– В сентябре мы осознали большую проблему, связанную с развитием стартапов: ребята любят, умеют и хотят писать код, но не в полной мере осознают, зачем, каким будет конечный продукт. Именно поэтому мы стараемся, в том числе на хакатонах, подталкивать их к продумыванию продуктовой составляющей, меняем мышление.
На низком старте
Фото: pixabay.com
Продуктовое мышление
Когда говорят о стартапах, чаще всего имеют в виду сферу высоких технологий. Именно в ней сегодня наиболее часто образуются проекты, выдающие на рынок совершенно новый продукт и потенциально бизнес-масштабируемые.
Согласно исследованию «Стартап барометр 2019», которое второй год подряд проводят венчурный инвестор Алексей Соловьев, консалтинговая компания EY и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), сегодня технологические стартапы все чаще открывают бывшие управленцы. Средний возраст такого стартапера – 36 лет; почти треть опрошенных респондентов имеет опыт работы в крупных компаниях. Подавляющее большинство (88%) основателей – мужчины, более половины имеет высшее образование, бизнес-навыки они, как правило, получали на специальных курсах, воркшопах и интенсивах.
Любопытно, что 63% предпринимателей совмещают развитие бизнеса с другой деятельностью. Треть стартаперов параллельно работает по найму, что неудивительно: 62% опрошенных признались, что стартап не является их основным источником дохода.
Еще один важный штрих: большинство основателей сконцентрировано не на привлечении инвестиций или сбыте, а на разработке продукта. И это большая проблема: даже суперинтересный проект нужно грамотно коммерциализировать. А для этого нужны специальные инструменты.
В Ульяновске технологических стартаперов начинают готовить со студенческой скамьи. В техническом университете, например, в нынешнем году провели серию обучающих курсов по продуктовому менеджменту. Спикерами были сотрудники ульяновской IT-компании X-Cart, а также Яндекса, Skyeng и Пикабу.
Из стен университета ежегодно выходят выпускники, которые уже имеют бизнес и работают над развитием собственных продуктов. Сферы, где они уже себя проявили, – анализ видеоданных, система умного города, платформы электронной коммерции и развития сайтов, решения в области интернета вещей. Есть те, кто сотрудничает с крупными технологическими партнерами, которые помогают запустить бизнес.
– Мы поставили глобальную цель: через пять лет 2-3% наших выпускников должны запускать свой бизнес. Такая цифра оправдана, это общемировая практика. Не все должны быть стартаперами: индустрии требуются и наемные сотрудники, работники. Но развивать продуктовое мышление очень важно, оно должно стимулировать запускать бизнес.
По словам Святова, возможностей получить деньги на развитие стартапа сегодня довольно много: это и грантовая поддержка, и фонды посевного финансирования, инвестиционные программы. Но быть стартапером – значит иметь особое мышление. Не каждый готов к тому, что проект может быть неуспешным, и его нужно будет перезапускать несколько раз. Именно поэтому армию основателей пополняют уже опытные специалисты: сначала ты устраиваешься в компанию, а потом пробуешь начать свой бизнес.
К слову, срок окупаемости в сфере IT довольно короткий: если есть хорошая идея и команда разработчиков, на прибыльность стартап может выйти уже в первый год или ближайшую пару лет. Основные затраты здесь – на хорошую зарплату для специалистов.
Срок окупаемости в сфере IT довольно короткий: если есть хорошая идея и команда разработчиков, на прибыльность стартап может выйти уже в первый год
Город в кармане
Один из источников финансирования стартаперов – всероссийский конкурс «Цифровой прорыв», в котором приняли участие и ульяновские разработчики. Его главная цель – раскрытие потенциала профессионалов в сферах информационных технологий, управления IT-проектами, дизайна и цифровой трансформации. Летом в регионе прошел хакатон, во время которого участники сформировали решения задач по трекам «Здравоохранение» и «ЖКХ и городская среда».
Проекты оказались очень любопытными. Например, приложение «Живи. Беги» – это контроль выполнения пациентом предписанных заданий врача: ходить 10 тысяч шагов в день, спать определенное количество часов и так далее. Все это отслеживает смартфон. Еще одни проект – геймификация для молодых мам, недавно родивших ребенка. В приложении им даются задания, помогающие понять, как правильно ухаживать за малышом, а также восстановить после родов фигуру и здоровье.
Один из победителей – проект «Pocket City» (буквальный перевод – карманный город) – приложение, обобщившее несколько полезных для жителей Ульяновска сервисов. – Первое – это доступ к камерам, расположенным по всему городу, ведь они должны работать не только для полиции и чиновников, но и для людей. Второе – информация о том, куда можно сходить отдохнуть: многие ульяновцы элементарно не знают, чем занять себя вечером. Наше приложение собирает все актуальные события. Наконец, еще один сервис – решение проблем города. К примеру, человек идет, видит – на дороге открыт люк. Он фотографирует его, к фото сразу же привязывается геометка, информация уходит ответственному лицу. Для того чтобы стимулировать активность пользователей, вводится рейтинг горожан: за каждое доброе дело начисляются баллы, которые затем можно будет обменять на определенные услуги. Например, бесплатный проезд в транспорте или билет в театр, – поясняет руководитель проекта Сергей Сандркин.
Разработчики получили грант – 500 тыс. рублей. В ближайшее время они должны представить дизайн-проект и прототип приложения. И продумать, как его продвигать: если просто запустить программу, работать она не будет.
