиниками, которые вошли в российский рынок с привлечением средств иностранных банков и инвесторов, – поясняет г-жа Гущина.

Очевидно, что проблему необходимо решать на государственном уровне, с задействием институтов развития бизнеса. Тем более что повышение качества медицины и увеличение продолжительности жизни населения декларируется как важнейшая национальная задача.

По теме:

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: