€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Женщина выбирает
Фото: pixabay.com
директор ульяновского Центра коррекционной и семейной психологии
Поколение Х против миллениалов
Веря статистике последнего времени, можно сказать, что прирост «женского» бизнеса в нашем регионе ежегодно составляет более 10%. Так же замечено, что среди начинающих предпринимательниц достаточно много леди, перешагнувших определенный возрастной рубеж. Под определенным возрастом предлагаю понимать пресловутые 40 лет. Очень уж у нас к этому возрастному рубежу много внимания и суеверий привязано. Например, такое, что в 40 лет жизнь только начинается!
Если говорить об этой дате применительно к бизнесу с «женским» лицом, то это на самом деле именно так, потому что к своему сорокалетию среднестатистическая женщина приходит с пониманием того, что дети уже поставлены на ноги, быт налажен, семья устоялась. Запас жизненной силы и бесценного опыта огромен. И вдобавок ко всему появилось долгожданное свободное время! Это ли не повод для того, чтобы позволить себе заниматься тем, что на самом деле интересно, применив свои профессиональные знания в построении собственной системы достижения результата?!
Следуя теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува, которая стала повсеместно применяема при прогнозировании векторов развития общества, женщины, которые сейчас отмечают свои 40+ дни рождения (с 1963 по 1983 год рождения), относятся к поколению Х. Для этого поколения свойственен высокий уровень личной ответственности и широкий спектр знаний. Это поколение «одиночек», выращенных на последовательности движения в одном направлении и нацеленных на упорную работу и индивидуальный успех.
Тогда как поколение Y (миллениалы, родившиеся с 1984 по 2003 год), то есть те, кто сейчас вышел на рынок труда, менее склонно к реализации собственных бизнес-проектов. Как профессионалы они формировались в неустойчивой внешней среде под прессингом мощного информационного потока. В связи с этим миллениалам присуща высокая техническая грамотность, ориентированность на немедленное получение вознаграждения за результаты работы, узкая специализация и расстановка жизненных приоритетов в сторону отказа от преодоления препятствий. При этом они высокоработоспособны, имеют глубокие ценности, но, скорее всего, предпочтут работать не на себя, а «на дядю», что, с точки зрения бизнеса, совсем неплохо: хороший исполнитель намного лучше идейной «звезды».
Примеры успешного бизнеса показывают, что чаще всего предпринимательская стезя – это все-таки поход не за деньгами, а за реализацией идеи. В этом плане фора в бизнесе у женщины однозначна
Вероятно, из-за таких различий в ценностях поколений активные и имеющие должный уровень образования и профессиональных навыков женщины-Х, придя к рубежу 40+, ищут применения своим знаниям в создании собственного бизнеса, а не стремятся к работе по найму. Единственное, что им в это период необходимо, кроме стартового капитала, это грамотная профориентация. Профессии устаревают пропорционально скорости прогресса в развитии технологий, и выбор актуальной ниши для ведения собственного дела становится одной из главных задач для начинающего предпринимателя. Профессиональная же ориентация должна обязательно в себя включать блок выявления опорных точек собственной мотивации.
Если на этапе начала бизнеса точно понимать, зачем и почему хочется заниматься именно этим и почему именно такой результат желанен, то многие препятствия в деле перейдут из категории «ПРОБЛЕМА» в раздел «ЗАДАЧА», а это уже совсем другое отношение, как к процессу, так и к результату. И тогда не случится того, что часто происходит с людьми, имеющими достаток выше среднего: достигая определенной финансовой планки, они перестают ощущать ценность своих достижений, потому что изначально стремились к успеху, например, чтобы доказать что-то своим родителям. И вот, успех достигнут, а родители так и не дали признания и любви в той мере, на которую хотелось рассчитывать. Мотивация была – любовь родителей. И при чем тут миллионные прибыли или фото на обложке журнала «Forbes»?! Кстати, примеры успешного бизнеса (в том числе – женского) показывают, что чаще всего предпринимательская стезя – это все-таки поход не за деньгами, а за реализацией идеи. В этом плане фора в бизнесе у женщины однозначная.
Семья и/или бизнес?
Как я уже говорила, очень важно понимать истинные мотивы, побуждающие нас делать что-либо. Если женщина хочет заниматься бизнесом, чтобы выжить, если для нее эта гонка за прибылью, чтобы компенсировать все те лишения, с которыми она когда-то столкнулась. Если она играет «по-мужски», то, скорее всего, она будет вынуждена делать выбор между семьей и бизнесом. Если женщина всерьез решит сделать однозначный выбор в одну или другую сторону, то вероятнее всего придет к разочарованию в себе и как в хранительнице семейного очага, и как в бизнес-вумен. Отказ от реализации личностных интересов приведет к сожалению о несделанном, женщина будет винить себя и свою семью в том, что она не счастлива. А отказ от семьи, рано или поздно, приведет к эмоциональному выгоранию, усугубляемому физическим одиночеством.
Если женщина всерьез решит сделать однозначный выбор в одну или другую сторону, то вероятнее всего придет к разочарованию в себе и как в хранительнице семейного очага, и как в бизнес-вумен
Есть ли выход?! Да, есть. Принимая решение о ведении собственного бизнеса, не пожалеть времени и средств на проработку своих желаний на предмет выявления истинных мотивов. И только после этого нырять в процесс плавания по волнам предпринимательства. Понимая, что это плавание – не прогулочное путешествие, а серьезная работа.
А еще просто перестать использовать принцип «или-или» и заменить его принципом «и-и». При всей своей простоте принцип «и-и» дает возможность не лишать себя таких важных частей жизни, как семья и самореализация. Он ставит задачу: как упорядочить свою жизнь так, чтобы для всего хватило времени и сил. И тут на помощь придут грамотный тайминг, менеджмент и т. д. Все эти навыки, которые уже есть у женщины 40+ в ее профессиональном багаже, позволят совместить и успешность в бизнесе, и благополучие в семье.
Но тут есть условие: семейные отношения должны быть выстроены по принципу партнерства, и семейные обязанности распределены между супругами не в соответствии с домостроевским укладом, а по принципу равноправия и равнозначности. Например, посуду в доме моет не тот, кто «женщина», а тот, кто в данный момент свободен. И это касается не только области ухода за домом и т.п., но и ведения семейного бюджета, принятия глобальных решений.
Главный принцип партнерства – это прозрачность при принятии решений. Не достигать компромисса (где каждый что-то теряет), а договариваться, уважая потребности и возможности партнера. С таким подходом женщине комфортно вести собственный бизнес, лично знаю подобные примеры.
Если друг оказался вдруг
Предпринимательство – это не только сфера применения своих деловых и профессиональных качеств, но и определенный образ жизни. Рост деловой нагрузки влияет на количество свободного времени женщины, а это ведет к ограничению близкого круга общения. И это касается не только родственников, но и ее друзей, которые, возможно, не привыкли видеть в ней человека, занятого чем-то важным, и по-прежнему рассчитывают на ее время, не замечая что оно уже не совсем свободное. И сталкиваясь с этим ограничением, могут счесть это проявлением высокомерия, зазнайства, приписывая мнимую заносчивость женщине в связи с ее новым уровнем дохода или возникающим в процессе работы деловым связям.
На этом этапе круг общения очень меняется. Кто-то из друзей и подруг может полностью выпасть из него. И нельзя сказать, что это плохо или хорошо (полюсность событиям мы присваиваем сами). Те люди, которые нам необходимы, обязательно появятся в нашей жизни. А тем, с кем мы прощаемся, мы должны быть благодарны за время, которое они провели рядом с нами.
Так что же такое бизнес по-женски?! Наверное, это все-таки не какая-то методика или набор показателей, а особое отношение к своему делу, построение системы на базе таких ценностей, как стремление к душевному равновесию, ориентированность на партнерство, где результат – это не только конечная цифра, но и сам процесс, текущий без искусственного ускорения и напряжения.