– Главным расходом является арендная плата за помещение. Полноценный фитнес-клуб занимает 1200-6000 квадратных метров. Для успеха клуб должен иметь удобное для клиентов расположение и хорошую проходимость. Оптимальный вариант – торговый центр, но, к сожалению, не многие ТЦ понимают важность такого якорного арендатора, как фитнес-клуб, а потому не готовы к снижению арендной ставки.
€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Спортивный интерес предпринимателя
Фото: pixabay.com
Сдержанный рост
У бизнеса в сфере спорта есть три направления – спорттовары, фитнес-индустрия и ГЧП, и каждое из этих направлений в России растет.
По данным РВК, объем розничного рынка спортивных товаров в стране в 2017 году увеличился на 1,2% и составил 251 млрд рублей. 60% этого рынка поделили три сети – «Спортмастер», Adidas/Reebok и Decathlon.
Торговля спорттоварами сегодня входит в топы самых прибыльных идей для бизнеса. Например, рынок не прочь принять новые компании по продаже спортивной одежды или велосипедов. Ульяновская область, по словам директора местного магазина Decathlon Дины Хайбуллиной, не сильно отличается от других в плане активности спроса на спорттовары. По ее словам, выбирая спортивную одежду или инвентарь, ульяновцы ориентируются не столько на бренд, сколько на цену и качество.
Еще более ощутимо выросла в России фитнес-индустрия – на 7,5%, но по выручке этот рынок уступает спортивному ретейлу и оценивается в 118 млрд рублей. Лидерами отрасли продолжают оставаться крупные фитнес-клубы, однако быстрое развитие небольших студий заставляет их менять формат работы, подключаясь к трендам сегодняшнего дня.
Как замечает фитнес-эксперт, управленец фитнес-клубами в Эстонии и Санкт-Петербурге Инга Коуру-Недашковская, традиционные секции – баскетбол, футбол, теннис и пр. – преобразуются. Появляются новые групповые форматы тренировок, такие как cardio tennis, golf fitness и basketball fitness.
В крупные российские города постепенно проникает европейская мода на фитнес-бутики – небольшие клубы с определенной направленностью. Это могут быть только групповые занятия, или только силовые тренировки, или только тренажеры
Получают распространение клубы эконом-формата – low cost, с минимальным персоналом и полным самообслуживанием, с автоматическими системами доступа в клуб и другими digital-инновациями.
Стоимость открытия фитнес-центра зависит от его формата. По словам г-жи Коуру-Недашковской, окупаемость в среднем достигается через два-три года.
Другим фактором, влияющим на окупаемость, является спрос.
– Несмотря на падение платежеспособности жителей, спрос на спортуслуги растет благодаря получившему распространение тренду на здоровый образ жизни. Снижение клиентопотока мы наблюдаем только летом – в период отпусков. Многие ульяновцы ходят в фитнес-клубы всей семьей. Детей начинают приучать к спорту с младенчества. Моду на ЗОЖ подогревают городские спортивные мероприятия, стабильные цены в клубах, регулярные акции и скидки.
– Спрос на спортивные услуги в Ульяновске нельзя назвать высоким, однако в последнее время он увеличивается. Рынок реагирует на это: открываются новые клубы, запускаются оздоровительные проекты, город устраивает большое количество спортивных мероприятий. Фитнес-клубы охотно проводят дни открытых дверей, участвуют в спортивно-массовых мероприятиях, становятся спонсорами. Например, фитнес-клуб Sistema финансово поддерживает спортсменов, стремящихся прославить регион своими достижениями.
– Спортивные услуги в нашем городе разнообразны, и оценить уровень спроса на них тяжело. Если говорить о фитнесе, Ульяновску есть к чему стремиться. Например, в соседней Казани уровень вовлеченности населения в фитнес находится в районе 10%, у нас же этот показатель около 2%.
Фитнес-клубы стремятся развивать спектр b2b-услуг. Охотнее на это откликаются IT-компании.
– Корпоративный сегмент в фитнес-индустрии растет, потому что все больше работодателей задумываются о трудоспособности своего персонала. В здоровом теле – здоровый дух, и лучше вложиться в продуктивные привычки своего сотрудника сегодня, чем потом оплачивать его больничные листы и иметь простои в работе.
