Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

В поисках впечатлений

Российский рынок индустрии развлечений развивается бурными темпами. Инвесторы прочувствовали вкус и увидели отдачу в этом сегменте бизнеса: яркие эмоции и впечатления в тренде всегда. И особенно это актуально для России, где привыкли праздновать с размахом, а душа всегда просит «чего-то новенького».

Фото: infotografi.com

От квестов до квизов

Из-за желания постоянного обновления индустрия развлечений развивается по схожей схеме. Появляется новый аттракцион, который сразу же становится популярным. О нем рассказывают блогеры и СМИ. Идет активная рекламная «бомбардировка», интерес мгновенно возрастает, поток клиентов растет в геометрической прогрессии.

После этого на рынке появляются клоны (аналоги, зачастую более дешевые), которые пытаются также заработать на возрастающей популярности аттракциона. Этот цикл длится примерно дватри года. К концу срока интерес начинает спадать, прибыль падает. Бизнесмены либо выходят на новый качественный уровень: совершенствуют аттракцион, либо его закрывают и ищут новые объекты для инвестиций.

Именно такой сценарий в Ульяновске переживают интеллектуальные развлечения – офлайн-квесты, перфомансы (квесты, где участвуют актеры), а также квизы (от английского quiz – «викторина»).


Егор Ситников
предприниматель, ведущий мероприятий, организатор квиза «ЗБС»

– В 2015 году мы стали одними из первых, кто открыл для Ульяновска новый вид развлечений – квесты в реальности. Суть аттракциона – выбраться из закрытого помещения, решив ряд задач на логику и внимательность. Наш квест-проект со временем стал самым крупным в городе – он включал целых шесть локаций. Но в прошлом году мне самому захотелось чего-то новенького, и я занялся квизами.

По словам Егора, квесты в Ульяновске «еще поживут»: как и было сказано в описанной выше схеме, они эволюционируют. К примеру, появились аттракционы с актерами. Однако ажиотаж прошел, и выживут те проекты, которые смогут соответствовать духу нового времени. Ведь клиенту снова нужен свежий продукт.


Егор Ситников

– Барные викторины появились в Европе задолго до того, как они стали популярны в России. Администраторы баров и ресторанов с помощью них нашли способ оригинально развлечь аудиторию. В нашей же стране до сих пор популярна игра «Что? Где? Когда?», так что почва для квизов была подготовлена благодатная.

Сначала Егор участвовал в квизах в качестве ведущего. Затем он решил создать собственный проект, который стал одним из самых популярных в Ульяновске. Главные затраты в этом бизнесе – оплата работы авторам, которые придумывают вопросы. Это довольно сложный процесс: нужно изучить последние новости, найти интересные факты, просканировать рекламные ролики, фото, видео. Одна игра включает в себя около 50 вопросов. Благодаря качественному контенту желающих принять участие в «ЗБС» набирается много, так что оргвзносы игроков покрывают расходы. Рекордный квиз прошел на открытом воздухе на территории Александровского парка: в викторине приняли участие около 300 человек.

Планы организаторов «ЗБС» – открыть филиалы в других городах, развивать франшизу. Конкурентов у этого квиза много, в их числе – пришедшие в Ульяновск федеральные проекты. Чтобы выжить на рынке, Егору и его соратникам приходится делать продукт лучше и лучше: придумывать форматы, которых нет у других, делать интересные и разнообразные тематические игры. Главное оружие – креативность и отсутствие повторений, чтобы игроки не заскучали.

Из Москвы в Ульяновск

Эксклюзивность в индустрии развлечений – главное конкурентное преимущество, даже если сам бизнес новым не назовешь. Яркий пример – популярность музыкальных вечеринок в Records Music Pub.


