– Во многих отраслях в 2018 году средний чек уменьшился. И сейчас наблюдается падение спроса как следствие экономического кризиса (особенно это сказывается на ритейле), снижается покупательская способность, а разрыв между обеспеченными и необеспеченными слоями населения только растет.
€ 103,38
$ 92,58
¥ 13,04
Торговля: бизнес сложностей и возможностей
Фото: freepik.com
Отголоски кризиса
Торговля в России слабо, но все же растет. По данным Росстата, динамика ниже инфляции: за январь-май 2019 года оборот розницы в стране увеличился на 1,7% и составил 10 трлн 251 млрд рублей. В Ульяновской области рынок развивается быстрее, +2,8%. За пять месяцев ритейлеры выручили в регионе 61,6 млрд рублей. При этом больше трети рынка заняли торговые сети.
Как отметила эксперт, недавнее серьезное повышение НДС вылилось в рост цен, что также обременяет конечного потребителя и приводит к снижению объемов продаж.
– Учитывая, что 2019 год не обещает переломных позитивных событий, игроки рынка вынуждены оптимизировать свою стратегию и подстраивать механизмы повышения среднего чека под усложняющиеся условия. Вот почему сейчас главный тренд обоих направлений, опта и розницы, – нацеленность на эконом-сегмент.
В качестве примера она приводит растущие продажи сетей Fix Price, «Пятерочка» и «Магнит» и замедление развития люксовых супермаркетов.
– Платежеспособность Ульяновска можно оценить по среднему чеку, который немного понизился – за год приблизительно на 10% как в b2с, так и b2b. Средний чек здесь ниже, чем в Казани или Самаре. Если сравнивать Ульяновск с аналогичными городами по объему продаж, то это, скорее, Набережные Челны.
Крупный дискаунтер бытовой техники и электроники «Ситилинк» долгое время работал в Ульяновске в формате «точек выдачи», а полтора года назад открыл здесь полноформатный магазин. Ходовые товары компании в нашем регионе – «золотая тройка» рынка электроники – телевизоры, мобильные телефоны и ноутбуки.
– Вопрос ценообразования в Ульяновске стоит для нас особняком. При открытии магазина мы снизили цены по многим товарным позициям и держали их на этом уровне примерно год. Но в целом проект магазина в вашем городе оказался успешным. Он стал одним из лучших среди новых филиалов, с самого начала мы наблюдаем здесь живой интерес к нашей продукции. Возможно, все дело в удачном местоположении магазина: он находится в самом центре города на крупной транспортной развязке рядом с Императорским мостом.
В планах компании – открыть в Ульяновске еще один полноформатный магазин. На этот раз в левобережье.
Онлайн-кассы – удавка для бизнеса?
Два с половиной года прошло с тех пор, как в российской торговле запустили кассовую реформу. На сегодня 1,06 млн налогоплательщиков – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – применяют ККТ. В стране работают 56 производителей онлайн-касс и 21 оператор фискальных данных. Парк зарегистрированной ККТ достиг 2,8 млн экземпляров – это те кассы, которые уже передают данные в налоговую службу.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова называет ошибкой обязательное требование применять ККТ, так как предприниматели к этому не готовы ни технически, ни финансово. По ее словам, в Японии только 42% предпринимателей пользуются онлайн-кассами, а остальные выписывают чеки от руки.
– И государство там не нервничает по этому поводу, потому что для него главное – чтобы люди работали и приносили деньги в экономику. Маниакального стремления посчитать каждый «вдох-выдох», который сделал бизнес, ни в одной развитой стране нет.
Мы предложили «выключить» [из кассовой реформы] хлеб, маржинальность которого составляет 3%, в малой и нестационарной торговле. Но нам отказали, аргументировав тем, что хлеб – социально значимый товар, и государство должно знать цены на него в регионах. Мой ответ: если вы хотите, чтобы бизнес выполнял функцию статистики, дайте ККТ предпринимателям за счет государства. Чем проводить сто тысяч тренингов, лучше раздать онлайн-кассы.
b2b оживает
В 2019 году, по оценке независимого эксперта по инновациям в ритейле Бориса Агатова, рынок несколько стабилизировался, и большинство торговых компаний, даже находясь в сложной ситуации, пытается изменить свой бизнес в соответствии с запросами внешней среды. Торговля в сегменте b2b – не исключение.
По данным Росстата, рынок оптовой торговли Ульяновской области с начала года вырос на 5,6% и к июню достиг 73,7 млрд рублей. Тогда как в целом по России оптовики потеряли 6,6%, выручив в общей сложности 20 трлн 458,2 млрд рублей.
– 2019 год в плане продаж для нас легче, чем 2018-й. Клиенты «оживают», предприниматели пытаются открывать что-то новое. Это приносит нам заказы.
