Охота за деньгами. Как работают финансовые пирамиды
Фото: pixabay.com
Вершина айсберга
«Финансовая пирамида – это абсолютное зло. От него плохо и государству, и гражданам, и финансовому рынку, потому что доверие к нему снижается», – начал свой рассказ на весенней сессии конкурса региональной финансовой журналистики «Рублевая зона» управляющий Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин.
За первый квартал этого года ЦБ выявил 61 финансовую пирамиду – на треть больше, чем в первом квартале 2018-го. Если такие темпы сохранятся, годовой рост их числа составит 145%. «Мы идем примерно к 244 финансовым пирамидам за год. То есть почти каждый день вы будете встречать новую пирамиду на финансовых просторах нашей страны. И это только вершина айсберга», – заметил эксперт.
Ежегодный ущерб от финансового мошенничества в нашей стране оценивается в 576 млрд рублей, что сравнимо с бюджетом Санкт-Петербурга на 2019 год. Российское законодательство в отношении таких преступлений Сафиулин назвал слишком либеральным – до шести лет лишения свободы по Уголовному кодексу и до 1 млн рублей штрафа по КоАП за продвижение финансовых пирамид. «Штрафы настолько низки, что, в принципе, не затрудняют деятельность мошенников», – сказал глава Фонда по защите прав вкладчиков и акционеров.
По его словам, в 2018 году в России пресекли одно административно-правовое нарушение по статье о финансовом мошенничестве и начали пять дел, которые попадают под Уголовный кодекс, но ни одно из них не дошло до суда. Есть и позитивные изменения: Банк России отработал механизм досудебной блокировки недобросовестных сайтов, наладил сбор информации о потребителях и инвесторах.
«Правоохранительные органы делают все возможное и стараются нас защитить, однако большинство действующих финансовых пирамид привлекаются по иным статьям. Есть реальные достижения по расследованию крупных пирамид, но эффективность по возврату финансовых средств низка. Многие заявления граждан принимаются формально, и следственные мероприятия часто не проводятся. Провальная зона – интернет и «черный» Форекс из-за проблемы с зарубежной дислокацией. Фактически можно говорить о том, что если человек потерял деньги, он их не увидит никогда», – подчеркнул Марат Сафиулин.
От «чудесных» курсов до продажи червей
Самая популярная форма деятельности финансовых пирамид в России – общества с ограниченной ответственностью. Далее идут интернет-проекты, микрофинансовые организации, кредитно-потребительские кооперативы и потребительские общества.
Больше всего жалоб, поступающих в Фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, связаны с работой КПК, которые, судя по двукратному снижению числа СРО, уходят в тень. Сегодня в реестре Банка России около 1600 КПК, 59 в прошлом году были названы финансовыми пирамидами. При этом замечено, что чем больше рекламная активность кооператива, тем выше вероятность мошеннической составляющей. Подозрительно, например, если КПК пытается обыграть бренд Сбербанка («Сберсоюз», «Сберфинанс» и тому подобное), использует в вывесках его корпоративные цвета.
Часто мошенники применяют метод «троянского обучения» – учат тому, что выгодно им самим, а не инвесторам, продолжил Марат Сафиулин. С помощью лекций и курсов они пытаются повысить уровень доверия к себе, создать пул сторонников финансовой пирамиды, часть из которых потом станут агентами, «обработать» и замотивировать инвесторов, снять их тревожность из-за возможных рисков и «вооружить» их технологиями быстрой потери денег.
«Иногда таким обучением занимаются целые «академии» и «институты»! Например, Академия Форекса, Академия аналитики рынков, Финансовый институт научных исследований современного трейдинга... Все это сомнительные сайты, которые дают слабое представление о финансовом рынке и ненужные знания, – заявил эксперт. – В некоторых случаях обучение проводят нелицензированные «гуру». Например, есть мастер-класс «11 убойных стратегий инвестирования», который плавно перетекает в целенаправленное вовлечение участников в сомнительные инвестиционные программы ООО "Марев-Инвест"».
А вот еще один реальный «кейс» финансовой пирамиды, о котором рассказал глава Фонда по защите прав вкладчиков и акционеров. «Сингапурская компания с регистрацией в Белизе якобы перерабатывает червей для медицинских и косметологических целей. Все очень просто: вы едете в пункт продажи инкубаторов, за доллар покупаете инкубатор – коробку с червями, растите их, потом продаете компании. Они их сушат на малазийском солнце и перепродают в косметологию. Доходность обещают на уровне 128% годовых. Но можно инвестировать просто деньги, но тогда доходность составляет 108% годовых».
Признаки, по которым можно заподозрить пирамиду
У финансовых пирамид есть слабые места, которыми они иногда себя выдают. Во-первых, им необходимо быть заметными. Во-вторых, их предложения – однозначно «выигрышные». В-третьих, они стремятся уйти от контроля и минимизировать формальные отношения. И наконец, они пытаются сыграть на известных брендах, как это сделал, например, сайт AliTrade, предлагающий инвестиции в AliExpress.
Марат Сафиулин выделил восемь признаков недобросовестных юридических компаний:
- Гарантируют полный возврат потерянной суммы плюс компенсации.
- Предлагают комплексное сопровождение с предоплатой.
- Готовы браться за дело на любом этапе.
- Используют громкие названия.
- Используют агрессивную рекламу.
- Размещают на своем сайте много восторженных отзывов «счастливых клиентов».
- Предлагают помощь в получении компенсации в ФОГФ.
- Готовы решать проблемы в «островных юрисдикциях».
…«Финансовый рынок – это опасно, – заключил эксперт. – Будьте готовы потерять либо часть денег, либо все деньги. И это нормальная история».