«Вопрос стоит больше рассматривать в плане загрузки этой инфраструктуры предприятиями, которые готовы будут инвестировать. Несмотря на то, что многие регионы проявляют инициативу в создании таких объектов, нужно также создавать и ряд других, нематериальных стимулов. Это налоговые льготы, снижение административных барьеров, скорость работы с инвестором, предоставление земельных участков и т.д.».
Что нужно промышленным инвесторам
Фото: Эльмира Кобина
Парки для крупных компаний
Пятая конференция «Требования инвесторов – действия власти» прошла в Ульяновске 24 января, организатором выступила Корпорация развития Ульяновской области при поддержке правительства региона и DMG MORI. По составу участников мероприятие имело международный характер: на площадке станкостроительного завода собрались представители российских и зарубежных консалтинговых компаний, ассоциаций, институтов развития, органов власти страны и субъектов РФ.
Качественное сопровождение инвестиционных проектов – базовое условие для привлечения в регионы крупных производств, согласились участники конференции. Но как измерить качество? Этот вопрос, не имеющий единого ответа, и стал предметом для обсуждения. Разные ведомства – официальные органы, общественные объединения – изучая инвестиционную политику субъектов РФ, пытаются сформировать стратегии взаимодействия с инвесторами.
Минпромторг выделяет три вектора промышленной политики – развитие индустриальных зон, создание технопарков и кооперация. Первый вектор пока самый крупный: инвестиции в индустриальные парки за 20 лет (с 1998 по 2017 год включительно) составили 1 трлн 185 млн рублей. Свои деньги в эти площадки в России вложили компании из 33 стран. Доля иностранных резидентов составляет 12%. На территориях индустриальных парков создано 125 тыс. рабочих мест.
Министерство занимается проверкой парков на соответствие требованиям постановления правительства №794. По этому документу, площадь парка должен быть не менее 8 га, территория должна иметь транспортное сообщение с ближайшим населенным пунктом, должна присутствовать возможность подключения к сетям электро-, газо- и водоснабжения, должны быть предусмотрены меры стимулирования работы резидентов и пр.
По этим требованиям аккредитованы 56 индустриальных парков в России. Всего же в стране действуют 130 таких площадок, и еще 58 формируются. По планам Минпромторга, число индустриальных парков по итогам 2019 года достигнет 139.
В России есть единичные примеры проблемных индустриальных парков. По словам исполнительного директора Ассоциации индустриальных парков (АИП) Дениса Журавского, причинами неуспеха становятся неправильно выбранное место или частая смена команд. Но в целом ситуация положительная: за последние 5 лет территории такого формата по объему инвестиций и созданных рабочих мест выросли в 2 раза. Текущую ситуацию эксперт назвал «бумом» индустриальных парков.
Опыт Ульяновска
По сведениям ассоциации, в среднем на 1 рубль, вложенный в инфраструктуру индустриальных парков России, привлечено 7 рублей инвестиций. Минпромторг ставит задачу повысить эту эффективность до 22 рублей. Ведомство планирует сформировать универсальную модель преференций в индустриальных парках, в которой будет учтен опыт Ульяновской области. Его Денис Цуканов назвал успешным, особенно отметив промзону «Заволжье», которая одной из первых получила аккредитацию министерства.
Денис Цуканов:
«На примере индустриального парка «Заволжье» можно увидеть, что большинство компаний, невзирая на экономические обстоятельства и внешнеполитические факторы, продолжают инвестировать в Россию. Это уже дало прямой финансовый результат для региона: на рубль, вложенный в подготовку инфраструктуры этого парка, удалось привлечь более 25 рублей частных инвестиций. А ежегодные налоговые поступления в федеральный бюджет на один вложенный рубль составили 8 рублей.
Мы продолжим оказывать государственную поддержку этому парку. Управляющая компания уже сейчас является пользователем такого направления поддержки, как возмещение процентных ставок по кредитам, привлеченным на строительство парка. В настоящий момент компенсированы затраты управляющей компании на обслуживание кредита, привлеченного на строительство индустриального парка, в размере 85 млн рублей».
Всего в Ульяновской области 6 индустриальных парков. По подсчетам АИП, по объему внешних инвестиций в такие территории регион занимает 5 место в стране с результатом 62 млрд рублей. Лидером остается Калужская область – 345 млрд рублей, это 29% всего объема инвестиций в индустриальные парки России. Далее идут Татарстан (191 млрд рублей), Липецкая область (158 млрд рублей) и Московская область (87 млрд рублей).
«Мы единственный регион в Российской Федерации, который занимается реформой контрольно-надзорной деятельности. Четыре года назад около десятка регионов вступили в этот проект, остались одни мы.
Государство поставило регионам задачу – до 1 февраля 2020 года окончательно определить, от чего они откажутся. Мы эту задачу уже выполнили – сформировали свою систему «умного контроля» и готовы ее запустить в качестве эксперимента уже сейчас».
Площадки для инноваторов
Технопарк – второй формат территорий для привлечения инвестиций, поддерживаемый на федеральном уровне. В отличие от индустриальных парков, эти объекты, помимо готовой инфраструктуры, оснащены оборудованием коллективного пользования.
Денис Цуканов:
«Промышленные технопарки – довольно новая законодательная инициатива. Эта новация шла от бизнеса, которому нужны были более компактная площадь и оборудование для размещения высокотехнологичного производства. Такие объекты больше подходят для городов и агломераций. Например, в Москве два индустриальных парка, все остальное – это технопарки. А в Московской области ситуация обратная: более 30 индустриальных зон и ни одного технопарка».
В России работают 62 технопарка в 25-ти регионах, 13 создаются, пять планируется запустить в 2019 году. Суммарно это 150 га площадей для выпуска экспортоориентированной, импортозамещающей и безаналоговой продукции.
исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков:
«Очевидная тенденция в развитии промышленных площадок – разворот от крупных проектов к дешевым и создание инфраструктуры для малого и среднего бизнеса. Вслед за гигантами промышленности на территории парков приходят небольшие компании-поставщики».
По информации Минпромторга, к концу 2018 года на территории российских технопарков открылись 3,3 тыс. малых и средних компаний, создано 31 тыс. высокопроизводительных рабочих мест. В 2019 году, по планам ведомства, резидентов станет на 200 больше. В этом году министерство намерено инвентаризовать все работающие в стране технопарки, включить их в ГИСИП (геоинформационную систему индустриальных парков) и разработать систему оценки их эффективности.
Ответ на требования
Национальная ассоциация агентств инвестиций и развития (НААИР) провела опрос региональных институтов развития и инвесторов о том, что нужно последним от российских индустриальных парков и технопарков. Как рассказал на конференции член правления ассоциации Иван Аврах, в результате опроса выявлено 7 основных требований:
- стабильность условий ведения бизнеса и юрисдикции;
- наличие в регионе потенциальных инвестиционных ниш и емкость рынка;
- доступ к инфраструктуре и ресурсам;
- госгарантии при реализации инвестпроектов;
- стабильность курса национальной валюты;
- процедура возврата НДС;
- возможность встраивания в производственные и кооперативные цепочки.
По мнению НААИР, барьерами для работы с инвесторами в России могут стать такие факторы, как избыточный контроль «извне», сильное административное давление, недостаточно активная позиция регионального института развития, отсутствие у него конструктивной связи с федеральными институтами развития, проблемы с дублированием функций и пр.
При этом есть факторы, которые могут стать «точками роста» регионов в деле привлечения инвестиций. Среди них:
- переход от создания инфраструктуры к повышению инвестиционной активности;
- совершенствование компетенций сотрудников;
- разработка технологических карт по работе с инвестпроектами;
- продвижение, PR, маркетинг, упаковка инвестиционных ниш;
- синергия региональных институтов развития;
- выстраивание взаимоотношений с федеральными структурами, местной властью и ресурсоснабжающими организациями;
- кадровое обеспечение инвестпроектов.
- создание условий для кооперации с малым и средним бизнесом;
- встраивание субъектов МСП в цепочки крупных производителей и торговых сетей, содействие малому и среднему бизнесу в организации сбыта;
- межрегиональное партнерство при масштабировании бизнеса;
- вовлечение жителей в малый и средний бизнес;
«Нельзя распылять ресурс, нужно придерживаться стратегии», – резюмировал г-н Аврах.