Новые полномочия для цифровой трансформации
Рустем Тахирович Давлятшин родился в 1978 году в Ульяновске, окончил УлГУ. В 2000 начал профессиональный путь с должности специалиста первой категории инспекций Федеральной налоговой службы. В 2005 году приглашен в региональное правительство на должность специалиста отдела аналитического обеспечения инвестиционных проектов.
В октябре 2017 года возглавил министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области, ныне министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области.
Женат, воспитывает дочь.
– Рустем Тахирович, какие главные личностные изменения произошли с вами за время работы в правительстве?
– Должность министра обязывает быть принципиальным, в том числе и с людьми. Это не всегда радует и часто расстраивает, но других вариантов нет. До сих пор с переживанием отношусь к спорным ситуациям в работе, а следовало бы философски.
Личное время пропало практически совсем. Его я посвящаю повышению компетенций, много читаю. Из свободного времени – половина воскресенья, которое занимает, конечно, семья, дом. Мне хочется подарить дочери больше новых впечатлений, привить интерес к спорту. Поэтому совместное время мы проводим активно. Например, зимой – на катке.
– Как будет трансформироваться экономика Ульяновской области в ближайшее время в связи с развитием цифровых технологий?
– Цифровые технологии, хотим мы этого или нет, будут менять нашу жизнь. Правительство региона не может оставаться в стороне, наблюдая, как зарубежные компании занимают наш рынок с помощью них. Наши традиционные компании также не смогут выдержать конкуренции, если не будут осваивать цифровые технологии и проходить процесс цифровой трансформации. Мы заинтересованы в этом, так как цифровизация приведет к росту выручки компаний и увеличению объема налоговых поступлений.
Президент РФ в своем Указе о национальных целях и стратегических задачах уже обозначил отрасли, которые должны преобразоваться. В свою очередь задача министерства, поставленная губернатором, – это реализация Стратегии цифровой трансформации региона. Ее мы будем обсуждать не только с IT-сообществом, но и с бизнесом, который не входит в этот сектор. Также мы планируем активно привлекать общественность к обсуждению цифровой повестки и планов действий правительства Ульяновской области. На основе экосистемы отрасли информационных технологий должна быть создана региональная экосистема цифровой экономики.
Мы будем обеспечивать базовые условия развития цифровой экономики: нормативно-правовые акты, инфраструктуру, кадры. Важную роль играет формирование культуры цифровой трансформации. Фокус будет сосредоточен на ключевых отраслях ульяновской экономики. Это машиностроение, энергетика, транспорт и логистика, сельское хозяйство. В госсекторе это, прежде всего, здравоохранение, образование и культура.
Первые результаты мы должны получить уже в этом году.
– В чем выражаются социальные эффекты развития инноваций?
– Прежде всего, в достижении нового уровня жизни населения. Вспомним лампу накаливания. Социальный эффект этого изобретения в 19 веке переоценить невозможно. Инновационная же деятельность приводит к повышению уровня образования, к появлению новых нематериальных ценностей, в том числе культурных, этических и эстетических. Кроме того, есть инновации, направленные только на решение социальных проблем.
При этом оценить социальный эффект сложно. Однако отдельные компоненты социальной эффективности могут иметь стоимостную оценку и отражаться в расчетах экономической результативности проекта. Например, увеличение количества рабочих мест в регионе, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий, улучшение уровня здоровья людей и увеличение их свободного времени, изменение структуры производственного персонала.
– Какие критерии успеха в инновациях вы бы выделили?
– С технической точки зрения критерием успешности инновационного проекта можно назвать его соответствие самым высоким стандартам, признание со стороны профессионального сообщества, соответствие законодательству, получение лицензий и авторских прав.
Но недостаточного только инициировать проект, важен его экономический успех. Например, получение грантовой поддержки, инвестиции в его реализацию. Также значимо положительное общественное мнение относительно проекта, заинтересованность со стороны общества. Только в этом случае он будет прибыльным и даст социальный эффект. В целом, критерий успеха инноваций во внедрении изобретений в экономическую деятельность.
Для Ульяновской области же критерием успеха в инновациях являются высокие места в рейтингах. По итогам 2018 года наш регион вновь вошел в топ-10 лучших в стране по инновационному развитию. А доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте Ульяновской области выше, чем в среднем по России.
– Меняется ли характер и качество труда на инновационных предприятиях? В чем это выражается?
– Многие жители Ульяновской области на себе ощущают разницу между работой на инновационном предприятии и традиционном производстве. Для руководства этих предприятий важны реальные компетенции и опыт. Поэтому чаще всего они либо обучают сотрудников самостоятельно, в том числе за рубежом, либо сотрудничают с нашими вузами. Например, DMG Mori – с политехническим университетом, АО «Авиастар-СП» – с УлГУ.
Важно отметить, что инновация – это не плод работы одного человека, а результат взаимодействия, который может изменить всю систему работы предприятия, привести не только к экономическим изменениям, но и к социальным. Меняется система подчинения внутри коллектива, формируются гибкие команды для конкретных проектов.
С другой стороны, сотрудники инновационных предприятий должны соблюдать жесткие требования, которые установлены в рамках бережливого производства. В то же время каждый работник может высказать свои предложения по улучшению процессов и эти изменения носят постоянный характер.
Меняется роль человека. На автоматизированных производствах он становится контролером процессов или их инженером. Возрастает роль креативности и непрерывного повышения квалификации рабочих и служащих.
В ближайшее время эти тенденции будут более заметны, так как главная задача сегодня – повышение производительности труда в целом по экономике региона.
– Как обстоят дела с кадровым обеспечением инновационной деятельности в регионе?
– Инновационный сектор экономики требует все больше кадров с соответствующими компетенциями. В качестве примера мы можем привести ветроэнергетику. Три года назад у нас в регионе отсутствовала эта отрасль, а сейчас нам требуются специалисты, которые будут обслуживать ветровые электростанции. Уже сегодня нанотехнологическим центром ULNANOTECH совместно с Ульяновским государственным техническим университетом проведена работа по открытию базовой кафедры «Технологии ветроэнергетики», которая начала прием студентов. В рамках базовой кафедры ведется подготовка специалистов по направлению «Ветроэнергетика» с использованием передовых методов обучения, а также при участии индустриальных партнеров. Подписано соглашение о сотрудничестве Наноцентра с кафедрой УлГТУ «Ветроэнергетические системы и комплексы».
В Димитровграде мы реализуем крупнейший проект по созданию Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии ФМБА России. В рамках кадрового обеспечения ФВЦМР ведется работа с медицинскими факультетами вузов Приволжского федерального округа, медицинскими вузами Минздрава России, с филиалами Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, а также МГТУ
им. Н.Э. Баумана. С начала 2016 учебного года техникум ДИТИ НИЯУ МИФИ начал подготовку кадров по специальности «Сестринское дело». Выпуск специалистов техникума на позиции младшего и среднего медицинского персонала Центра позволит частично перекрыть необходимость в квалифицированных кадрах, а создание новых рабочих мест положительно отразится на качестве жизни жителей города Димитровграда.
Важны кадры с цифровыми компетенциями. Наши университеты работают вместе с предприятиями и компаниями из IТ-сектора. Например, уже действует базовая кафедра в Ульяновском государственном техническом университете по направлению «Интернет вещей» совместно с индустриальным партнером в лице компании «Simbirsoft», открыт Технологический центр промышленного интернета в машиностроении, партнерами которого стали компании KUКА и Ульяновский станкостроительный завод.
В сельском хозяйстве запущена базовая кафедра в Ульяновском государственном аграрном университете имени П.А. Столыпина «Инновационные технологии агропроизводства и точного земледелия» совместно с Агентством технологического развития Ульяновской области.
Но нам нужна целостная система образования в области инновационной экономики. Поэтому Ульяновский государственный университет готовит бакалавров по направлению «Инноватика», профиль – «Управление инновациями». На выходе мы получаем практиков с высшим образованием в сфере реальной экономики, связанной с предприятиями малого и среднего бизнеса, которые могут работать в отделах по разработке и внедрению инновационных проектов. Сфера профессиональной деятельности выпускников – коммерциализация и производственное внедрение инноваций.
– Всем известна высокая работоспособность главы региона. Как вам удается соответствовать его ритму, «не выпадая из обоймы»?
– Многолетний опыт работы и интерес к ней сделали это привычкой. Несомненно, приятно ощущать себя причастным к открытию новых производств, формированию экосреды, способствующей повышению потенциала и развитию региона. Все это мотивирует двигаться вперед.