Дарья Магарина: фуд-фотография – это нирвана, которая затягивает
– Дарья, когда вы увлеклись фотографией?
– Еще в детстве. В советское время – в отсутствие особых развлечений не было для меня ничего более загадочного и потрясающего, чем сидеть в темной комнате с красной лампочкой и проявлять с папой фотографии. Такой у нас был семейный ритуал. Отец очень любил (и до сих пор любит) фотографировать, у него был крутой фотоаппарат «Зенит» (когда я его брала, у меня ничего не получалось!) и объектив «Гелиос». До сих пор с удовольствием им пользуюсь иногда, потрясающе получается боке – размытие заднего фона.
После окончания политеха по специальности «Издательское дело и редактирование» у меня появился современный фотоаппарат, и я возобновила любимое занятие.
– Какие темы вас тогда увлекали?
– Портретная съемка. Конечно, поначалу снимала всех своих друзей, как сейчас помню, освещала «натурщиков» настольными лампами. Но общаться с людьми – особый труд, а когда ты еще не очень профессионально фотографируешь, гораздо легче оттачивать свое мастерство на предметах.
И это совсем не просто – нажал кнопочку и готово! – нужно выставить свет, во все это погрузиться, точно зная, что ты делаешь. Взять ту же фуд-съемку. Если ты будешь хаотично метаться, то блюда, которые тебе предоставили, завянут, потеряют свою фотогеничность. Также и с портретной съемкой – затянешь время, модель устанет, и результат никого не устроит.
– А где вы учились на фуд-фотографа?
– Это сейчас на них учат, а когда я начинала года четыре назад, ничего похожего не было. Приходилось по крупицам выискивать информацию в интернете – это же самая большая энциклопедия в мире. И вот я сняла плавающие фрукты с пузырьками, результат меня удовлетворил, и я начала работать в этом направлении.
Большим подспорьем стала поддержка моей семьи, – родные увидели мои успехи, стремления и помогли мне, в частности, с техникой. Так, первая серьезная зеркальная камера Nikon появилась благодаря моему любимому дедушке. Спустя год я смогла себе позволить купить новый светосильный макро-объектив 105 мм, а также импульсный свет.
Я считаю, что фотограф по мере роста своего мастерства начинает ставить перед собой все более сложные и интересные задачи, для реализации которых требуется все более и более серьезная техника. И я стараюсь как можно чаще производить апгрейд своего оборудования.
– А как вы монетизируете свой талант?
– После того как у меня появилось хорошее профессиональное оборудование, появились корпоративные клиенты. Например, делала летнее меню для пивного ресторана, снимала гамбургеры для Food Truck и т.д.
Постоянно выкладываю свои фотографии на Shutterstock, это один из самых знаменитых в мире фотобанков, где все желающие смогут купить лицензионную фотографию, в основном, чтобы использовать ее в коммерческих целях.
– Попасть на Shutterstock непросто…
– Действительно, туда так просто не берут, нужно пройти экзамен (предоставить 10 тестовых фото, и все должны быть удачными), признаюсь, сдала его со второго раза.
Сейчас у меня там 3 тысячи фотографий, и уже тысячу раз их покупали.
– А какие сюжеты вашего портфолио наиболее популярны в фотобанке? Котики?
– Нет, что вы, самые разные! Например, хорошо покупают снимок, где изображены мои свадебные туфли и сумка. Или вот тимьян в эмалированной кружке – из разряда «слепила из того, что было».
В тренде – природный стиль рустик, а также flat lay, это плоское изображение предметов, которые лежат на ровной поверхности.
А вот настоящая фотография-кормилица – статуэтка Пизанской башни, которую я привезла из Италии в качестве сувенира. Уж не знаю, чем она так нравится, но она продается уже почти пять лет!
Там в принципе невозможно угадать, что купят, поэтому заливаешь все подряд.
– Какие страны чаще всего приобретают фотографии от Даши Магариной?
– География моих фотопродаж – весь мир: Бразилия, Франция, Германия, Финляндия, Италия, Китай, Тайланд, Россия, Испания, Япония, Саудовская Аравия, недавно к этому списку присоединилась Австралия.
А чаще всего покупают в Америке, отчасти это связано с тем, что американцы – очень законопослушная нация, они «заточены» под авторское право. Это у нас можно зайти в интернет и взять любую фотографию для своих целей. А за океаном это табу, они не имеют право даже просто выложить чужие фотографии в своем блоге, можно нарваться на штраф.
