€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Дрон без конкуренции
Фото: pixabay.com
Начало пути
Мировой рынок коммерческих беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) переживает взрывной рост. Индустрия беспилотников в 2015 году оценивалась в $4 млрд, в следующем, 2016 году – уже в $7,3 млрд, а к 2020-му она вырастет до $9,5 млрд, прогнозируют J'son & Partners.
Россия стремится к тому, чтобы занять весомую долю мирового рынка БПЛА. В 2016 году страна занимала на нем лишь 2%, это $147 млн. По планам федеральной дорожной карты AeroNet, к 2035 году доля России на мировом рынке беспилотных авиационных систем составит 17-20%, в воздушном пространстве страны смогут постоянно находиться в воздухе не менее 100 тысяч беспилотных воздушных судов.
Глобальная цель дорожной карты – сделать аэронет конкурентоспособной отраслью российской экономики. Сейчас идет первый этап реализации документа, который нацелен на постепенное развитие существующих сегментов, точечные выходы на зарубежные рынки, введение нормативно-правовых актов общего характера, сохранение значительных регуляторных и технологических ограничений и самоорганизацию сообщества производителей и эксплуатантов.
Ульяновск как обладатель статуса авиационной столицы России способен дать рынку собственные беспилотные системы, уверены члены региональной рабочей группы AeroNet. Вопрос в том, какое это будет изделие
Полигон нужен?
Уже больше года в Ульяновске обсуждается идея создания полигона для беспилотных летательных аппаратов. Специалисты УлГТУ разработали модель городской инфраструктуры для дронов с полигонами, базами и станциями заряда.
«Это абсолютно реальный, боевой проект», – отметил на заседании региональной рабочей группы AeroNet Алексей Пирогов, начальник управления инвестиционных проектов АО «Авиастар-СП».
Пока это только модель. Реализация проекта должна начаться с технического задания на саму беспилотную систему, для которой затем можно будет создать первый небольшой полигон, считает Пирогов.
Будет ли ульяновский проект полигона востребован на рынке? Пока этот вопрос спорный. Как отметил Вадим Павлов, генеральный директор АНО «Центр кластерного развития», в России уже есть полигон для военных беспилотников. А в Томской области разработана дорожная карта по полигонам для коммерческих дронов в рамках федерального проекта «Тайга».
По мнению Сергея Потапова, технического директора компании HeatLab, полигон не даст Ульяновску явные преимущества в сфере беспилотных систем. «Если мы хотим серьезно развить в Ульяновске эту отрасль, нужно внимательно посмотреть на университеты и разработчиков. Чтобы выйти на рынок БПЛА в качестве самостоятельного игрока, регион должен иметь конкретные технические преимущества».
Старое неинтересно
Федеральная рабочая группа AeroNet разделила рынок БПЛА в России на следующие сегменты.
1. B2G, или business to government – мониторинг транспортного потока, исследование климата и экологический мониторинг, поиск и спасание, борьба с пожарами и стихийными бедствиями, помощь в операциях по поддержанию правопорядка, исследование дикой природы.
2. B2B, или business to business – сельское хозяйство, связь, исследование состояния зданий и сооружений, профессиональная кино- и фотосъемка, поиск полезных ископаемых, перевозки, картография и топографическая съемка, реклама.
3. B2С, или business to customer – использование беспилотников в личных целях, например, для любительской фото- и видеосъемки.
4. Сквозные сегменты – системы защиты от беспилотников, охрана периметров.
Все это уже создано и применяется в развитых странах, конкуренция в этих сегментах налицо.
«Реализовывать проекты, которым в США уже 30 лет, неинтересно. Нужно создать ядро профессионалов, которые нацелены исключительно на инновации. Работать мы должны на острие, на первой волне», – заявил руководитель рабочей группы AeroNet в Ульяновске, генеральный директор компании HeatLab Константин Полетаев, добавив, что главные критерии при выборе проекта – инновационность и рыночная применимость.
Батарейка на водороде
Одно из предложений HeatLab – сфокусироваться в регионе на разработке нового источника энергии для дронов. У компании уже есть свой финальный продукт – переносной источник энергии, который упрощенно называют «водородной батарейкой».
«Сейчас беспилотные летательные аппараты работают либо на ДВС (двигателях внутреннего сгорания), либо на литий-ионных батареях. Наша разработка является уникальной в России. Она подразумевает обеспечение энергией БПЛА на основе устойчивого потока водорода. Устройство позволяет достичь плотности запасания энергии на единицу массы более 400 Вт*час/кг, что в два раза больше по сравнению с плотностью энергии предоставляемой литий-ионными батареями. Это открывает более широкие возможности для БПЛА, как по длительности полета, так и по массе полезной нагрузки», – пояснил Константин Полетаев.
В дальнейшем «водородную батарейку» планируется трансформировать в облегченную топливную систему для беспилотника.
«Данный продукт мы успешно представили на чемпионате по дронбиатлону в подмосковной Кубинке и на МАТФ-2018. Получили право выставить наш продукт на «Армия-2018». Заключили ряд предконтрактов с потенциальными приобретателями и партнерами в лице ключевых производителей беспилотников в России и иностранных инвесторов. Сейчас мы выходим на уровень подписания технических заданий на разработку источников энергии с применением нашей системы», – рассказал Константин Полетаев.
На разработку водородной энергосистемы для беспилотников HeatLab получил грант фонда Бортника на сумму 3 млн рублей. В конце 2019 года новую топливную систему планируется передать на испытания.
Полет при -50 градусах
Ульяновским ноу-хау может стать и беспилотник, разработанный для нужд Арктики.
«Почему арктический беспилотник? Ни для кого не секрет, что водород – топливо будущего. Но у всех топливных систем на водороде одна и та же проблема – климатика. Это технологический барьер. Помимо компетенций по водородной топливной системе, в Ульяновске на базе HeatLab формируются компетенции по термоменеджменту – управлению тепловыми потоками. Термобоксы энергетических систем и электроники беспилотников, которые способны работать в условиях от -50 до +50 градусов по Цельсию на водороде, потребуют применения инновационных материалов и технологий», – отметил Полетаев.
Такой беспилотник может применяться в борьбе с обледенением лопастей ветропарков, в том числе ульяновского, и для ветроизмерений, заметил инженер HeatLab Илья Гвоздков.
Региональная рабочая группа AeroNet при одобрении губернатора планирует создать на базе наноцентра Ульяновский центр беспилотных систем (УЦБС) – организацию, которая объединит компетенции в этой сфере и будет работать над задачами, обозначенными в дорожной карте AeroNet. В кооперацию хотят привлечь конструкторские бюро «Ильюшина» и «Туполева», сотрудников и студентов УлГТУ.