– Всего в 2018 году в Ульяновской области было продано 15 307 новых автомобилей, в 2017-м – 13 414. В тройке лидеров – Lada (5141), KIA (1696), Hyundai (1369). Из аутсайдеров – Bentley и Daewoo. В нашей компании был уверенный рост по всем автосалонам, особенно в 4 квартале, счастливых владельцев автомобилей стало на 20% больше, чем в 2018 году.
«Середнячки» рулят
Фото: pixabay.com
Результат превзошел ожидания
Продано более 1,8 млн единиц новых легковых и легких коммерческих автомобилей – таков итог минувшего года по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). И это на 12,8% больше, чем в позапрошлом году. В результате Россия заняла пятое место в Европе по продажам, уступив позиции таким странам, как Германия, Великобритания, Франция и Италия.
Между тем год назад АЕБ делала более скромные прогнозы роста: на 10% к уровню 2017 года, так что результат превзошел ожидания.
Игроки ульяновского рынка тоже надеялись на лучшее, и вот результат: по данным агентства «Автостат», продажи новых авто в регионе по итогам 2018 год увеличились на 16%.
– 2018 год прошел прогнозируемо, без сюрпризов. Хорошие показатели дала программа господдержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Рост в основном произошел за счет Hyundai, Lada, Renault. Это говорит о том, что в регионе был довольно устойчивый спрос на автомобили среднего ценового сегмента. Самое значительное падение в 2018 году показал бренд Аudi. Это логично, так как в Ульяновске закрылся дилер, осуществляющий продажи авто этой марки.
В целом по стране в 2018-м было реализовано 16 216 Audi (-4%), продемонстрировали падение такие марки, как Infiniti (-6%), Citroen (-15%), Lifan (-11%), Chery (-5%). Худшие же результаты продемонстрировал бюджетный Datsun (-16%), эксперты связывают это с отсутствием новинок и вообще заметных обновлений имеющихся двух моделей.
Ульяновский производитель хоть и провел ударную модернизацию всего модельного ряда автомобилей УАЗ, тем не менее не смог воспользоваться восходящим трендом 2018 года, потерял в продажах 1%, реализовав 41 252 внедорожника.
Лидером же продаж в России предсказуемо стала отечественная Lada (более 360 тысяч), также в топ-3 вошли Kia и Hyundai.
Хорошие показатели по продажам в России продемонстрировали такие бренды, как Mitsubishi (+87% за год), Mazda (+22%), Subaru (+32%), Suzuki (+20%). Продажи автомобилей Geely в нашей стране за год выросли на 50%. Продукция одной из крупнейших китайских автомобилестроительных компаний пользуется спросом и в Ульяновске, в продаже имеется вся линейка поставляемых в Россию автомобилей Geely. А скоро в нашем городе откроется новый дилерский центр марки.
– «Армада-Авто» не первый год является официальным дилером Geely в Ульяновске, однако рост компании и увеличение объемов продаж подтолкнули руководство к изменению локации и перемещению марки в новую, отдельную точку.
Эксперты подсчитали: объем российского рынка легковушек с пробегом в 2018 году составил 5,4 млн машин. Рост в сравнении с 2017-м составил 2,4%. Самая популярная марка среди автомобилей б/у – по-прежнему отечественная Lada (реализовано в прошлом году 1,4 млн единиц). По данным «Авито», самой популярной моделью на вторичном рынке Ульяновска в 2018 году стала Lada Priora.
– Только в нашем салоне «Авторай-Эксперт» за 2018 год было продано более 2 тысяч авто с пробегом. Почти половина всех проданных «пробежек» в Ульяновской области – автомобили Lada (21 249). На втором месте – ГАЗ (2778), на третьем – KIA (2626). В аутсайдерах в данном сегменте – Baoding Dadi, SMART и Ravon.
Почти не роскошь
С каждым годом автомобили становятся все более технологичными, соответственно, более дорогими. Также на рост цен влияют такие факторы, как инфляция, рост доллара (даже отечественные марки имеют валютную часть себестоимости), а с недавнего времени еще и увеличение НДС. В общем, в прошлом году автопроизводители массово (а кое-кто и неоднократно!) переписывали ценники на свою продукцию, кто-то за один раз добавлял 10 тысяч рублей, а кто-то и все 20, и даже 60 тысяч. Самой дорогой маркой отечественного автопрома стала Lada Vesta Sport, преодолевшая психологический барьер в миллион рублей.
А самыми скромными в ценовых аппетитах оказались производители Datsun on-Do, который подорожал всего на 5 тыс. рублей, но у марки и продажи в 2018-м были скромными…
– В Ульяновске рост цен на автомобили в 2018 году был незначительным, в общем, соответствующий ежегодному, сезонному.
Очередной виток роста цен на отечественном авторынке случился в начале 2019-го, но потребители «проглотили» и это. Желание иметь «железного коня», сменить имеющийся автомобиль на машину получше не сдерживает даже отсутствие средств. А кредит-то на что? Уже сегодня доля кредитных авто в стране достигает 60%, и темпы автокредитования продолжают демонстрировать положительную динамику.
И рост авторынка в стране за минувшие два года эксперты связывают в большей степени с активным развитием автокредитования.Тем более государство поддерживает.
– В марте на территории всей страны были возобновлены госпрограммы льготного кредитования «Первый/семейный автомобиль», что сильно подстегнуло покупательскую активность. В программе участвуют далеко не все марки автомобилей, а только те, чьи производства размещены в России, а это все марки автосалонов «Авторай». Также наши клиенты начали активно пользоваться программой утилизации и программой пониженного кредитования.
Вместе с тем наш эксперт подчеркивает, что «из-за спада покупательской способности ульяновцы стали отказываться от более дорогих и капризных в обслуживании марок, больше покупают автомобили массового сегмента».
В результате в первые месяцы 2019 года большой популярностью у ульяновских автолюбителей стала пользоваться обновленная модельная линейка Lada, тем более, что новая Granta в четырех вариациях кузова стала заметно отличаться от ранее выпускаемых автомобилей АвтоВАЗ.
– А марку Lada Vesta из-за ее эстетичного внешнего вида, низкой цены и низкой стоимости обслуживания все чаще выбирают бывшие владельцы иномарок.
Кстати, как утверждает «Авито Авто», в I квартале 2019 года Ульяновск вошел в первую пятерку крупных городов России по доступности машин.
Средняя цена автомобиля на вторичном рынке города выросла на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составила 367 тыс. рублей. Средний возраст продаваемых моделей приблизился к 12 годам, и это отражает общероссийский тренд старения автопарка.
Он уехал прочь на ночной «электричке»…
На ульяновских дорогах пока не встретишь беспилотники, но вот электромобили – вполне. Как рассказал «ДО» председатель бюджетного комитета регионального парламента Александр Чепухин, сегодня в регионе – порядка двадцати электрокаров, которые прибыли к нам из Владивостока, Иркутска, Москвы, а также из Европы и Японии. Стоимость «электрички» сопоставима с одноклассником по размерам, а вот затраты на 100 км пробега – существенно ниже, около 30 рублей.
– Беспилотные автомобили даже в ультранебюрократичных странах себя чувствуют очень скованно, особенно после ряда трагических случаев. Поэтому в России, я думаю, в ближайшие 20 лет мы не увидим эти технологии. Электромобили – более реалистичная технология, особенно в связи с активной конкуренцией на рынке, где последнее время в лидеры выбиваются китайские бренды. Считаю, что электрический двигатель – это то, что «взорвет» продажи китайских автомобилей в России, но пока у брендов, представленных в России из Поднебесной империи, упор идет на автомобили с ДВС. Полагаю, что уже через 10 лет доля электрокаров даже в России будет выше, но в первую очередь в мегаполисах, где люди перемещаются исключительно по городу и есть обеспечение зарядными устройствами. В нашем же регионе, думаю, эти технологии дойдут значительно позже, учитывая не готовую к этому инфраструктуру.
Пока в регионе две специализированные заправки для электромобилей, однако, как утверждает г-н Чепухин, «станция не нужна, ели ездить не более 200 км в день. Заряжается в обычной домашней розетке ночью».
– Ранее у Mitsubishi продавался автомобиль i-MiEV и гибридная версия Outlander. К сожалению, они не получили должного уровня популярности, и Mitsubishi Motors пришлось убрать эти модели с рынка. Стало понятно: россияне пока не готовы к быстрому переходу на автомобили с электронным двигателем. Однако прогрессивные производители стремятся активно развиваться в данном направлении.
Недавно Geely представили модель GE11 (он же Geometry A). В Китае эта модель начинается от 150 тысяч юаней (1,5 миллиона рублей). Мы предполагаем, что если данный автомобиль появится на нашем рынке, то это даст новый толчок для рынка электромобилей в России. Электромобили – будущее, которое нам нужно принять и к которому необходимо готовиться.
К слову, электромобили составили 58,4% от общего числа зарегистрированных в марте 2019 года новых авто в мире. Признанный лидер в продажах электромобилей и подключаемых гибридов – Норвегия, где доля экологичного транспорта в автопарке страны постоянно увеличивается, а в марте и вовсе превысила долю авто с ДВС в общем объеме продаж. Господдержка по-норвежски – водители электрокаров могут использовать выделенные полосы для общественного транспорта, бесплатно использовать платные дороги. А еще для стимулирования спроса на электромобили там отменены высокие импортные пошлины и регистрационные сборы.
Не свернуть бы с дороги
Состояние российского авторынка за последние десять лет было таким: в 2010–2011 годы – посткризисное динамичное восстановление, в 2012-м – стагнация, с 2013 года – падение продаж. В 2017-м ситуация улучшилась, а в 2018-м авторынок продолжил рост.
Но вот на календаре 2019 год, который начался для игроков рынка неоднозначно: из полусотни брендов, входящих в отчет Ассоциации европейского бизнеса, половина закончила январь с падением продаж. В целом по стране первый месяц года показал рост 0,6% (по сравнению с таким же периодом прошлого года), а в феврале – уже 3,6%.
Эксперты осторожничают с прогнозами. В АЕБ, например, прогнозируют скромный рост в 3,6%, то есть около 1,87 млн новых авто за 2019 год. Другие считают, что резервы для роста практически исчерпаны, ссылаются на застой в российской экономике, дальнейшие санкции, рост инфляции и прочие непредсказуемые факторы, например, возможное повышение утилизационного сбора. В любом случае об отметке 2 млн машин в год в ближайшее время нечего и мечтать.
– В первую очередь изменения коснутся компании, чьи производственные активы размещены не в России, – это влечет за собой высокую стоимость самих автомобилей. Тяжелее всего сейчас приходится автомобилям класса C и выше.
А что принесет 2019 год региону?
– Оптимисты говорят о росте рынка, а кто-то предрекает стагнацию или сжатие. При этом число автомобилей на 1000 населения в Ульяновской области отстает от аналогичного показателя в сопоставимых по уровню жизни регионах, в этом мы видим возможности для роста брендов среднего ценового сегмента.