Павел Солдатов
арт-директор Records Music Pub

– Мы привлекаем самые разные музыкальные команды, начали сотрудничать с зарубежными исполнителями. К нам уже приезжали группы из Японии, США, Германии, Швейцарии. На южнокорейскую команду выстроилась очередь из 250 человек, в числе которых были жители Самары, Казани, Москвы, где музыканты еще не выступали. У нас выступают группы, на которые сложно попасть даже в столицах.

Насыщенная музыкальная программа, а также разнообразные мероприятия, которые проходят в пабе, привлекают публику. Помимо концертов в заведении устраивают лектории (недавно, например, здесь выступила известный популяризатор науки, блогер Ася Казанцева), интеллектуальные игры, конференции, творческие встречи, работает киноклуб. Питейное заведение превращается в креативный инкубатор, куда приходит и молодежь. В меню для молодой аудитории бюджетные спецпредложения, так что порой студенты приносят заведению больше выручки, чем солидная пара, пришедшая в пятницу на концерт.

Тренд на общение

В целом живое общение сегодня в тренде: люди начинают уставать от соцсетей и гаджетов. Проект «Ночная мэрия», который возглавляет ульяновец Павел Андреев, скорее, полукоммерческий – плата здесь идет в формате ненавязчивого свободного взноса. Но в перспективе это направление можно успешно коммерциализировать.


Павел Андреев
руководитель проекта «Ночная мэрия»

– Мы проводим вечерние экскурсии по городу. Интерес очень высокий: обычно за пару дней регистрации набираем группу до 50 человек. Люди с удовольствием выходят на 2-3-часовую прогулку и заодно узнают интересные факты о родном городе. Мы уже охватили парк Дружбы народов, провели три экскурсии по Нижней Террасе, скоро презентуем прогулку по Верхней с поездкой на троллейбусе (многие на этом виде транспорта не ездили давно). А к концу августа попробуем добраться до Нового города и улицы Автозаводской. С 5 по 8 сентября проведем биеннале городских прогулок: за это время повторим экскурсии по всем городским маршрутам, которые у нас были.

По мнению ночного мэра, популярность этого проекта связана не только с возможностью выйти из соцсетей и пообщаться вживую и желанием найти новый вид досуга. То, что ты не знаешь, вызывает чувство неопределенности, опасения. Чем больше люди будут узнавать свой город, тем комфортнее будет их проживание в нем. Так что «Ночная мэрия» – это еще и про патриотизм и его экономическое «послевкусие».

– Возможно, молодые люди уже не так будут стремиться уехать из Ульяновска в столицы и смогут реализовать себя здесь, – уверены авторы «Ночной мэрии».

Зеркальная социализация

Отдельный и, как правило, один из самых прибыльных блоков индустрии развлечений – детские аттракционы. Города профессий, парки динозавров, батутные центры, комплексы активных развлечений под крышей и на свежем воздухе, роллердромы, кинотеатры 7D – каждый год появляется что-то новое.

Один из современных трендов – игровые лабиринты, имеющие массу разнообразных форматов. Они могут быть компактными и огромными, под открытым небом и в помещении, с интересным наполнением. Психологи считают, что лабиринты имеют очень высокий показатель социализации: дети быстро знакомятся друг с другом и учатся взаимодействовать в необычной обстановке.

В Ульяновске тоже есть лабиринты – зеркальные. Владелец PR-фабрики «Арт-Профи» Ольга Алашеева рассказывает, что этот проект для нее стал, скорее, социальным: сначала появилось желание, чтобы детских развлечений в Ульяновске было как можно больше.


Ольга Алашеева
владелец PR-фабрики «Арт-Профи»

– Это не тот случай, когда сначала считаешь доходность и масштабирование бизнеса. Просто захотелось доставлять людям радость. Подобные проекты приносят небольшие, по сравнению с затратами, доходы и отвлекают от основной работы. Но позитив перевешивает.

