– Чтобы создать крутой стартап, нужно понимать, почему они разваливаются. Причин очень много, но основная – нет потребности.
Когда стартаперу понятна идея, он в первую очередь идет к близким и знакомым. «Слушай, я вот что придумал... Как тебе идея?» – «Огонь, супер!» Близкий человек не хочет тебя обидеть. Ты получаешь «социальное одобрение», у тебя появляется энергия, чтобы творить. Но ты еще даже не дошел до рынка.
Когда мы шли по пути формирования потребности, первое, что мы сделали, – придумали идею и в нее поверили. Спросили знакомых: «Ну как вам»? Получили ответ «Здорово!» и начали «пилить». В итоге то, что мы сделали, естественно, оказалось никому не нужным.
Потребности людей принципиально не меняются – меняется способ их реализации. Простой пример. Сейчас мы используем мессенджеры, чтобы удовлетворить потребность в общении на расстоянии. Она была и раньше, и началось все с гонца. Почтовые голуби ускорили этот процесс, а позже рынок круто поменялся с появлением телеграфа. После телеграфа были домашние телефоны, затем появились пейджеры, сотовые телефоны, социальные сети. И вот теперь это мессенджеры.
Идея стартапера в современном мире – поменять опыт людей. Сделать что-то быстрее, больше, дешевле, удобнее, безопаснее для пользователя. Таким образом формируется рынок и живут стартапы, которые становятся единорогами.
Первый и основной скилл основателя – умение выявлять потребности. Если вы хотите открыть сеть по продаже хот-догов, вам не нужно создавать лендинг, брать в аренду помещение. Вам нужен просто хот-дог – берем его и идем к клиенту.
Если мы проверили и подтвердили потребность, идет следующий важный этап – подсчет рынка. Это тяжело, но возможно, прежде всего нужны Excel и переменные в нем. Главная задача – найти значение переменных. Рынок можно просчитать с помощью затрат на привлечение клиента, примерной конверсии в покупку и среднего чека. Можно найти и информацию, сколько клиентов в принципе есть на рынке. Если после подсчетов окажется, что ваш рынок – всего лишь 100 млн рублей, то, наверное, это не очень интересно.
Наш пример. Российский рынок CRM-систем занимает 3% от мирового. Мы начали искать решения, как расширить рынок, и придумали расширение для Яндекс.Почты – возможно, у ее пользователей тоже есть потребность в отправке писем и коммерческих предложений с отслеживанием. Мы сделали лендинг, в котором описали, как работает виджет (хотя его не было и в помине). Запустили рекламу, погнали целевых пользователей. Там была кнопка «Попробовать за два клика». Дальше пользователь видел оффер – сколько стоит данное решение. Число переходов на кнопку «Хочу попробовать» (клик на наш сайт) дало нам стоимость привлечения клиента. Увидев ценность и нажав кнопку «Продолжить регистрацию», пользователь давал знать, что готов потенциально заплатить за наше решение. Далее мы говорим ему, что решения, к сожалению, пока нет, оно будет доступно в апреле.
С помощью этой простой манипуляции, на которую мы потратили буквально неделю, мы получили главные переменные для нашей бизнес-модели и поняли, что данный рынок – примерно от 8 до 18 млн рублей, что не очень много. И приняли решение этого не делать.