Платить нельзя подождать
Фото: pixabay.com
Цифры озвучиваются солидные: по официальным данным совокупные долги граждан за ЖКХ на сегодняшний день в стране составили 1,4 трлн рублей. Значительная часть этой суммы — задолженность перед РСО. То, что теперь долги не будут передавать коллекторам, приведет, по мнению представителей ресурсоснабжающих организаций, к ухудшению качества предоставляемых услуг. РСО «будут искать иные варианты для снижения убытков», а в итоге пострадают сами граждане.
Но есть и другое мнение.
заместитель начальника ОГКУ «Государственное юридическое бюро Ульяновской области имени И.И. Дмитриева»
На наш взгляд, новый закон, напротив, призван защитить потребителей услуг. Люди, ищущие у нас защиты, как правило, заявляют: «Я не платил за коммунальные услуги потому что…». И называют ряд действительно объективных причин: услуги не были оказаны — частично, либо полностью; цена за них не согласована с самими жителями; они не знают, за что именно платят — в платежке нет расшифровки и так далее.
Да, с точки зрения закона, в этом случае жителям нужно идти в суд и отстаивать свои права там. Но с точки зрения обычного человека, платить за некачественную, либо оказанную не в полном объеме услугу не нужно. Такова психология многих потребителей.
С точки зрения обычного человека, платить за некачественную, либо оказанную не в полном объеме услугу не нужно. Такова психология многих потребителей.
Таким образом, если управляющая компания работает в строгом соответствии с законом: определяет стоимость услуг через общее собрание жильцов, оказывает качественные услуги, никаких вопросов не возникает. Исходя из моей практики, если в доме ведется работа по содержанию и ремонту общего имущества, должников-физических лиц практически нет. Сами собственники приходят к «неблагополучным» соседям и требуют погасить долги. Нужды обращаться к коллекторам в этом случае нет.
Второй момент — работа самих управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Если она налажена хорошо, активно работают юристы, это приводит к минимизации задолженности. Взаимодействие с должниками — это подробные разъяснения, демонстрация услуг: что именно организация делает, в каком объеме оказывает. Это снимает вопрос, который волнует жителей: «За что именно я должен платить?».
А как могут воздействовать на должника коллекторы? Грамотно рассказать им об услуге? Договориться и провести общее собрание? Убедить, представить доказательства, что услуга оказана в полном объеме и качественно, а потому нужно платить? Все это не в их компетенции. Набор инструментов коллекторов ограничен: у них есть адрес и размер долга, а также определенные законодательные ограничения (которые, к сожалению, зачастую не выдерживаются). Их задача — собрать как можно большую сумму с должника, а не решать изначальную проблему — почему этот долг образовался.
Именно поэтому я уверен, что нововведение однозначно стоит на защите прав потребителей. Более того, оно выявит копании, где не налажена работа с должниками, а также неэффективные УК, которые не могут своим клиентам продемонстрировать качество своей работы. Организации, в которых налажено взаимодействие с потребителями, к коллекторам, как правило, не обращаются.