Сейчас зеркальные лабиринты есть в двух городских парках – Победы и «Прибрежном». Возможно, еще один откроется осенью в ТЦ «Пушкаревское кольцо». Ольга рассчитывает, что за сезон лабиринты посетят около 10 тысяч человек. Это классический бизнес индустрии развлечений: через пару лет интерес иссякнет, после этого аттракцион придется обновлять. «Мы уже продумываем, что будет следующим этапом: возможно, связанные с лабиринтом квесты, хорроры», – уточняет Ольга.

Вечеринки с виртуальностью

Элементы игры сегодня используют и на взрослых мероприятиях. К примеру, на 10-летнем юбилее компании AGATECH, который прошел в ресторане RMH, устроили первую в Ульяновске вечеринку виртуальной реальности с использованием различных гаджетов. «Мы надевали шлемы и принимали участие во всевозможных играх, гонках, танцах, дегустировали сложные интересные блюда молекулярной кухни. Было весело, интересно познавательно», – поделились эмоциями участники вечеринки.

Новые технологии используются в индустрии развлечений все активнее. В сентябре PR-фабрика «Арт-Профи» планирует показать в ТЦ «Аквамолл» Музей дополненной реальности Леонардо да Винчи. Любой желающий сможет увидеть виртуальные экспонаты с помощью смартфона или планшета. Новейшие технологии могут стать частью любого мероприятия, будь то квест или корпоративный вечер.

В целом виртуальная реальность, по прогнозам аналитиков PwC, совсем скоро станет самым быстрорастущим сегментом как в России, так и в мире. В торговых центрах уже можно опробовать на себе портативные шлемы VR от Microsoft, HTC, Oculus и прочих производителей. Активно будет развиваться разработка b2b-приложений для шлемов, а также тигровые аттракционы. Качество VR-игр растет, их стоимость снижается. Игроки не просто сидят в кресле со шлемом на голове, а могут перемещаться при помощи дополнительных гаджетов.

В 2018 году индустрия развлечений, по данным исследования PwC «Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2018–2022 годы», достигла $24 млрд, а через пять лет превысит $33 млрд

Геймеры начинают и выигрывают

Меняется и рынок онлайн-развлечений. Пользователи оценили прелесть персонализированных предложений. Эта технология будет развиваться все активнее: один из пионеров тренда, компания Netfl ix, уже выпустила первый в истории фильм, где зрители в режиме онлайн могли выбирать, как именно будет разворачиваться сюжет.

Люди уже привыкли потреблять контент «здесь и сейчас», и это желание будет только усиливаться. По данным компании Tele2, набирают популярность стриминговые сервисы и прослушивание музыки онлайн.

– С развитием 4G-сети и ростом проникновения 4G-устройств в регионах востребованность этих сервисов растет, так как скорости мобильного интернета позволяют быстро скачивать «тяжелый» контент и пользоваться качественными стриминговыми сервисами на высоких скоростях. По нашим прогнозам, их доля в общем объеме потребляемого интернет-трафика продолжит расти, – отметили в компании.

Также идет серьезный рост популярности онлайн-игр. В марте 2019 года Tele2 первой на российском телеком-рынке запустила полноценную платформу для геймеров Cyberhero, открытую для всех любителей киберспорта. Ежемесячно количество пользователей сервиса прирастает на 20-25%.

Эти цифры подтверждают и аналитики Google. По их данным, одним из прорывных сегментов в ближайшее время (до 2022 года) станет киберспорт и виртуальная реальность: их среднегодовые темпы прироста составят 25 и 51% соответственно. Активно растет российский гейминг: в прошлом году объем игровой индустрии увеличился на 23%. Российские пользователи скачали 2,1 миллиарда мобильных игр, а это примерно 25 загрузок на человека.

Секрет прост: технологии дополненной или виртуальной реальности еще сильнее вовлекают пользователя в мир игры. Это совсем другое качество эмоций. Таким образом, вложения в новейшие технологии индустрии развлечений более чем перспективны. Нужно лишь точно определить, «откуда дует ветер».

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: