– В этом году продолжился тренд на увеличение доли активных пользователей мобильного интернета: ежегодно в России потребление дата-трафика растет примерно вдвое, а в Ульяновской области уже половина наших абонентов относится к категории активных интернет-пользователей. Думаю, в ближайшие годы рост рынка будет происходить за счет естественного перехода клиентов, которые сейчас не пользуются мобильным интернетом или пользуются им мало в категории дата- юзеров.
Телеком. Перезагрузка
Фото: pixabay.com
Ну и гаджеты!
Безусловно, в сравнении со многими другими сегментами рынка отечественный телеком чувствует себя неплохо: сотовая связь – последнее, на чем будет экономить современный россиянин. Да, расценки, как и ARPU (англ. Average revenue per user – средняя выручка на одного пользователя, показатель, используемый телекоммуникационными компаниями), снижаются, операторам сложнее становится поддерживать маржинальность бизнеса.
Вместе с тем абонентские базы телеком-компаний увеличиваются, проникновение мобильной связи в стране растет. И здесь традиционно лидируют обе российские столицы. По степени «продвинутости» регионов, как ни парадоксально, выделяются Камчатка, Сахалин, где люди, оторванные от большой земли, компенсируют недостаток живого общения цифровым.
В остальном Россия более-менее однородна, больших отличий между субъектами нет, вот и в Ульяновской области, по мнению компании Tele2, в общей базе абонентов достаточно большое количество продвинутых пользователей от 25 до 45 лет с доходом средним и выше среднего, и эти люди не мыслят жизни без соцсетей и мессенджеров. И хоть голосовой трафик хоронить рано (он не растет, но и не падает), цифровой метод общения набирает обороты.
Уже сейчас в регионе не только ведется активное строительство сетей четвертого поколения, но и наблюдается увеличение числа 4G-смартфонов: для среднестатистического ульяновского потребителя важна не только голосовая связь, но и скоростной интернет, который работает повсеместно.
Исследования Tele2 показали явные изменения в потребительских предпочтениях, так, в регионах Приволжья с начала 2018 года доля устройств с поддержкой 4G среди клиентов компании выросла на 42%.
Конечно, платежеспособность ульяновцев вносит коррективы в эти тренды. По статистике объединенной компании Связной-Евросеть, за три недели со старта продаж новых iPhone XS и XS Max (средний чек покупки в рассрочку составил 88,3 тысячи рублей) в Татарстане было куплено 30% от общего объема реализованных новинок в ПФО. В Ульяновской области этот показатель составил только 3%. Причем 41% дорогих «яблочных» смартфонов было куплено в кредит.
Вызовы нового времени
В этом году в телеком-индустрии России произошел ряд важных изменений.
– С одной стороны, рынок почувствовал усиление государственного регулирования – это и вступивший в силу закон Яровой, и отмена внутрисетевого роуминга, хотя, к слову, на большинстве тарифов нашей компании его фактически уже не было. С другой стороны, каждый год несет в себе новые возможности. В этом году в активную фазу вошла реализация цифровой экономики. Сейчас идет постоянный конструктивный диалог между государством и бизнесом. Все понимают, что скорость и качество обмена информацией и развитие госпрограммы в целом напрямую зависят от готовности операторов. И мы видим, что сотовые компании все больше начинают трансформироваться из поставщиков связи и интернета в универсальные IT-корпорации с широким диапазоном компетенций, работая на стыке смежных отраслей. Например, МегаФон в этом году реализовал 10 пилотных проектов в различных отраслях. Это и «умные города», и «умное ЖКХ». А прошедший чемпионат мира по футболу побил мировой рекорд и стал самым «мобильным» событием за историю проведения массовых мероприятий.