Очень много клиентов – из богатых Арабских Эмиратов, они могут себе это позволить: покупка снимка из фотобанка – недешевое удовольствие. В ОАЭ любят покупать снимки кофе.
Популярны и финики, которые я сфотографировала, уложив на красивой старинной тарелке. Финики в мусульманском мире имеют символическое значение, так что перед праздниками – просто ажиотаж на эту фотографию. Если посмотреть в моем личном кабинете на мировую карту продаж, – она вся в моих финиках.
– Многие ваши фото так и просятся на страницы глянцевых журналов….
– Я видела свои работы только на сайтах, в электронных журналах. Например, снимком, где моя такса нюхает грибы, проиллюстрировали статью про собак-веганов.
– У вас такие фактурные грибы! Особенно, в баночке. Очень аппетитно!
– Да, я действительно заливала рассолом свежие рыжики, и потом мы их съели. Очень жду грибного сезона!
– …и в лес?
– Нет, на рынок, выбирать. Там на меня смотрят, как на сумасшедшую, когда я роюсь в поисках самых красивых грибов (смеется)!
Вы бы видели, как я выбирала редиску для снимка. У всех бабушек редиска была с отрезанной ботвой, и вдруг я вижу, как одна берет вязанку и заносит ножницы. Я закричала на весь рынок: «Стойте!!! Не обрезайте хвосты!»
– У вас интересный реквизит – все эти ящички, кружечки, баночки…
– Для «предметника» это вторая статья затрат после оборудования. И есть три способа получить реквизит: купить, сделать своими руками и… найти на помойке (смеется). Серьезно! Люди порой выбрасывают такие фактурные, текстурные вещи! На недавних моих фотографиях есть стул, кто-то его поставил около дома, а я забрала. А вот эту авоську сплела сама.
Если бы вы знали, сколько у меня реквизита! Фуд-фотографы ходят по магазинам совершенно иначе, мы смотрим: ага, вот это ведро будет смотреться в кадре потрясающе!
Не могу спокойно ходить по блошиным рынкам, мне там дурно становится: я хочу и то, и это, и это! Все это вижу в кадре, в общем, «когда б вы знали, из какого сора»…
Ценю вещи с историей – все эти ржавые ключи, ножницы, замки. Очень люблю посуду, счастлива, что нашла партнеров, которые поставляют посуду для ресторанов и кафе. Мы договорились, что они будут предоставлять мне реквизит на время, это большое подспорье, потому что купить все на свете нельзя. И это же хранить где-то надо! Моя мечта, точнее моя цель – огромная студия со стеллажами, чтобы я не искала, где мое любимое медное ведро или подсвечник.
– А какой продукт труднее снимать?
– Суп! Дело в том, что у него все вкусное на дне, и приходится идти на всяческие ухищрения, чтобы блюдо выглядело аппетитно. Например, чтобы креветка, морковка торчали из супа, их нужно поставить на зубочистку.
Это работа в перчатках, с пинцетом…
– Прямо колдовство какое-то!
– Да, это настоящее волшебство! Помните, в «Гарри Потере» было заклинание левитации «Вингардиум Левиоса», чтобы все летало?
– А как вы заставили летать огурец?
– Огурец аккуратно режется, нанизывается на шпажку, подвешивается с помощью определенных конструкций. Выставляешь свет, чтобы огурец был весь в фокусе, раздвигаешь кусочки, потом берешь лейку и начинаешь их поливать, при этом безудержно щелкая затвором фотоаппарата, делая до 500 дублей…
Выбираешь – капля отсюда, капля оттуда, в фотошопе соединяешь: подобные сюжеты не снять без постобработки.
– Кофейные зерна пирамидкой – тоже фотошоп?
– Нет! Эту композицию я придумала сама, пинцетом насадила зерна на клей «момент» и подожгла палочку для благовоний.
Вообще – постмодернизм сейчас везде, что-то новое нам, «предметникам», придумать очень сложно – от так называемой «насмотренности» никуда не деться.
– Есть любимые модели?
– Очень люблю фотографировать напитки, хотя не могу сказать, что это легкая задача, – по сложности они идут за супом. Но здесь такое огромное пространство для творчества! И помимо фотографического мастерства требуются навыки фуд-стайлинга.
И еще. Фотографирование коктейлей – это этапность, скорость работы, если в бокале, к примеру, есть лед, и, конечно, свет. Люблю фотографировать с заднебоковым светом со вспышкой, оснащенной насадкой «Конус» – она красиво просвечивает бокал.
