– В 2017 году горно-металлургическая компания ERG (производственные активы в Казахстане, Африке и Бразилии, бизнес-подразделения в России, Китае и Европе) начала системно выстраивать работу по принципу кайдзен. Кайдзен в широком смысле – непрерывное совершенствование. Вся наша операционная эффективность, по сути, и есть кайдзен.
Главной задачей на первом этапе для нас было вовлечение работников девяти промышленных предприятий в Казахстане в совершенствование процессов. Для этого на нашем железорудном предприятии ССГПО мы запустили пилотный проект «Фабрика идей». Суть его заключалась в стимулировании сотрудников подавать собственные идеи по совершенствованию процессов на производстве. Ключевой задачей было отказался от негативной коннотации «рационализаторского» движения (сложные технические идеи для «избранных») в пользу массового вовлечения (не важен размер эффекта и техническая сложность – важен факт вовлечения).
С 2018 года «Фабрика идей» распространилась уже на шесть крупных предприятий группы, ежемесячно на каждом из них выявляются лучшие предложения, которые рекомендуются к внедрению. Авторов идей года традиционно награждают ценными призами, среди которых – автомобили, путевки на отдых, денежные сертификаты. На сегодня с начала года на «Фабрику идей» подано более 4,5 тысяч заявок от сотрудников.
Замотивировать людей подавать идеи, обучить их тому, откуда их в принципе можно брать – более-менее решенная задача. Для этого нужно:
a) обязательно обучить людей принципам поиска потерь (как только люди начинают видеть потери в работе и приходят к пониманию, что все устранить нельзя, поток идей становится практически бесконечным);
b) объяснить руководителям среднего звена, что идеи их сотрудников – это не прихоть руководства и дополнительная нагрузка, а источник помощи и способ достижения целевых показателей эффективности.
Теперь перед компанией стоит вызов: как поток идей конвертировать в эффекты и деньги в банке. Ключевая сложность – организовать реализацию идей.
Компания получает тысячи идей в год с ожидаемым годовым эффектом в десятки миллионов долларов, теперь учится системно превращать идеи в результаты. Главный вызов – научиться управлять изменениями и быстро масштабировать эффекты на всю компанию. Сложность состоит в том, что не все базовые процессы выстроены оптимальным образом, а также перманентно идут несколько волн трансформационных изменений. Поэтому небольшие кайдзен-инициативы упираются в то, что есть «более важные проекты», управление и реализация которых съедают ресурсы и внимание руководства.
…Философия кайдзен универсальна, ни у одной нации или страны нет «генетической» предрасположенности или отторжения к небольшим непрерывным изменениям. Однако выраженной особенностью российского и казахстанского бизнеса, скорее, является ставка на большие и прорывные идеи и проекты при параллельном нежелании совершенствоваться маленькими шагами, ежедневно укрепляя неравнодушие собственных работников и воспитывая в них желание менять что-то непосредственно на своем рабочем месте.
Преуспевают амбидекстры – люди, способные одновременно и делать небольшие изменения, и внедрять инновации, скачкообразно сказывающиеся на производительности.