– В городах-миллионниках активно развивается b2b-сегмент фитнес-индустрии: едва ли не каждая вторая компания вкладывает деньги в укрепление корпоративного духа путем совместных занятий спортом, в фитнес-клубах даже проводятся корпоративы.
Как признают сами игроки рынка, сегмент b2b в ульяновском спорте пока в начальной стадии своего развития.
– Мы активно ведем работу с корпоративными клиентами, но, к сожалению, интерес компаний к фитнесу во многих отраслях бизнеса довольно низок. Из нашего опыта можем сказать: если руководитель сам занимается спортом, то и сотрудники компании активно в это вовлечены.
Поле для коммерции
На федеральном уровне здоровье нации объявлено национальной задачей. По указу президента от 7 мая 2018 года, доля жителей России, систематически занимающихся физкультурой и спортом, к 2024 году должна достичь 55%.
По итогам 2017 года этот показатель в Ульяновской области составил 36,6%, это на 2,5% больше, чем было в 2016 году, подсчитали в региональном Минспорта. На фоне других регионов мы выглядим неплохо: Ульяновская область вошла в топ-20 субъектов РФ по приверженности населения ЗОЖ по версии РИА Рейтинг. Составляя этот список, агентство изучило потребление алкоголя и табачных изделий, распространенность наркомании, частоту занятий спортом и условия труда.
В стране действуют 305 тысяч объектов спорта, но этого мало: по оценке Минспорта РФ, дефицит инфраструктурных возможностей составляет 50% от норматива.
– Спрос на спортивные сооружения со стороны населения не удовлетворен и возрастает. Было время, когда казалось, что вот-вот мы этот спрос удовлетворим, но сейчас понимаем, что далеки от этого. Объекты спорта в обществе воспринимаются как социально значимые, т.е. максимально доступные по цене. Содержание объектов спорта весьма дорогостояще, и денег на всех уровнях бюджетов в РФ недостаточно.
По мнению чиновника, модель развития отрасли, которая позволила быстро восстановить провалы 1990-х и 2000-х годов, исчерпала себя, т.к. опиралась исключительно на бюджетное финансирование.
– В то время как иные социальные сферы шли по пути сокращения государственного присутствия, оптимизации госрасходов и коммерциализации, физическая культура и спорт получили мощный культ государственной поддержки. И сегодня мы имеем с одной стороны серьезные отраслевые достижения, как в части количественных показателей, так и в части значимых международных результатов, а с другой стороны – увеличение ожиданий общества, которые уже невозможно обеспечить только за счет государства.
Казалось бы, выход из положения – государственно-частное партнерство. Но взрывного роста частных инвестиций и стабильного увеличения концессионных соглашений в отрасли не происходит. Всего 7,5% существующих в России объектов спорта принадлежит бизнесу. В 2016 году, по данным Минэкономразвития, в сфере физической культуры и спорта на разных стадиях реализации насчитывалось лишь 23 проекта.
На эксплуатацию и техобслуживание спортсооружений для массового спорта тратится около 12% консолидированного бюджета физической культуры и спорта. Годовые расходы на содержание одного ФОКа оцениваются в 80-150 млн рублей.
В 2019 году в России начнется реализация федерального проекта «Спорт – норма жизни», который должен изменить ситуацию в лучшую сторону.
– В рамках проекта мы планируем предпринять действия, которые должны привести к тому, что государственно-частное партнерство для субъектов РФ станет привычной практикой. Работа предстоит масштабная: будут создаваться спортивные площадки для сдачи норм ГТО, эти площадки должны быть созданы в каждом муниципальном районе. На строительство ФОКов каждый субъект Российской Федерации до 2024 года должен получить около 250 млн рублей, а приоритетные территории, определяемые правительством, – более 300 млн рублей.
По мнению председателя правительства Ульяновской области Александра Смекалина, при строительстве спортивной инфраструктуры в оборот должно вовлекаться государственное имущество, которое не используется или используется неэффективно. Такие объекты можно предоставлять бизнесу на праве безвозмездного пользования либо с инвестобязательствами. Например, с условием, что построенный спорткомплекс помимо коммерческих задач будет выполнять и социальные – обеспечивать доступность инфраструктуры для бюджетных секций и федераций.
Пример такого сотрудничества государства и бизнеса – «Университет футбола», открытый в Ульяновске в октябре 2018 году. Двухэтажное здание и земельный участок находятся в госсобственности, инвестор получил их на праве аренды с инвестобязательствами.
Перспективы «малышей»
Развитие спортивной инфраструктуры российские власти напрямую связывают с малым и средним предпринимательством. Фитнес-услуги – одна из сфер, в которую можно вовлечь потенциально перспективные слои населения – молодежь, военнослужащих и самозанятых. Кроме того, именно малый бизнес может коммерциализировать тренд клубного спорта.
– Сейчас люди предпочитают заниматься модными видами спорта. Они не идут в аэробику или гимнастику, а выбирают йогу и пилатес. Это привлекает людей. Молодые, неолимпийские виды спорта более агрессивны, они продвигают себя.
По данным ФНС, в сфере спорта работают 0,7% всех субъектов малого и среднего бизнеса в России. Всего таких компаний насчитывается 42,7 тыс., в основном это индивидуальные предприниматели
Корпорация МСП составила топ-10 регионов, где «спортивные малыши» активнее всего. Это Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская, Новосибирская, Самарская, Челябинская и Ростовская области, Татарстан.
По словам заместителя генерального директора корпорации Натальи Коротченковой, драйвер рынка – доступ к закупкам крупнейших заказчиков.
– Как ни странно, наши национальные «гиганты», такие как РЖД, «Россети», «Роснефть», «Газпром», закупают в достаточном количестве услуги по организации мероприятий в сфере физической культуры и спорта, обеспечивают заказы на строительство спортивных объектов. Это тот самый спрос, который формируется не населением и куда могут прийти малые и средние компании.
И спрос этот быстро растет. В 2017 году объем закупок у малого и среднего бизнеса в сфере физической культуры и спорта в России составил 217,8 млн руб-лей. За неполный 2018 год показатель уже достиг 1,67 млрд рублей. Правда, почти половина этого объема связана с заказом строительства спортсооружений. Спортивные услуги занимают 15% отраслевых закупок, столько же – услуги по исследованию рынка.
Одними закупками малому предпринимательству не прокормиться. Как и в крупном бизнесе, здесь нужна развитая система господдержки.
– Фитнес-индустрия поддерживается государством во многих развитых странах мира. Система хорошо зарекомендовала себя и успешно работает в Эстонии более 15 лет. В США медицинская страховка, которую покупает человек, обходится ему дешевле, если он регулярно посещает фитнес-клуб. В Европе для открытия фитнес-клуба предоставляется площадь без арендных площадей и доступные субсидии.
На базе Корпорации МСП действуют три финансовых инструмента поддержки бизнеса в сфере спорта. Это льготные кредитные продукты «Бизнес-навигатор Спорт», «Спорт-закупка» и «Спорткомплекс».
В ближайшем будущем могут появиться и другие инструменты поддержки. Азат Газизов рассказал на форуме «Россия – спортивная держава» о новой системе, которая может продвинуть фитнес-индустрию, – платформе Sport ID. Задача платформы – минимизировать затраты времени на оформление и отчетность, тем самым максимально упростить и технологизировать процесс. У клиента появляется выгода: оформив один паспорт Sport ID, он может посещать любые фитнес-клубы, не оформляя с каждым из них отдельные договоры и бухгалтерские документы.
Предложение по развитию фитнес-клубов высказал и премьер Ульяновской области Александр Смекалин.
– Если открываются фитнес-центры и частные спортивные школы, и человек готов идти туда и платить за это, почему бы не закреплять за ним деньги, как мы делаем это в сфере образования и здравоохранения? Почему бы не выдавать человеку сертификат, который он сможет предъявить в качестве софинансирования оплаты этих услуг? Тогда мы четко сможем посчитать, сколько стоят занятия спортом одного человека, кто конкретно, где и чем занимается. Тогда мы создадим в отрасли серьезный рынок, в который бизнес пойдет. Возможно, это будет проблематично в малых городах или сельской местности, но как элемент стимулирования притока частного капитала малого и среднего бизнеса не в инфраструктурные объекты, а в массовый спорт – это эффективный инструмент и повод для размышлений.