– В 2018 году сохранились и получили развитие все основные тренды 2017 года – развитие «облачных» сервисов и инновационных решений для удаленной работы с любого устройства, цифровизация и интернет вещей, автоматизация инструментов маркетинга, развитие технологий межмашинного взаимодействия, применение инструментов big data и анализ данных в режиме реального времени. Кроме того, стоит отметить информационную безопасность (противостояние киберугрозам и атакам), не утратили актуальность вопросы защиты от взломов и кражи конфиденциальных данных.
Современный пользователь готов платить и за связь, и за смежные сервисы, например, за финансовые услуги. Так что сотовые операторы активно ищут новые возможности, призванные обеспечить необходимый для дальнейшего развития уровень выручки. Сергей Эмдин выделил три вектора роста бизнеса: развитие оператора как marketplace, реализация проектов big data и создание мобильных виртуальных операторов (MVNO).
Там, за облаками
Недавно наш журнал удивил читателей: некоторые страницы уважаемого бизнес-издания региона… «оживают», лишь стоит навести на них смартфон. Некоторые ульяновские предприятия уже воспользовались этой уникальной возможностью по-новому заявить о себе.
– Радует активный спрос на внедрение технологий дополненной и виртуальной реальности в компаниях, которые хотят удивлять и доносить информацию до своих клиентов в новом wow-формате. И это касается не только частных предприятий, но и госкомпаний.
Эксперты отмечают, что корпоративные клиенты телеком-операторов открыты инновациям, особенно если они получают реальные кейсы экономии.
– Доля облачных сервисов и дополнительных услуг продолжает расти. Мы отмечаем стабильно растущий спрос на облачные услуги, в частности, на облачную телефонию и интеллектуальные решения в области видеонаблюдения, а также офисные программы в облаке, которые помогают оптимизировать бизнес-процессы и сокращать затраты. Компании начинают понимать преимущества их использования – минимизация издержек на создание и эксплуатацию инфраструктуры, защищенный доступ к данным из любой точки мира, возможность контролировать все процессы на расстоянии. Все чаще компании, среди которых преобладают малые и средние предприятия, покупке оборудования предпочитают подписку на платформы унифицированных коммуникаций, избегая масштабных вложений и делая ставку на высокую отказоустойчивость. Благодаря своей функциональности и экономичности, облачные решения привлекают внимание и крупных компаний, находящихся в поисках альтернативы устаревшим решениям.
– Сейчас самым перспективным направлением становятся цифровые предложения – облачные сервисы, большие данные и аналитика. В этом году мы запустили уникальный продукт – BeeCloud. Сервис дает возможность разворачивать виртуальные сервера онлайн менее чем за минуту (инфраструктура + операционная система), автоматически масштабировать мощности под нагрузку клиента и создавать ряд дополнительных сервисов для оптимизации работы. По нашим оценкам, эффективность бизнес-процессов повышается до 75% при подключении к BeeCloud, а затраты значительно оптимизируются.
Телекоммуникационная компания сегодня становится не только бизнес-партнером для своих клиентов, но и помогает создать комплексное IT-решение для бизнес-процессов. Самое важное – понять, что от нас как от телеком-операторов ожидают клиенты. И просто сделать то, что они хотят.
Директор ульяновского филиала Tele2 Дмитрий Мимеев рассказал, что в 2018 году в регионе корпоративный сектор компании вырос еще на 23%, за полгода количество использованного интернет-трафика в данном сегменте выросло вдвое. Среди клиентов оператора – игроки из сферы торговли, промышленности, медицины, финансов, а также госучреждения.
В порядке вещей
По мнению игроков рынка, общемировые телеком-тренды рано или поздно приходят в Россию, в частности, это касается интернета вещей – фундамента для развития цифровой экономики с безграничным потенциалом роста.
