Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Живи, стартап!

На крупнейшей региональной IT-конференции «Стачка» спикеры рассказали, как искали бизнес-идеи, создавали компании и шли к успеху.

Фото: Эльмира Кобина

Почему умирают стартапы

Версия Романа Старостина из B2B Family – компании, разработавшей решение для CRM-систем, которое позволяет отслеживать действия клиента в письме, коммерческом предложении и счете на оплату и на основании этого автоматизировать бизнес-процессы.


Роман Старостин
исполнительный директор B2B Family (Москва)

– Чтобы создать крутой стартап, нужно понимать, почему они разваливаются. Причин очень много, но основная – нет потребности.

Когда стартаперу понятна идея, он в первую очередь идет к близким и знакомым. «Слушай, я вот что придумал... Как тебе идея?» – «Огонь, супер!» Близкий человек не хочет тебя обидеть. Ты получаешь «социальное одобрение», у тебя появляется энергия, чтобы творить. Но ты еще даже не дошел до рынка.

Когда мы шли по пути формирования потребности, первое, что мы сделали, – придумали идею и в нее поверили. Спросили знакомых: «Ну как вам»? Получили ответ «Здорово!» и начали «пилить». В итоге то, что мы сделали, естественно, оказалось никому не нужным.

Потребности людей принципиально не меняются – меняется способ их реализации. Простой пример. Сейчас мы используем мессенджеры, чтобы удовлетворить потребность в общении на расстоянии. Она была и раньше, и началось все с гонца. Почтовые голуби ускорили этот процесс, а позже рынок круто поменялся с появлением телеграфа. После телеграфа были домашние телефоны, затем появились пейджеры, сотовые телефоны, социальные сети. И вот теперь это мессенджеры.

Идея стартапера в современном мире – поменять опыт людей. Сделать что-то быстрее, больше, дешевле, удобнее, безопаснее для пользователя. Таким образом формируется рынок и живут стартапы, которые становятся единорогами.

Первый и основной скилл основателя – умение выявлять потребности. Если вы хотите открыть сеть по продаже хот-догов, вам не нужно создавать лендинг, брать в аренду помещение. Вам нужен просто хот-дог – берем его и идем к клиенту.

Если мы проверили и подтвердили потребность, идет следующий важный этап – подсчет рынка. Это тяжело, но возможно, прежде всего нужны Excel и переменные в нем. Главная задача – найти значение переменных. Рынок можно просчитать с помощью затрат на привлечение клиента, примерной конверсии в покупку и среднего чека. Можно найти и информацию, сколько клиентов в принципе есть на рынке. Если после подсчетов окажется, что ваш рынок – всего лишь 100 млн рублей, то, наверное, это не очень интересно.

Наш пример. Российский рынок CRM-систем занимает 3% от мирового. Мы начали искать решения, как расширить рынок, и придумали расширение для Яндекс.Почты – возможно, у ее пользователей тоже есть потребность в отправке писем и коммерческих предложений с отслеживанием. Мы сделали лендинг, в котором описали, как работает виджет (хотя его не было и в помине). Запустили рекламу, погнали целевых пользователей. Там была кнопка «Попробовать за два клика». Дальше пользователь видел оффер – сколько стоит данное решение. Число переходов на кнопку «Хочу попробовать» (клик на наш сайт) дало нам стоимость привлечения клиента. Увидев ценность и нажав кнопку «Продолжить регистрацию», пользователь давал знать, что готов потенциально заплатить за наше решение. Далее мы говорим ему, что решения, к сожалению, пока нет, оно будет доступно в апреле.

С помощью этой простой манипуляции, на которую мы потратили буквально неделю, мы получили главные переменные для нашей бизнес-модели и поняли, что данный рынок – примерно от 8 до 18 млн рублей, что не очень много. И приняли решение этого не делать.


Как вырасти из разработчика в генерального директора

Версия Виталия Чеснокова из QSOFT – компании по разработке сайтов, интернет-магазинов и корпоративных порталов.


Виталий Чесноков

генеральный директор QSOFT (Москва)

– Сейчас я понимаю, что никаких секретов, в принципе, нет. Надо просто работать – много, 24 на семь. Особенно когда ты не разбираешься, когда только начинаешь путь вверх. И это касается, в принципе, любой сферы.

Нужно быть неравнодушным к тому, что делаешь. Если ты программист или тимлид, то ответственность перед заказчиком лежит не на тебе, а на руководителе подразделения. Но чувство ответственности сильно обостряется, когда ты сам руководитель.

Нужно стать психологом – без этого, поверьте, вообще никуда. Во-первых, ты должен сам себя правильно выстраивать. Если ты думаешь, что генеральный директор просто сидит и получает деньги и славу, то это вообще не так. Генеральный директор решает все проблемы, которые возникают с самого нижнего уровня. А они либо возникают по вине определенных людей, либо назревают по каким-то причинам. Например, уволился сотрудник, и все подразделение начало плохо работать. Или подразделение не справляется со сложным проектом и тебя зовут на встречу. Все это ты должен решать.

Быть психологом – по сути, находиться всегда на уровне стрессовых ситуаций и сохранять при этом «холодную» голову. Этому нужно учиться.

Работа с командой требует определенных технологий. Все хотят найти команду, которая эффективно сделает задачу и принесет классный результат. Но, как правило, это не получается. И тебе нужно разбираться, почему. Эмоциональное состояние сотрудников волнообразное, буквально зависит от того, с какой ноги они встали. Поэтому бывает, что хороший программист иногда пишет плохо. Задача руководителя – разобраться, в чем проблема.

Нужно находить близких тебе по духу и ментальности людей, с кем ты на одной волне, с кем можешь выстроить длительные партнерские отношения, которые в состоянии решать проблемы именно так, как ты думаешь.


Что такое успех?

Версия Игоря Зильберга из SmartHead – продакшн-компании, которая разрабатывает и поддерживает интернет-проекты, мобильные и «настольные» приложения.


Игорь Зильберг
директор SmartHead (Казань)

– Зачастую успешным человеком считают того, у кого есть некие атрибуты: он обеспеченно живет, имеет бизнес, семью. Это социальный архетип успешного человека. Но с точки зрения высокоуровневых целей, например, счастья, все эти внешние штуки ни о чем не говорят. Это индикаторы реализации простых, поверхностных целей. (При этом я не отрицаю, что бизнес – большой труд, и не все могут им заниматься).

Я выделил пять индикаторов, которые показывают, что человек успешен в достижении своих высокоуровневых целей.

Первый – это способность и возможность сказать «Нет» в каких-то сложных обстоятельствах, когда ты таким образом говоришь «Нет» всему миру – общепринятыми установкам, которые нам транслируются. Например, сказать «Нет» клиенту, который пришел с денежным проектом и от работы с которым зависит твой бизнес, – если он предлагает тебе делать то, что ты считаешь неверным. Или сказать «Нет» близкому человеку, которому нужна твоя поддержка, но ты понимаешь, что у тебя не хватает сил самому выплывать. Это очень непростые «Нет».

Второй индикатор – осознанность, то есть присутствие твоего ума в текущем моменте. Мы часто умом «уходим» вперед – что-то планируем и предполагаем, или назад – анализируем, разбираемся в причинах. Человек находится в текущем моменте и осознает все, что происходит, очень редко.

Вашим ногам сейчас холодно? Переместитесь в ощущение текущего момента. Что вы сейчас видите и слышите? Как чувствует себя ваше тело? Вы чувствуете, как одежда соприкасается с вашей кожей? Это все – осознанность, присутствие в моменте.

Третий индикатор – это высокий уровень энергии, включая физиологические показатели и способность в принципе что-то делать и конструктивно взаимодействовать с людьми. Мои источники энергии – спорт, йога, качественная пища, здоровый сон. В подавляющем большинстве случаев социальные проблемы человека надуманы и исходят из более примитивных вещей.

Четвертый индикатор – внутренняя точка опоры. Это ценности, убеждения, принципы. Если они обосновываются внутренней цепочкой целей человека, а не навязаны извне, гораздо проще двигаться к счастью и не быть подверженным внешним ветрам.

И пятое условие: все это должно быть в течение длительного времени. Потому что те или иные атрибуты в какой-то момент времени возникают у каждого человека, но далеко не всегда эти состояния продолжительны.

Итак, способность двигаться к терминальным целям – значит год за годом пребывать в состоянии, которое позволяет вам уметь говорить «Нет», быть осознанным, иметь высокий уровень энергии и внутреннюю точку опоры. Но, как ни крути, невозможно все время пребывать в состоянии счастья, хотя бы просто потому, что в нем сложно работать и общаться с людьми. Из него очень легко выпасть, а войти сложно.

Есть три способа убрать барьеры на пути к достижению счастья.

Первый – та самая осознанность.

Второй – саморазвитие, которое расширяет вашу картину мира и увеличивает внутреннюю сложность. Это важно потому, что, во-первых, удовлетворение природной потребности – любознательности – дает само по себе позитивные эмоции, а во-вторых, увеличение внутренней сложности позволяет испытывать гораздо более широкую гамму чувств и лучше ими управлять.

И третий способ – это любовь к людям. Есть четыре группы людей по отношению к себе и миру: «Я плохой, а мир хороший», «Я плохой, и мир плохой», «Я хороший, а мир плохой», «Я хороший, и мир хороший». С точки зрения достижения успеха стратегически выгодно придерживаться четвертой позиции. Потому что чаще всего, когда мы думаем, что кто-то не прав, мы просто не знаем мотивацию этого человека. Если исходить из позиции, что каждый из нас делает хорошо (просто «хорошо» для всех разное), то всегда есть возможность рационального решения конфликта и нахождения компромисса.

Развивайтесь осознанно, любите осознанно, и будет вам успех!


comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: