Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Богаты лесом

Барышские лесопромышленники известны своим основательным подходом к делу: в производстве и переработке задействован почти каждый кубометр местной лесосеки, а нормативы по посадке новых деревьев строго соблюдаются. О технологиях, доходах и законодательных препонах мы поговорили с главой компании Forest-IN Олегом Жучковым.

Фото: Екатерина Эйрих

– Олег Алексеевич, вашему бизнесу по переработке древесины больше 20 лет. Предприятие тогда и предприятие сейчас – отличия существенные?

– Конечно. В начале своего предпринимательского пути я арендовал пилораму, на ней обрабатывал кругляк, который и продавал. А собственное производство у меня появилось в 2000 году.

Сегодня в ассортименте Forest-IN обрезная доска и погонажные изделия – обналичка, плинтус, имитация бруса, половая рейка... В месяц наше предприятие производит 500 кубометров обрезного материала и 50 кубометров погонажных изделий. В штате работают 40 человек.

– Какими качествами должен обладать работник, чтобы попасть к вам в штат?

– В первую очередь – трезвым умом (смеется). И конечно, прилежностью. А профессиональные требования зависят от специализации. Для работы наладчиком оборудования для производства погонажных изделий, например, нужна высокая квалификация.

– Кто и как контролирует качество продукции?

– За качеством следят начальник производства Елена Соловей и ее помощник. Пиломатериал – продукт дорогой, делать брак в нашей сфере накладно. Поэтому мы стараемся всячески его предотвратить, нацеливаем сотрудников на производство качественной продукции.

– А как поступаете с отходами?

– Перерабатываем. На вывоз идут только неликвидные отходы – опилки, горбыль и срезки. Но хотим и их пустить в оборот: планируем построить предприятие по переработке отходов производства и неликвидной древесины в плиты OSB, которые используются в строительстве зданий. В этом вопросе мы надеемся на поддержку государства, потому что одно только оборудование с монтажом, не считая производственных и складских помещений, стоит более четырех миллиардов рублей.

А еще, как и многие коллеги по отрасли, я мечтаю запустить угольное или пеллетное производство, что в целом нашей компании по силам.

– Какие технологии уже применяете?

– Инновации – прямой путь к повышению производительности. В эти дни мы устанавливаем два новых станка – на распиловку древесины и на производство погонажных изделий. Стоимость такого оборудования составляет от полутора до двух с половиной миллионов рублей, окупается оно примерно за три года.

– Кто ваши основные клиенты?

– На российском рынке это в основном компании в сфере производства дверей из Самары и Ульяновска, а также предприятия по производству пиломатериалов в Тольятти, Самаре и Саратове. Что касается поставок за рубеж, мы работаем с заказчиками из Казахстана.

Экспортное направление для нас приоритетно, но санкции осложняют сотрудничество с европейскими компаниями. А этот рынок очень интересен, пиломатериалы там востребованы и стоят совершенно других денег.

Юго-восток тоже покорить непросто, но мы твердо намерены найти там партнеров. Считаю, что наша продукция будет конкурентоспособна в Иране, северной Африке и Китае.

– О запуске собственного дверного производства не думали?

– Одно время я занимался производством дверей и окон, но сейчас этому мешает кадровый дефицит. В Барыше таких специалистов мало, конкурировать с дверниками из Ульяновска будет крайне сложно.

– Какие задачи ставите перед своим
предприятием на ближайший год?

– Этот год начался тяжело: с января по март спроса на продукцию со стороны строительных компаний не было. Первый квартал мы всегда держим в уме – заранее запасаемся финансами, чтобы содержать штат и оплачивать аренду. На моей памяти из 21 года только пять лет мы проработали без вынужденного перерыва – в 2000, 2001, 2007, 2008 и в 2017 годах.

Основная задача у нас всегда одна – перерабатывать всю древесину, которая есть в нашем распоряжении. А это 15 тысяч кубометров. Уровень использования лесосеки на нашем предприятии, как и у других лесопромышленников Барышского района, близок к 100%. По этому показателю мы лидируем в Ульяновской области, где лесосека в среднем используется на 50-60%.

– Говорят, что леса Ульяновской области – самые доходные в ПФО. Это так?

– Да, это действительно так. Поначалу барышские арендаторы неохотно брали свои доли, а теперь лес у них не отнять! Лесопромышленники поняли, что даже из неликвидной древесины можно получать пусть и небольшую, но прибыль, от трех до пяти процентов.

В 2018 году прибыль на изымаемый куб древесины в Барышском районе составила две тысячи рублей. На недавнем совещании лесопромышленников с губернатором Ульяновской области мы поставили себе новую цель – довести этот результат до четырех тысяч рублей за кубометр к 2021 году.

– То есть удвоить… За счет чего?

– За счет производства неликвидной древесины и вывода лесной отрасли из теневой экономики.

В лесной отрасли действует правило: чем больше объем производства, тем ниже рентабельность. Леса в Ульяновской области не такие стройные, как в Сибири. Высокопроизводительным дисковым станкам не осилить толстые деревья, которых много в нашей лесосеке, такое оборудование у нас попросту нерентабельно.

Мы зарабатываем на повышении качества, изъятии большего объема пиломатериала из куба древесины и переработке всей лесосеки. В дальнейшем планируем начать пилить березу, которую сейчас отдаем на переработку для производства фанеры.

Свыше допустимых объемов мы не рубим – примерно 30% леса остается, как правило, это особо охраняемые участки. В этом году мы посадили более 360 гектаров леса, высадили более трех миллионов саженцев. Свою норму посадки по регламентам мы выполнили.

– Какие вопросы сегодня в повестке «Ассоциации лесопромышленников»?

– Членами ассоциации – а их на сегодня 18 – контролируется огромная площадь лесов, 97 тысяч гектаров. Управлять такой огромной территорией в таком большом составе сложно, поэтому мы решили разделить ассоциацию на две организации – ООО «Холдинг лесопромышленников» и ООО «Жадовский лесопромышленный комплекс».

Из законодательных новелл на слуху сейчас планы по введению ренты вместо арендной платы. Как это отразится на лесной отрасли – большой вопрос. Закон поможет монополистам – крупным игрокам рынка, а интересы малолесных регионов, в число которых входит и Ульяновская область, не учтены. Совместно с Министерством природы и цикличной экономики региона мы пытаемся повлиять на ситуацию.

Лесная отрасль пока государством не замечена. Мы ждем от правительства и фискальных органов наведения порядка и распространения по всей стране Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС). Это заставит уйти с рынка нелегалов и упростит нашу работу.


Ульяновская область, Барышский район

Тел.: +7-927-272-95-18, +7-917-632-76-67

zhuchkov-73-bar@mail.ru

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: