Елена Осипова: «Доверие клиентов для меня бесценно»
Фото: Екатерина Эйрих
– Елена Радиевна, уверена, что среди наших читателей есть люди, которым не нужно вас представлять. Расскажите, что подвигло вас к выбору профессии?
– Вот кем-кем, а бухгалтером стать никогда не мечтала. Хотя с детства любила порядок во всем, математика давалась легко. Учиться на бухгалтера пошла с подружкой за компанию, да так и осталась в профессии. И вот уже 25 лет в ней.
За время работы пришлось поработать в разных сферах – от розничной торговли до строительства и производства, освоила все системы налогообложения.
– Есть ли некие качества, которые наиболее желательны для хорошего бухгалтера?
– Качества хорошего бухгалтера – это не только умение складывать цифры! Без логического мышления, аналитического склада ума, без желания учиться – это всего лишь счетовод.
В аутсорсинге – это умение ладить с людьми, объяснять сухие цифры доступным языком, вникать во все тонкости ведения бизнеса того или иного клиента, умение работать с большим количеством информации, работа в режиме многозадачности, хорошая память. Бывало, что я очень ошибалась в подборе персонала – брала человека на должность главного бухгалтера рабочей группы, тесты кандидат проходил уверенно и с хорошим результатом, а по факту оказывалось, что он и с коллективом работать не может, с клиентами отношения не складываются, ошибается часто в простых вещах и ничего не помнит, так как он просто не годится для работы с большим объемом информации.
Теперь при собеседовании всегда спрашиваю соискателей, какая профильная литература была прочитана последней и как давно, к сожалению, не все интересуются изменениями в законодательстве. Хороший бухгалтер – это и счетовод, и казначей, и налоговый консультант, и кадровик, и финансист, и немного программист и даже психолог. И такой специалист на рынке труда всегда будет востребован и хорошо оплачиваем.
Хороший бухгалтер – это и счетовод, и казначей, и налоговый консультант, и кадровик, и финансист, и немного программист и даже психолог
– Как вы решились на предпринимательскую деятельность?
– Так сложилось, что по семейным обстоятельствам на основной работе пришлось взять отпуск за свой счет, а точнее, я стала работать на дому. Так как работала в достаточно крупной компании и была на хорошем счету у клиентов, ко мне стали обращаться за консультацией, разъяснением, просьбой что-то проверить, восстановить, поставить учет.
Я стала «обрастать» клиентами и к моменту выхода на работу четко поняла, что хочу распоряжаться своим временем сама, работать самостоятельно, на себя. Еще до появления Студии я вошла в этот бизнес как самозанятый специалист, искала клиентов в газетах в рубрике «Вакансии». Именно тогда, при встречах с потенциальными клиентами, ко мне пришло понимание, что для них ценно и важно. Прошло уже более 14 лет, и время показало, что свободного времени стало еще меньше, чем было, когда я работала в найме.
– Вы полностью погружены в управленческие заботы или же по-прежнему сводите порой «дебет с кредитом»?
– Одно время я хотела уйти от так называемого производства, чтобы полностью погрузиться в управление и развитие Студии. Но контроль за бухгалтерией, который не смог обеспечить руководитель рабочей группы, вернул меня опять к «дебету-кредиту». По моему мнению, делегировать свои исключительные задачи можно только тем сотрудникам, у которых так же горят глаза во время работы, которые разделяют твои ценности в профессии и готовы их транслировать клиентам.
Однажды действия сотрудника, наделенного определенными полномочиями, чуть не привели к расторжению договоров с некоторыми клиентами. После этого вопрос – управление или производство! – отпал сам собой.
Сейчас ращу себе смену на случай длительных командировок. Мне импонируют сотрудники с четким пониманием работы, которые готовы развиваться и обучаться, которым нравится то, что они делают, важен результат. Мне чужд сотрудник, который приходит на работу «посидеть».
– Какие компании чаще всего выбирают услуги вашей Студии? Велика ли ваша клиентская база или вы предпочитаете работать по принципу «лучше меньше, да лучше»?
– Клиенты в Студию бухгалтерских услуг приходят абсолютно разные, но чаще всего это вновь зарегистрированные предприниматели и компании, которым надо поставить бухгалтерский учет «с нуля», выстроить систему взаимодействия с контрагентами, банком и бухгалтерией, а также те, кому необходимо восстановить учет и далее вести его правильно.