Или вот, допустим, одна из последних моих фотографий, – коктейль из ананасового фрэша с джином. Лед в этом варианте настоящий.
В этом случае бокал – матовый, поэтому я подсвечивала его только отражателем и делала смешанный свет, используя не только вспышку, но и фонарик от айфона. Видите, блики на бокале? Это все подсветка.
Вы не представляете, как долго я экспериментировала по ночам, чтобы добиться желаемого! Встал вопрос: чем бы посыпать горелку для того, чтобы она дала искры? Сахарной пудрой? Но она сгорает молниеносно. Так вот, оказалось, что лучше всего горит и брызгается искрами натуральный кофе! Я его молола, потом сыпала через сито, в этом время поджигая горелку…
– Вы не скрываете своих секретов…
– Ну, я же не Дэвид Коперфилд, который не делится своими тайнами, – напротив, мне приятно рассказать, как я сделала тот или ной кадр, показать свою смекалку, креативность. Хотя знаю, что не все фотографы любят делиться своими фишками.
Но есть, например, блогер и фуд-фотограф Юлия Космо, которая достигла такого уровня, что ей нечего бояться «утечки информации».
Я сейчас участвую в ее конкурсе «Блогобудень», для меня это лишний способ заявить о себе, привлечь новых подписчиков и, конечно, повысить свое мастерство, прокачать подзабитую жиром декрета «фотомышцу». Ибо задания от Юли Космо – это всегда вызов всему: визуализации, техническому прогрессу, дизайнерскому началу и фотоскилзам.
Обожаю творчество Славы Позднякова, это один из лидеров московской фуд-индустрии, небожитель, который не работает со всеми подряд.
– Предмет вашей особой гордости?
– Есть у меня один кадр, где бокал омывается водой. Было очень сложно технически сделать это снимок, потратила на съемку почти четыре часа. Возможно, он не такой яркий, как другие, но теплый и светлый.
– Каковы особенности работы с АО «Тепличное»?
– Сотрудничаю с предприятием около четырех лет, на сегодняшний день это самый масштабный мой заказ. А самая большая особенность состоит в том, что вся продукция, которую мне привозят для съемки, очень быстро вянет, особенно ягода, так что работать надо очень быстро, просто не поднимая головы.
Но здорово, что детали мы обговариваем заранее, поэтому я четко знаю, что и как буду фотографировать. У меня есть блокнот, куда я записываю идеи, делаю композиционные зарисовки, продумываю свет и т.д.
Сегодня вся продукция, изображенная на рекламных материалах, по законодательству должна быть настоящей – именно той, которую ты продаешь. И если ты рекламируешь мороженое, то это не должен быть какой-то кулинарный жир, свернутый шариком.
Вообще мода на фуд-стилистику за последнее время сильно поменялась. Еще три года назад мы часто прибегали к несъедобным способам, например, клали губку на дно чашки с супом, чтобы было видно его начинку. Вместо меда на панкейк лили машинное масло – оно потрясающе бликует, но не растекается и не впитывается, как мед, поэтому с ним можно долго работать. Сейчас все это отходит на задний план, подобные уловки можно оставить для фотобанков, в моде натуральность. Но главная моя задача – чтобы мои снимки было «вкусно есть глазами».
Высший пилотаж – если после того, как фотограф снял блюдо, его можно съесть
– По сколько процентов творческой и технической составляющей в вашей работе?
– Конечно, креатив очень важен, но если ты не знаешь, как его воплотить технически, он так и останется идеей, и результата ты не увидишь.
Сейчас фотографии становятся более технологичными.
Техника – как одежда. Чувствуешь, что стала мала – покупай новую, большего размера. А идея, чувство вкуса, стиля, композиционное чутье – это уже что-то совсем из другой области. Это нечто такое, что не купишь. Оно либо есть в тебе, либо нет. Но если уж есть – талант нужно взращивать, вскармливать, как неумелое малое дитя, воспитывать, как настырного подростка, уважать, как взрослого человека, и беречь – как пожилых родителей!
– Какова ваша следующая ступень на профессиональном пути?
– Мне очень интересно фотографирование интерьеров, сейчас готовлюсь к интересному проекту с московским дизайнером. Это специфическое занятие, но я ищу ниши, которые не заняты. Например, соваться в нишу свадебной фотографии в Ульяновске нет смысла, а фуд-фотография и интерьерная съемка пока не перенасыщена мастерами, и эти направления сейчас очень востребованы.
И потом фуд-фотография – это отдельный космос, нирвана, которая затягивает.