– По нашим оценкам, основанным на прогнозах мировых аналитических агентств, объем рынка интернета вещей в России к 2022 году достигнет почти 800 млрд рублей, а количество оконечных устройств составит 660 млн, или 4,5 устройства на жителя России. Рассматривая возможности, предоставляемые цифровой экономикой, мы запустили сеть промышленного интернета вещей (Industrial Internet of Things, IIoT) в 52 городах России, в том числе в Ульяновске. Каталог IoT-решений создаем совместно с несколькими разработчиками программного обеспечения: от сенсорных датчиков до бизнес-аналитики, машинного обучения и блокчейна. Их применение поможет клиентам повысить эффективность бизнес-процессов, перейти от визуального или календарного обслуживания оборудования к обслуживанию по состоянию, перевести сотрудников на интеллектуальные работы с неквалифицированных операций, передав их машине.
– На наш взгляд, интернет вещей начнет переходить от слов к делу, и мы увидим его дальнейший сильный рост. Это будет стимулироваться за счет растущего числа существующих предложений для бизнеса в таких сегментах, как подключенные автомобили, дома и различное оборудование. Также стоит отметить тренды, которые уже отчетливо прослеживаются на российском рынке: высокая доля пакетных тарифных планов, рост популярности коммуникационных сервисов и развитие big data.
Все громче в последнее время звучит тема 5G, причем еще недавно подобные сообщения казались фантастикой. Вот МегаФон совместно с «КамАЗом» запустил в Казани беспилотный электробус, который управляется при помощи 5G-интернета. Вот «Билайн» вместе с Huawei впервые в России продемонстрировал возможность совершать голографические звонки с помощью очков смешанной реальности и мобильной связи «пятого поколения».
– В перспективе, когда будут развернуты коммерческие сети 5G, появится возможность совершать голографические звонки из разных точек земного шара и организовывать голографическую конференц-связь между группами абонентов.Также технология потенциально может быть использована как для расширения пользовательского опыта в контексте удаленных путешествий, так и для развития «виртуального ритейла».
Эксперты видят неоспоримые преимущества мобильной связи 5G: улучшенный мобильный широкополосный доступ, огромное количество соединений без ограничений, высокая надежность и мгновенная доставка сигнала.
– Абоненты чаще работают с тяжелыми файлами и хотят обмениваться ими с большей скоростью, это подталкивает операторов связи к новой, дорогостоящей гонке перехода сотовых операторов на скоростной формат передачи данных 5G.
Плюс цифровизация всей страны
Эксперты подчеркивают, что рынок мобильной связи в России строится на жесткой конкуренции федеральных игроков, однако он по-прежнему носит региональный характер. Поэтому операторам важно понимать специфику каждого субъекта, анализировать тренды, оценивать перспективы на будущее – прежде чем «подкармливать» капитальными инвестициями тот или иной регион.
А что ждет отрасль в ближайшем будущем?
По оценкам компании Tele2, в следующем году вектор развития рынка кардинальным образом не изменится. Рынок уже научится работать по новым правилам, которые вступили в силу в этом году, а драйвером роста для операторов связи с учетом насыщения рынка по-прежнему будет увеличение количества активных интернет-пользователей и кратный рост дата-трафика. Абоненты все чаще будут выбирать тарифы с большим объемом трафика, что принесет операторам дополнительную выручку, даже если количество абонентов не будет расти. Кроме того, оператор продолжит развивать неоператорские сервисы, поддерживая интересы своих абонентов в разных сферах жизни.
– Активное развитие Интернета вещей, внедрение искусственного интеллекта и технологий виртуальной реальности, широкое распространение «умных» инфраструктур – вот драйверы роста рынка на ближайшие несколько лет. Телеком-операторы и операторы связи находятся в самом центре цифровой цепочки. В полной вызовов эпохе цифровой трансформации важно формировать уникальное предложение и не отойти на второй план, став «трубой» и превратившись во второстепенного посредника. Необходимо научиться использовать возможности цифровизации, чтобы соответствовать возрастающим и динамично меняющимся потребностям клиентов, быстро и эффективно создавать оптимизированные сетевые конфигурации для каждого заказчика.
– Тестирование новейших технологий и то внимание, которое сейчас уделяется современным высокотехнологичным разработкам, позволяет надеяться, что цифровое будущее в нашей стране не за горами.