Доктор Алимов: «Чудес не бывает, за один сеанс болезнь вылечить невозможно!»
Фото: Татьяна Задорожняя
– Наиль Меулетович, мы с вами беседуем в канун Дня предпринимателя. А как началась ваша личная бизнес-история?
– В частной медицине я с 1998 года, стал одним из немногих ульяновских докторов, которые начали врачебную практику именно с коммерческого сектора здравоохранения. Я тогда только окончил интернатуру, и мне предложили работать в частном кабинете в бассейне «Спартак». Работали мы по методике Самарского терапевтического комплекса, используя компьютерную диагностику и акупунктурные методы лечения. Через три года меня пригласили в государственную медицину, в Областной центр медицинской профилактики, где я проработал руководителем несколько лет.
– Но при этом с частной медициной вы ни на месяц не расставались. Почему?
– Я продолжал вести врачебный прием в частных клиниках, потому что там мне нравилась возможность индивидуальной работы с пациентами: ты уделяешь им больше времени, плюс можешь выбирать те методики, которые считаешь наиболее полезными. Соответственно, видны результаты твоего труда. Вообще, мне казалось, что в России за частной медициной – будущее.
– За 20 лет работы в этом секторе не изменили своего мнения?
– Частная медицина, безусловно, доказала свое право на существование, она активно развивается, в том числе, в Ульяновске. Теперь и крупные компании инвестируют средства в открытие и развитие собственных клиник, и многие заведения уже на слуху.
И в государственной медицине многое изменилось: развивается высокотехнологичная помощь, диагностика, появились платные услуги. Впрочем, есть узкие направления, которые, как и за рубежом, являются прерогативой частной медицины, например, остеопатия, мануальная терапия.
– А на заре коммерческой медицины как ульяновцы ее воспринимали? С негативом вы сталкивались?
– Скорее сталкивался с настороженностью и непониманием. Как правило, не среди пациентов, а со стороны коллег-врачей. А для обычных людей все это было в новинку. Мы давали маленькое объявление в «Мозаике», и был шквал звонков. К нам приходили со сложными диагнозами, как к последней надежде…
– Шесть лет назад вы организовали собственную клинику. Не разочаровались? С какими проблемами, сложностями столкнулись?
– С теми же, как и у любого бизнеса. Поиск помещения, сотрудников, нехватка финансовых ресурсов, информации. Кроме того, в нашем секторе есть отраслевые специфические особенности: появляются новые законы, растет количество требований по всем направлениям – санэпидрежим, лицензирование, налогообложение и т.д.
Ситуация такая, что у нас нет разграничения между малой, средней и крупной клиникой – в сфере медицины требования общие для всех – и законодательные, и отраслевые. Но если, скажем, в многопрофильной крупной клинике есть замдиректора по хозяйственной части, кадровик, юрист, экономист, то маленькая клиника с небольшим штатом не может себе этого позволить, приходится все делать самому. То есть, кроме того, что ведёешь прием пациентов, еще приходится работать и маркетологом, и юристом, и финансистом, и директором. Нужно постоянно учиться, и не только медицине! (улыбается).
Мечтаю о том, чтобы для маленьких клиник разработали минимальный пакет документов и требований, а также открыли консультационные центры: такая практика есть в некоторых странах, где работают медицинские ассоциации, которые помогают врачам частной практики организовать дело. Тем самым освобождают врачам время, которое они посвящают своим пациентам.
– Предприниматели жалуются, что сейчас с кадрами все непросто…
– Это второй больной момент для нас! Я свой коллектив по крупицам собирал и продолжаю собирать по всему городу. К счастью, удалось подобрать специалистов, которые постоянно обучаются, развиваются и самосовершенствуются. А обучение эффективным технологиям в медицине стоит очень дорого. К тому же, надо еще иметь призвание и природные способности.
– А как за 20 лет изменился потребитель медицинских услуг в Ульяновске?
– Сразу могу сказать, что как доктору мне слово «услуги» очень не нравится: мы оказываем медицинскую помощь, а не «услуги»! Помогаем людям стать здоровыми! И пациент оплачивает труд, знания и профессионализм специалиста, оказывающего такую помощь.
Слово «потребитель» тоже не нравится: медицину, как и здоровье, невозможно «употребить». Чтобы выздороветь, человек сам должен принимать в этом активное участие. Но, увы, в последние годы в обществе сформировалось потребительское отношение к здоровью. Человек думает: «Я же плачу деньги! Вылечите меня!». Между тем, если взять пациентов с одинаковыми диагнозами и лечением, один выздоравливает быстро, у другого ничего не меняется, а третьему становится хуже. Ведь еще Авиценна говорил своим пациентам: «Нас трое: я, ты и болезнь. На чью сторону ты встанешь, тот и победит».
Отмечу, что со временем психология пациентов существенно изменилась.
20 лет назад люди больше доверяли доктору, относились более уважительно и выполняли его рекомендации. Сейчас идут за «вторым мнением» – мнением другого доктора, выполняют только часть рекомендаций, занимаются самолечением с помощью Яндекса, Google и Youtube. Впрочем, это связано с общими тенденциями в обществе. Хотя, есть и плюсы в новом времени. В частности, нам проще доносить информацию до людей – через интернет, соцсети.
– А что скажете о современном тренде, когда людям «некогда болеть», – они просто боятся выпасть из активной жизни. В результате глушат таблетками боль, которую называют «сторожевым псом организма».
– Заглушают – да, потому что слишком напряженный сегодня ритм жизни у людей, причем мы больше устаем не физически, а от информационных потоков. Через интернет, телевидение, радио – со всех сторон! – на нас льется много информации, часто ненужной. К тому же в стремлении поддерживать материальный достаток мы перегружаемся и «срываем» механизмы адаптации и восстановления, – возникает болезнь. А боль – это первый ее сигнал!
В нашей клинике мы придерживаемся принципа: «Найти причину болезни – избавить человека от боли – вернуть к активной жизни!».
В напряженном ритме жизни люди часто ищут какой-то чудодейственный и быстрый способ излечения, ездят ко всяким костоправам, целителям, чтобы – раз! – и за один сеанс их поставили на ноги. Но чудес не бывает, есть законы физиологии, и если болезнь сформировалась, то за один сеанс вылечить ее невозможно.
Продолжение следует...