Ирина Сальникова: «В моем wunderlist более 50 целей и задач»
Фото из личного архива Ирины Сальниковой
– Ирина, о чем вы мечтали в детстве? Сбылось что-то?
– В детстве хотела быть парикмахером, мне нравилось делать подружкам прически, наводить красоту. Ну а в старших классах я уже участвовала в подростковом предпринимательском клубе, организованном Владимиром Рыжих, ездила в летний лагерь на смену «Профи», где мы учились командному управлению. Так что вопроса, куда поступать, у меня не было: в техническом университете открылась новая специальность «Менеджмент», там был высокий конкурс, но я окончила школу с золотой медалью и могла выбирать факультет.
С первого курса вела танцевальные занятия с детьми, потом начала работать в рекламном направлении, проводила маркетинговые исследования. А после университета устроилась в бизнес-школу, и с тех пор моя жизнь неразрывно связана с бизнес-образованием.
– Когда всерьез задумалась о собственном деле?
– Я десять лет проработала в ОШБ, дошла до должности директора по развитию. Получила диплом по менеджменту Школы бизнеса Открытого университета Великобритании, стала тьютором, бизнес-тренером, выучилась на бизнес-коуча. Но в какой-то момент работа стала повторяющейся, и мне захотелось поменять определенные ценности в жизни, уделять больше времени семье, дочери. Ушла в свободный полет, с партнером мы создали компанию SMART TEAM, где я занималась обучением по своим программам, а также мы развивали в те годы новое направление – SMM.
У меня был свободный график, но становилось сложнее все успевать, держать баланс между бизнесом и семьей. Так я стала искать способы тайм-менеджмента, создала команду, которой можно было делегировать ряд задач. Вместе с моим сегодняшним партнером Анной Замотиной мы открыли бизнес-школу «ТОП-ТОП МЕНЕДЖЕР» – как ответ на запросы наших взрослых клиентов.
– У вас есть постоянные и/или любимые клиенты?
– Это, как правило, клиенты, с которыми нас связывают длительные контракты. Когда в течение года и даже больше работаешь с командой – от продавцов до руководителя – ты настолько вживаешься во внутреннюю культуру компании, что уже чувствуешь себя частью ее. Хочу отметить Сбербанк, Группу компаний «Авторай», Торговую сеть «Гулливер», «Стройград», SimbirSoft, инвестиционно-строительную компанию «Северо-Запад», а также фабрику RADA DOORS, с которой мы выстраивали систему дистанционного обучения менеджеров по всей России, для меня это тоже практически родные люди.
Работала я и с международной компанией Vestas Wind Systems A/S [один из крупнейших в мире производителей ветрогенераторов. – Прим. авт.], проводила для них тренинги с управленцами на английском языке. Английский язык знаю в совершенстве, в свое время стажировалась в Канаде, но для меня это был вызов, прямо challenge-challenge, к которому я все лето чуть ли не круглосуточно готовилась. Тренинг – это же не лекция, здесь нужно уметь работать с командой, проводить деловые игры, обсуждать кейсы. И я справилась.
Три года назад поставила себе цель провести коучинг-сессию на английском – у меня в телефоне установлено приложение Wunderlist – и вот я выиграла тендер.
– Сколько у вас целей в «чудо-списке»?
– Порядка 50 личных и рабочих, и список целей и задач только растет. На III Международном форуме деловых женщин по рекомендации Елены Гусевой была на выступлении посла доброй воли в ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) Вероники Пешковой, которая рассказала, что российские компании могут активно участвовать в международных тендерах на оказание консалтинговых, тренинговых услуг, например, в Организации Объединенных Наций. Подумала, почему бы мне не попробовать поработать с международными компаниями?
– Недавно присутствовала на бизнес-завтраке с вами. А какие форматы работы с клиентами вам самой ближе?
– Люблю долгосрочную работу с командой 10-15 человек – либо с отделом продаж, либо с руководителями. В течение года мы регулярно встречаемся, прорабатываем различные темы, выполняем практические задания, таким образом формируя управленческие компетенции. Виден результат!
Да, двухдневный тренинг – это вдохновение-воодушевление, но эмоции быстро спадают, и не всегда менеджер применяет на практике то, что давал тренер. А долгосрочная работа создает систему, люди это внедряют, выполняя практические задания, например, проводят собеседования или находят «пожирателей» времени.
Второй любимый формат – когда я выступаю как спикер, работаю с большой аудиторией, например, в зале, где тебя слушают 200-300 человек. Так я работаю в Москве. Скоро еду на форум для родителей и подростков Level Up, на котором буду делиться своим опытом, выступать вместе с крутыми спикерами.
Это настоящий кайф, очень интересно, хотя, конечно, этому предшествует большая подготовка.
– И что, никогда не было боязни публичных выступлений? Для меня это настоящий кошмар…
– Помню свое первое большое выступление в 2015 году в Мемцентре на форуме «Деловой климат России». За моей спиной был огромный экран, а пульт управления – у техника. Я не могла его контролировать, поэтому было реально страшно: у меня сложная презентация, плюс видеосюжеты. Так что если я и переживаю, то только из-за технических моментов.
– Что скажете о сегменте детского бизнес-образования?
– Это большая ответственность, поэтому важно привлекать в команду профессиональных тренеров-наставников, психологов, которые дадут рекомендации по поводу занятий, точнее их соответствия уровню развития ребенка того или иного возраста и т. д. И обязательно должен быть эффект wow.
Отмечу, что мы работаем сразу на двух фронтах. Дети хотят, чтобы было нескучно и понятно, а родителям нужен результат, и чтобы ребенок оказался доволен.
В целом детское образование – это отдельная история, большая отрасль со своими законами и правилами. И нам это нравится: мы причастны к созданию будущего конкурентоспособного поколения россиян. Работая с детьми, мы априори работаем с их родителями, помогая взрослым грамотно общаться и воспитывать в русле современных изменений новое поколение Z.
«Обратная сторона бизнеса – работа в режиме 24/7. Несмотря на то, что ты сам себе хозяин и можешь заниматься своими делами, общаться с друзьями, ты постоянно думаешь о бизнесе, новых проектах, партнерах, возможных кассовых разрывах. Это порой весьма утомительно»
– Вы учите других, а сами продолжаете учиться?
– Я – вечный студент. Вот в конце марта еду в Москву на тренинг «Современные приемы и технологии обучения в школе: сингапурский метод развития 4К в современном уроке».
И, конечно, много читаю. Сейчас это Максим Батырев «45 татуировок личности», а также книга, которую написала в соавторстве Анастасия Татулова, собственник сети кафе «АндерСон» – о ценностях бизнеса, о «теплой» команде франчайзи-партнеров. Люблю биографичные книги от людей, которые делятся своими секретами.
– А как продвигается ваша книга об эмоциональном интеллекте?
– Это тоже одна из моих долгосрочных целей. Изначально я хотела написать книгу об инструментах коучинга и управлении персоналом, даже в качестве задела подготовила на эту тему пять статей в «Деловом обозрении». Но потом акцент сместился в сторону эмоционального интеллекта – тема стала актуальной, компании много заказывают.
И потом я 15 лет работаю с людьми, каждый раз подстраиваюсь, нахожу общий язык порой с немотивированной аудиторией, где и взрослые, и подростки, и дети. Мне захотелось поделиться своими «фишками», примерами из жизни знакомых руководителей, менеджеров, именно кейсами, – как они справлялись со сложными конфликтными ситуациями в бизнесе, в жизни.
Сейчас веду подготовительную работу, хочу все делать профессионально: послушала вебинары от главных редакторов известных издательств, выяснила, какие нужны действия – как заключить договор, как выпустить книгу через издательство и т.д.
– Как отвлекаетесь от предпринимательской и общественной работы?
– Для того чтобы быстро восполнить энергию, мне достаточно пойти в любимую кофейню, заказать там черный венский кофе и пирожное «Наполеон», пообщаться с подругой, партнером или клиентом.
Но главное «место силы» – это, конечно, семья: дочь и муж. По выходным мы часто бываем на природе или встречаемся дома у кого-то из друзей. Есть у нас и такая семейная традиция, как «читательский клуб», когда раз в неделю по вечерам мы выключаем телевизор, убираем телефоны и читаем вслух хорошую книгу или играем в настольную игру.
– На какой период простирается стратегия развития вашего бизнеса?
– Наша стратегия связана с Batyrev Consulting Group (недавно мы вошли в состав компании): через пять лет стать сетью номер один бизнес-школ в России и СНГ.
Ближайшие же планы расписаны на два года, с нашей сетью франчайзи мы решаем 13 глобальных задач, одна из них – создание полноценного корпоративного университета для партнеров, которые будут обучаться не только нашим технологиям в образовании, но и маркетингу, управлению и продажам.
Еще одна цель – написать серию книг для подростков, есть заявки от нескольких издательств. И для этого я планирую привлечь тренеров со всей нашей сети.
Планируем привлечь к сотрудничеству в следующем году порядка 25 партнеров, для этого активно участвуем в выставках, форумах, где я выступаю как спикер.
– Вашей дочери 11 лет. Видите ли вы в ней предпринимательские задатки?
– Маша прошла уже три наших курса, и да, я вижу у нее лидерские задатки. Она третий год делает слаймы – т.н. «лизуны». Сама нашла онлайн-курс в интернете, уговорила меня купить его, и сейчас у нее есть заказы, ведет свой блог. Вижу, с каким удовольствием дочь смешивает ингредиенты, стремясь получить результат. А вдруг она станет великим химиком, который изобретет крем для красоты или крутое лекарство?
Биографическая справка
Ирина Николаевна Сальникова родилась в 1981 году в Ульяновске.
Окончила УлГТУ, с 2003 по 2013 году работала в Открытой Школе бизнеса УлГТУ и в представительстве Международного института менеджмента ЛИНК «Симбирск-ЛИНК».
В 2013 году создала с партнерами компанию SMART TEAM. Член комитета по женскому предпринимательству УРОО «ОПОРА РОССИИ». Победитель регионального конкурса «Предприниматель года – 2018» в области образования.
Замужем, есть дочь.