– Мы понимаем, как коммерциализировать проект. Это участие в партнерских программах с частных бизнесом. Можно, например, обменивать накопленные баллы на услуги и товары от партнеров. Компании взамен получают продвижение, рекламу.
Объединило Lego
Но стартапы, конечно же, есть не только в технологичной сфере. В одном из самых быстрорастущих в Ульяновске сегментов бизнеса – развивающих центрах для детей – сроки окупаемости, при хорошем бизнес-плане и грамотном управлении, могут быть довольно небольшими. Пример – история двух ульяновских предпринимателей Владислава Хвойницкого и Никиты Бунакова. В прошлом году они запустили в одном из городских ТЦ проект детских развлекательно-развивающих центров «ЛегоДОМ». Партнеров объединила любовь к Lego. С самого детства с первого же месяца работы проекта прибыль была больше текущих затрат, а стартовые вложения окупились уже через десять месяцев.
Как отмечает Никита, сегодня среднестатистические родители в России тратят около 20% семейного бюджета на досуг и развитие ребенка. Сам рынок детских услуг и товаров крайне перспективен и растет на 10-15% в год.
– Мы с самого начала понимали, что этот проект будет иметь потенциал для масштабирования. Для этого мы создаем твердый продукт, систему и упаковку. С нашей помощью будущие партнеры могут окупить свои затраты (от 500 тысяч до миллиона рублей) в срок от шести месяцев.
Сейчас «ЛегоДОМ» присутствует в двух городах – Ульяновске и Димитровграде. Бизнесмены надеются, что предпринимателей из других регионов России заинтересует их бизнес-модель, и ульяновский проект будет растиражирован по всей стране. Благо рынок практически свободен: пока в России всего три компании занимаются подобной деятельностью, и только одну из них «ЛегоДОМ» считает своим прямым конкурентом.
– Один из важных критериев успеха бизнесмена – возможность объединяться, обмениваться опытом, общаться, дружить. Благодаря этой синергии можно хорошо зарабатывать вместе. Важно, чтобы в команде были люди со схожими ценностями, общими целями, амбициями. Приглашаем всех, у кого есть желание и кому интересна востребованная ниша детских услуг и товаров в нашу команду.
Кстати, практика показывает, что быстрее всего, как правило, оправдываются вложения в сфере торговли, общественного питания, бытовых услуг, операций с недвижимостью и b2b.
Кружевной бизнес
Для того чтобы помочь бизнес-новичкам не попасть «пальцем в небо», в Ульяновской области выстроена целая система образовательных предпринимательских программ. Это студенческий бизнес-инкубатор, академия женского бизнеса, ежегодный конкурс «Мамапредприниматель», «Серебряный бизнес» и другие.
– Конвертация в готовые бизнесы спустя год после обучения в этих проектах составляет 15%. Это очень хороший показатель: люди не просто послушали и забыли, а решились открыть свое дело. Инвестиции в себя всегда окупаются.
В нашем регионе учат и тому, как привлекать инвесторов: умение упаковать и презентовать свой проект сегодня дорогого стоит.
– Кроме этого нужно научить людей главному – сделать первый шаг. Далеко не все могут преодолеть барьер, страх перед тем, чтобы начать свое дело. Для многих, особенно для женщин, важно знать правила игры. Когда это происходит, запускать бизнес становится гораздо легче.
Подтверждение этих слов – история участницы последнего конкурса «Мама-предприниматель» Полины Беспаловой. Девушка долгое время искала себя в бизнесе, преодолевала парализующие внутренние страхи.
– Из-за них чувствуешь, что не можешь раскрыться полностью. Я ориентировалась на людей, которые уже реализуют себя в чем-то, ловят поток, открываются миру, нет секретов и страхов. После конкурса появилась уверенность, что нужно делать свой бизнес.
Девушка долгое время занималась флористикой, а потом начала экспериментировать. Сшила коллекцию бархатных купальников, которые были восприняты довольно настороженно. На конкурсе «Мама-предприниматель» Полина представила кружевное белье, которое можно дополнять стрепами – специальными лентами, от чего оно выглядит совершенно иначе.
– Уверена, что это хороший бизнес. В наших магазинах продается дорогой ширпотреб, а я чувствую стиль. Кружево всегда в моде, нижнее белье покупают часто – для себя или в подарок. В начале года планирую зарегистрироваться, чтобы получить возможность двухлетних налоговых каникул, переименую аккаунты в соцсетях, которые я завела с прикидкой на будущее. Буду развивать мой бренд PoLine.
По словам молодой мамы, финансовая поддержка ей нужна минимальная: на закупку тканей и манекенов. Это тот случай, когда в проекте оказалась важна моральная составляющая: понимание, что то, чем ты занимаешься, нужно и востребовано.
Стартап на селе
Наконец, еще одно перспективное направление – агростартапы. В 2019 году в России начали выдавать гранты тем, кто постоянно проживает в глубинке и хочет заняться либо уже занимается сельским хозяйством. На развитие агростартапов ульяновцам выделили более 75 млн рублей. В конкурсе участвовало 95 заявок, из которых отобрали 22.
Куда агростартаперы вложили деньги?
– В подавляющем большинстве – в развитие мясо-молочного животноводства. На втором месте – растениеводство. Победители конкурса приобрели сельскохозяйственную технику, закупили животных. Важно, что по условиям они не просто получили деньги, но еще и должны организовать определенное количество рабочих мест.
В будущем году величина гранта для агростартаперов вырастет с 3 до 5 млн рублей. А значит, возможностей для развития будет еще больше.