Бывает так, что пока компания встает на ноги и у нее небольшой документооборот и штат сотрудников, пользоваться бухгалтерским аутсорсингом выгодно и удобно. Когда компания вырастает, возникает необходимость в штатном бухгалтере, и мы помогаем подобрать сотрудника на такую должность.
Каков наш клиент? Он имеет представление, что бухгалтерия – одно из самых основных звеньев правильного ведения бизнеса. Прислушивается к советам и рекомендациям, не экономит на бухгалтерии, ему важно, чтобы все было правильно, в срок, готов оптимизировать налоги законным путем.
Проанализировав клиентскую базу, нам пришлось расстаться с некоторыми из клиентов, отдав предпочтение тем, кто заинтересован в бухгалтерии. Все больше клиентов обращаются к нам из Москвы и Московской области, так как цены на услуги у нас значительно дешевле столичных. По вторникам с 14.00 до 17.00 каждый желающий может прийти к нам на бесплатную консультацию, с иногородними клиентами мы проводим их по скайпу.
Кроме бухгалтерского и налогового учета, мы ведем кадровый учет, управленческий учет для собственников. Ведение управленческого учета все больше пользуется спросом, так как помогает собственникам бизнеса контролировать доходы и затраты организации, планировать движения денежных средств.
– Вы четверть века в профессии. За это время были моменты разочарования?
– За годы работы, скажу честно, разочарований не было. Я полюбила свою профессию сразу, как только начала работать, и спустя 25 лет продолжаю любить ее до сих пор.
– За что вы любите свое дело?
– Если говорить искренне, то мне нравится вести учет, когда из непонятных данных все выстраивается в красивую цепочку, каждая правильная и объяснимая цифра стоит на своем месте. Когда клиенты привозят документы в полном беспорядке, а забирают аккуратно подшитые и разложенные по папкам, что сами изумляются педантичности бухгалтера.
В самом начале сотрудничества предприниматели очень осторожно и щепетильно подходят к вопросу доверия. Налаживание дружеских отношений с заказчиком – это всегда есть первый этап. Есть клиенты, с которыми мы настолько давно, что стали добрыми друзьями, помогаем друг другу во многом, даже во внерабочих моментах, и я дорожу этим.
Мне, как профессионалу, доверяют большое количество информации, делятся опасениями и предположениями. Есть такое выражение: «Если вы ведете бизнес, качество предлагаемого продукта должно быть таким, чтобы вы могли посоветовать его своим близким и родным». Мне нравится шаг за шагом создавать такой продукт, для меня это бесценно!
– Почиваете на лаврах профессионализма и опыта или продолжаете учиться? Как намерены развиваться дальше?
– Я продолжаю учиться, каждый день утро начинается с чтения профильной литературы по налогообложению и бухучету и заканчивается тем же. Бывает так, что только утром прочитала, а к вечеру уже клиент просит проконсультировать в этом вопросе. Через несколько месяцев планирую получить диплом АССА DipIFR, что даст возможность вести учет и составлять отчетность по международным стандартам. Стоимость профессионала напрямую зависит от тех знаний, которые он готов предложить своим клиентам. В свое развитие и обучение своих сотрудников я не жалею вкладывать время, опыт и деньги, чтобы Студия была сильным игроком на рынке бухгалтерских услуг.
– Вы регулярно читаете в «Деловом обозрении» материалы в рубрике «Менеджмент знаний. Бухучет». А что вы как новый автор готовы предложить нашим читателям?
– Я хочу предложить читателям «перевод с бухгалтерского языка на человеческий», рассказывая о нововведениях в учете и налогообложении доступным языком. Оставить заявки на освещение той или иной темы, а также задать вопросы вы можете по адресу: Dir@sbu73.ru или по телефону 8-800-600-04-33. Буду очень рада оказаться полезной не только собственникам бизнеса, но и бухгалтерам.
Хочу закончить словами благодарности. Я благодарна всему – солнцу, небу, людям, которые любой, даже самый ненастный, день могут сделать светлее и теплее. Просто потому, что они добры, человечны и так же рады жизни, как и я!
Образ Елены Осиповой на фото – FASHION LOOK STUDIO
Макияж – Наталья Фролова
Укладка – Юлия Ракова