– Евросоюз – один из крупнейших рынков сбыта продукции, который привлекателен для российских компаний с точки зрения расширения географии продаж, увеличения объемов поставок и продвижения продукции на зарубежные рынки. Наши коллеги разработали ряд предложений по стимулированию регионального экспорта с применением инструментов господдержки путем формирования торгово-логистической инфраструктуры коллективного пользования. Предприятия смогут реализовывать на территории Европейского Союза уже растаможенную продукцию, что положительно повлияет на ее конкурентоспособность и доступность для европейских потребителей. Определены основные направления продукции и предприятия-производители. Прогнозируемый эффект первого года работы хаба – продвижение не менее 20 экспортных товарных групп; не менее 10 участников со стороны бизнес-сообщества Ульяновской области, заключение не менее 20 первичных экспортных контрактов на сумму 2-3 млн долларов США.
€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Окно в Европу
Фото: pixabay.com
Европейские нюансы
О создании экспортного хаба было впервые официально заявлено в марте нынешнего года. Соглашение подписали губернатор Сергей Морозов и генеральный директор компании MRK invest s.r.o. Виктор Помещиков во время чешско-российского бизнес-форума.
Необходимость в создании подобного инструмента поддержки в буквальном смысле назрела. Многие ульяновские производители участвуют в международных выставках. Как правило, на первый взгляд все проходит хорошо: продукция привлекает внимание, получает высокую оценку, ее смотрят, берут и зачастую прямо на месте покупают. Но после завершения мероприятия коммуникации с потенциальными партнерами практически полностью теряются.
– Все просто: нет языка, нет менеджера, который может заняться продвижением продукции за рубежом. Нужно учитывать тонкости: например, адаптировать под нестандартные размеры дверные коробки, поменять цвет и так далее. Дальше договоренностей дело, увы, не идет.
Еще один важный нюанс: в Евросоюзе никогда не выйдут на сделку или подписание контракта, если продукция не представлена в еврозоне. Она должна быть обязательно растаможена. Логистика в Европе развита очень хорошо, поэтому за один-два дня товар можно доставить в любую страну. Поэтому когда потенциальные партнеры задают вопрос: «Где ваш товар можно взять в еврозоне», на этом все переговоры заканчиваются. Плюс к этому – высокая стоимость транспортировки образцов, а также сложный поиск потенциальных закупщиков региональной продукции и инвесторов.
И бизнес, и образование
– Мы думали, как можно выстроить логистическую и образовательную часть. Предприниматели начинают узнавать, что сделать, чтобы стать успешным на европейском рынке: как упаковать и маркировать продукцию, как ее продвигать. И родился проект акселерационного логистического хаба. Почему в Чехии? Эта страна удобна для поставок, как в Западную, так и Восточную Европу. У нас комфортное отношение с политическим руководством страны и торговым представительством. Вдобавок мы нашли чешскую компанию, которую возглавляет выходец из нашей страны, представитель «ОПОРЫ России» в Чехии. Вкупе это позволило принять окончательное решение.
Логистический хаб – это помещение площадью 200 квадратных метров, где разместится склад и шоу-рум. Здесь же будет работать англоговорящий менеджер. Покупатели смогут делать в хабе заказы либо забирать товар со склада. Соглашение об участии в проекте подписали 10 ульяновских предпринимателей – производители стройматериалов, предметов интерьера, мебели, текстиля.
– Мы уже восемь лет на рынке. За это время произвели около миллиона каменных моек, в месяц примерно две тысячи единиц товара. 15% от этого объема отправляется на экспорт. Наша продукция поставляется в 50 российских регионов и восемь зарубежных стран: Молдову, Румынию, Сербию, Азербайджан, Кыргызстан, Казахстан, Армению, Чехию. Рассчитываем, что участие в хабе познакомит европейскую аудиторию с нашей продукцией, откроет нам новые рынки и позволит увеличить объем экспорта.
Первая продукция в хаб уже отправлена. Сейчас формируется шоу-рум, набирается первая партия потенциальных покупателей. Планируется, что в первые год-два работы хаба ульяновцы смогут продать товар на 2 млн евро.
Экспортный кооператив
Участники проекта получают мощную господдержку. Это компенсация части затрат, связанных с сертификацией и логистикой. Плюс к этому регион берет на себя аренду склада на первые полгода, а также затраты по маркетингу, адаптации продукта к европейскому рынку, бухгалтерскому, юридическому и таможенному обслуживанию и оформлению. Жесткой цифры, сколько именно будет на это затрачен, нет: все зависит от объемов, которые предоставят наши производители. Ориентировочно это 3 тыс. евро в месяц.
Логистический хаб рассчитан на поддержку тех, кто делает первые шаги на внешнем рынке. Предполагается, что после «раскрутки» компании быстро встанут на ноги и будут в дальнейшем действовать уже самостоятельно. Плюс формируется своеобразный экспортный кооператив, что позволит оптимизировать затраты.
Запуск логистического хаба дает шанс увеличить к 2025 году экспорт продукции предприятий Ульяновской области в Восточную Европу и страны Европейского Союза в 2,5 раза. После «обкатки» работы чешского хаба подобный проект планируется запустить в Западной Европе, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии
Справка «ДО»:
По итогам 2018 года Чешская Республика заняла 11 место в списке торговых партнеров Ульяновской области. Торговый оборот составил более 20,2 млн долларов. В список экспортируемых в республику товаров входят автомобили и автокомпоненты, радиоактивные элементы, комплектующие станков и оборудования, топливо для заправки воздушных судов, продукция деревообработки.
Корпорация развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области:
г. Ульяновск, проезд Максимова, д. 4
+7(8422)41-86-71, +7(8422)41-41-45
Получить подробную информацию о деятельности хаба и других мерах поддержки экспорта можно в Доме предпринимателя (Центре "Мой бизнес")