Женское лицо ульяновского бизнеса
Дамы начинают и…
… выигрывают! Стартуют с крошечных бизнесов и спустя короткое время демонстрируют потрясающие результаты. Даже не верится, что творческой мастерской «Дерево» нет и года: ее создательница Наталья Трутнева уже вышла на прибыль. Рождение сына лишь подтолкнуло жительницу Барыша к решающему шагу: хороший тренд – молодые мамы в декрете все чаще задумываются о монетизации своих увлечений. В результате, декоративные деревянные изделия от Трутневой охотно покупают для домашнего декора, в качестве бизнес-сувениров.
Предпринимательница активно участвует в различных форумах, выставках – это не только сбыт, но и работа на узнаваемость бренда.
Светлана Купцова из Димитровграда тоже зарегистрировала ИП в 2018 году, и уже через три месяца ее детский клуб «Вундеркиндия» объединял более 300 ребятишек. Сфера образования, как и медицина, сфера услуг, в том числе социальных – по-прежнему прерогатива слабого пола, у них это получается качественнее. А еще женщины оптимистичнее мужчин, и особая энергетика прекрасного пола отражается на продукте.
Впечатляющий факт: в 2018 году в регионе было зарегистрировано более 6,7 тысячи новых индивидуальных предпринимателей, из них порядка 2,7 тысячи – женщины.
Девушка созрела
Говорят, бизнес не бывает разнополым. Но, как утверждают эксперты, это верно для больших бизнесов. На начальной же стадии гендерная специфика имеет место быть. Например, серьезным тормозом для стартапа у мужчин является боязнь потерпеть крах. А женщину часто останавливает отсутствие знаний, а также неверие близких людей.
– Мне повезло – мой муж также, как и я, любит кошек, – рассказала «ДО» руководительница тайм-кафе «Теплый кот» Софья Митина.
– Женщинам все-таки порой сложнее пробиваться в бизнесе, а с другой стороны, у нас есть сила глаз, улыбки, которые часто помогают. И нам могут пойти на какие-то уступки только потому, что мы – слабый пол, – утверждает симбирянка Юлия Чибова. Молодая женщина знает, о чем говорит, она в бизнесе с 2010 года. У создательницы авторских украшений высшее экономическое образование и опыт в торговле продуктами.
– В один прекрасный момент я «созрела», чтобы заниматься более женской сферой, – признается Юлия. – И теперь занимаюсь тем, что мне приносит удовольствие, это самая главная мотивация.
Украшения под брендом CHIBOVA, которые носят многие ульяновские модницы, в основном покупают на просторах Всемирной паутины: предпринимательница сама ведет соцсети и интернет-магазин. IT-коммерция – один из важнейших секретов успеха.
Как это часто случается, женский бизнес вырастает из хобби. Яркий пример – мастерская вышивки и дизайна Larsa Home. Ее создательница Лариса Довгалюк в 2017 году решила поменять обстановку своего дома с помощью текстильного дизайна. Спустя полгода мастерица побывала в Провансе, изучила технику бути – старинную разновидность объемной вышивки, зародившуюся на юге Франции, и
загорелась идеей возродить в родных пенатах традиции изысканной сервировки стола с помощью коллекционного домашнего текстиля с вышитыми вензелями, инициалами и т.д. В планах креативной предпринимательницы – создание аристократичного белоснежного постельного белья с белой же вышивкой.
Моя мама – предприниматель!
В этом году главный предпринимательский «оскар» в конкурсе деловых женщин региона получила руководитель Нагаткинского перерабатывающего комбината Ольга Дмитриева. Получая награду, г-жа Дмитриева не преминула сказать, что успеху предприятия, чей коллектив с 2010 года вырос в пять раз, поспособствовала и господдержка. Благодаря ей, комбинат, например, участвует в отраслевых выставках, расширяя географию сотрудничества.
– Сейчас у нас более двух тысяч оптовых клиентов, наши товары представлены в крупных федеральных и локальных сетях более чем в 20 регионах страны, – отметила глава комбината. – В планах – выход на международный рынок. Работаем с региональным экспортным центром, обучаемся.
Еще недавно создательница трикотажного ателье Алена Петраускас числилась в самозанятых, но после победы в пятом проекте «Мама предприниматель» она зарегистрировалась как ИП.
– Мой бизнес вышел на новый уровень: выросли объемы, изменилось отношение к бренду среди потребителей, стало больше уважения и узнаваемости, я очень довольна, – рассказала «ДО» молодая бизнес-леди.
Образовательная программа «Мама предприниматель» дала путевку в жизнь многим симбирянкам, в том числе куратору этого проекта Ирине Каракуза.
– Сначала «зародилось зернышко», а к пятому проекту я точно поняла, что творческий бизнес – это мое, тем более, по первому образованию я – инженер-технолог легкой промышленности, – рассказала создательница Творческой студии «Платформа», где землячек учат шить, в том числе, что говорится, «с нуля».
«Мама-предприниматель» – не единственная площадка для самореализации в регионе, недавно стартовал проект «Академия женского бизнеса», в рамках которого пройдет более 16 тысяч мероприятий во всех муниципальных образованиях области.
Эксперты высоко оценивают результаты таких программ: процент запуска собственных бизнесов сразу после обучения составляет 2-3%, в следующие полгода – 8%, в течение года – до 12%.
Плюс две глобальных экономики
Эксперты подсчитали, что если бы женщины были вовлечены в экономику так же, как мужчины, то мировой валовый продукт вырос бы на 28 триллионов долларов. А это – плюс экономика Китая и США! Поэтому привлечение женщин в предпринимательскую деятельность – не дань моды, а огромный резерв для развития малого и среднего бизнеса, для экономического процветания страны и региона.
Без сомнения, дополнительным стимулом для развития женского предпринимательства являются вдохновляющие истории успеха, благо, положительных примеров в Ульяновской области немало. В 2017 году в различные проекты развития женской деловой активности было вовлечено более 500 представительниц слабого пола, а в 2018 году – уже почти полторы тысячи. И это далеко не местечковые бизнесы, которые ограничиваются своим регионом. Так, создательница фабрики «Добрые сласти» Вероника Глухова заключила контракты с татарстанской сетью «Бехетле», с партнерами из Московской области.
Предпринимательские резервы нужно искать в первую очередь среди молодых активных симбирянок. По статистике, в Ульяновской области более 23 тысяч женщин – в декретном отпуске и по уходу за ребенком, из них 30% не имеют постоянного места работы, в свою очередь из них треть положительно высказывается о занятии собственным делом, а это около 2,5 тысячи человек.
Не стоит сбрасывать со счетов и дам элегантного возраста. В этом смысле показателен опыт Германии, где женщины-пенсионерки – 65-70 лет – смело открывают бизнес, получая льготные кредиты под 2-3% под поручительство Торгово-промышленной палаты.