Бизнес Фиделя Султанова связан с поставками, монтажом и сервисом оборудования для магазинов, ресторанов и предприятий пищевой промышленности – холодильных камер, теплового оборудования, технологических дверей и так далее. В клиентской базе компании около 1500 юридических лиц, в том числе из других регионов – Краснодарского края, Псковской и Новосибирской областей.
– Главные факторы, которые помогут оптовикам обогнать конкурентов в 2019 году, – хороший ассортимент, лояльное отношение к клиентам, качественный сервис и удобная логистика.
Екатерина Уколова добавляет в этот список сервисы самообслуживания, омниканальность и предиктивную аналитику, называя их главными козырями современных оптовиков.
Реальные деньги из виртуальной сети
Основным трендом в торговле эксперты в один голос называют повсеместную цифровую трансформацию. Отток покупателей в интернет снижает продажи у традиционных офлайн-ритейлеров, а компаниям, поворачивающимся в сторону онлайна, сулит серьезное повышение эффективности.
– Розничная торговля находится на этапе глубокой трансформации, поэтому самочувствие каждого конкретного игрока сильно зависит от того, насколько он смог трансформировать свои процессы. Те компании, которые по каким-то причинам не делали этого или делали нерешительно, теряют долю рынка. К таким можно отнести Auchan и Metro. Те же компании, которые на этом этапе сделали шаги, чувствуют себя более уверенно – к примеру, Х5 Retail Group.
– Основным фактором выбора для покупателей на российском рынке сегодня является цена. Но за последние два года сильно укрепились такие факторы, как удобство и время. Цифровая трансформация и диджитализация бизнеса позволяют нам приблизиться к этим потребностям покупателя.
По его словам, сегменты, в которых работают офлайн-магазины, онлайн-платформы, агрегаторы и рестораны, постепенно сливаются в один рынок – рынок еды. Покупателю предоставляется огромная палитра продукции и возможность сэкономить время на поиске товаров и их покупке.
– Мы уже не ощущаем себя ритейл-компанией, мы считаем себя игроком рынка еды. Его объем, включая потребительскую розницу и общественное питание, на сегодня составляет в России 13 триллионов рублей. Из них 100 миллиардов приходится именно на онлайн. Пока эта доля невелика, но она будет расти опережающими темпами.
По прогнозам Х5 Retail Group, к 2025 году этот рынок по меньшей мере удвоится, при этом офлайн-магазины не пропадут.
– Что хорошего дает онлайн-ритейл? Это огромный ассортимент и знания об истории покупок. По крайней мере, большие ритейл-компании могут делать гораздо лучшую персонализацию, потому что они знают покупателя во всех деталях его транзакций. У физических магазинов есть другое большое преимущество – близость к покупателю. Примерно 80% населения страны живет в радиусе 500-1000 метров от ближайшего магазина, а близость крайне важна для быстрой доставки. Поэтому не думаю, что офлайн-ритейл прекратит существование. В будущем онлайн и офлайн распределятся примерно поровну: онлайн-ритейлеры будут предоставлять широчайший ассортимент и персонализацию, а офлайн-ритейл позволит человеку получить самый популярный ассортимент как можно быстрее.
В компании «Ситилинк» расклад уже в пользу продаж по онлайн-каналам, 80% на 20%. Такая картина у дискаунтера наблюдается и в Ульяновске.
– Ульяновцы покупают товары не только в интернете и на кассе магазина, но и через терминалы и call-центр, хотя предпочтение отдают современным цифровым форматам. Оплата все чаще безналичная, в том числе с помощью бесконтактных карт.
Важно, чтобы доступ к услугам был разнообразным – заказать звонком по телефону, оформить в кредит или оплатить дома при доставке товара до квартиры.
– Для покупателя крайне важна скорость доставки. Доставка сегодня или завтра – это хорошо, послезавтра – хуже, через неделю – совсем плохо. Поэтому пока крупные международные компании не придут на российский рынок и не создадут физическую инфраструктуру, думаю, здесь бояться особо нечего. С другой стороны, рынок настолько быстро растет, что появление крупных игроков – на самом деле хорошо. Потому что создается та самая логистическая инфраструктура, которая позволяет более эффективно работать всем игрокам рынка.
Бизнес в сфере торговли конвергируется, давние конкуренты становятся друзьями. Чтобы выжить, компании заключают партнерские соглашения.
– Совместно с компанией Х5 Retail Group N.V и другими партнерами мы делаем проекты по установке почтаматов и пунктов выдачи как за пределами магазина, так и внутри него. Теоретически это полезно всем: с одной стороны, мы добавляем видимости для Ozon, с другой стороны, приводим в магазины партнеров покупателей, которые, возможно, не приходили бы сюда в других случаях.
Такие эксперименты с тестированием новых моделей становятся, пожалуй, главной задачей торговых компаний. С двумя условиями: не бояться ошибок и не делать слишком большую ставку на каждый новый проект.