Игровые миры Максима Михеенко
Фото из личного архива Максима Михеенко
– Максим, в интервью «ДО» ты однажды сказал, что «самое спокойное место – глубинка, Россия, зима – нет никаких отвлекающих факторов. Упор на работу». Раскрой, пожалуйста, это высказывание.
– Да, мне нравятся спокойные тихие уютные города на карте мира. Там, где можно сфокусироваться на главном. Например, Ульяновск – город, где я родился и жил до 22 лет. Здесь много талантов, в том числе и в инновациях, и в IT-сфере. В отличие от больших мегаполисов, в Ульяновске крайне комфортно жить и работать, он компактный, можно многое успеть за день, и при этом остается время для себя. Баланс жизнь/работа здесь оптимальный. Я чувствую, что вдохновляюсь здесь, это, если говорить от сердца, мое место силы.
– А ты помнишь тот день, когда пришла идея создать свою собственную компанию, 5518 Studios?
– Три года назад мы с Майклом (Michael Casalino) – это мой партнер, бывший арт-директор Disney – сидели в Старбаксе на Невском проспекте и говорили о том, чем мы мечтали заниматься с детства. Майкл более 20 лет работал во многих американских компаниях и обладал большим опытом в индустрии. Я, как и многие студенты, мечтал создать свой бизнес в любимом деле, делать качественный контент, но тогда даже не думал, что наши проекты будут известны во всем мире. Желание расти и развиваться – то, что меня мотивировало каждый день. Когда два творческих и деятельных человека находятся во взаимопонимании, из этого может родиться компания. Мы приняли решение пойти ва-банк, осознавая, что готовы взять ответственность за свое детище и идти через ежедневную пахоту.
– Скажи, за 3 года эти планы и мечты скорректировались? Или можно сказать – да, все состоялось.
– Я не бываю доволен собой на 100%, и это стимулирует меня идти дальше. Но то, что мы три года назад обсуждали как мечты, сейчас трансформировалось в планы и реальные факты. Да, действительно, у нас есть компания, она функционирует, она успешна. Клиенты 5518 Studios – в США, Бразилии, Белоруссии, Ирландии. У нас нет задачи стать огромной корпорацией, мы больше напоминаем «семью» по общим интересам и целям. 5518 поступательно развивается: количественно растем медленно, но разумно, и много инвестируем в обучение коллег.
– В вашей творческой команде внутри студии бывают конфликты?
– На этапе обсуждения идей и мозговых штурмов, я признателен, когда люди максимально открыто высказывают свое мнение – так можно увидеть ситуацию с разных сторон. Но мы всегда помним о цели – о нашем проекте. Этот подход сейчас крайне популярен в Кремниевой долине. Стратегия win-win, когда выигрывают обе стороны переговоров, уступила позиции модели win-project, при которой все ведет к успеху самого проекта. Это то, что объединяет все и всех.
– Есть вещи, которые тебя мотивируют?
– Мы работаем над такими проектами, как Apex Legends, World of Tanks, Call of Duty (18+) – это игры, в которые играет более миллиарда человек в мире. Это зажигает. Сейчас я ставлю перед собой новые цели: вижу себя проводником русского таланта за рубеж, в первую очередь в Лос-Анджелес. Мне нравится жить в России – в Ульяновске, Питере, Москве. Хочется, чтобы Россией гордились во всем мире. Россияне – очень талантливые люди, но есть некие нюансы, которые мешают нам быть эффективными в мировом масштабе. Я понимаю, как взаимодействовать с русскоязычными ребятами, и как коммуницировать с коллегами из Netfl ix и Google в США, я тоже понимаю. Поработав с Google, Uber и другими корпорациями Долины, я увидел, что можно с улыбкой делать серьезную работу, и нет никакой корреляции между серьезным выражением лица и качеством твоей работы. Для меня, как для русского человека, это было шокирующее открытие.
«В 22 года я понял, что можно и с улыбкой делать серьезную работу, и наслаждаться жизнью. Нет никакой корреляции между серьезным выражением лица и качеством твоей работы»
В настоящий момент мы ищем людей, которым интересно реализовать свои идеи на международном рынке. В современном мире игр и медиа не так важно, окончил ли ты UCLA или нет. Особенность нового человека в этой сфере в том, что у него не замылен взгляд. И это может быть его преимуществом при создании новых проектов.
– В каком возрасте ты начал работать и кто был твоим первым заказчиком?
– Когда мне было 10 лет, мои мама и папа накопили мне на компьютер, а в 90-е в Ульяновске для нашей семьи это было очень непросто. PC Intel Pentium 100Mhz стал для меня одним из самых значимых событий в жизни. Несколько лет я увлеченно играл в игры, пока в девятом классе не увидел новую возможность. Я попробовал не только играть, но и делать игры сам. Так 3ds Max и Photoshop заменили на рабочем столе Starcraft и Need for Speed (18+). С какого-то момента за мое увлечение мне начали платить деньги.
Первым настоящим заказчиком была компания 1С/TriDigital Studio.
Игра «Вторая мировая» (18+) – на тот момент большой отечественный проект – казалась мне чем-то недоступным. Но в меня поверила DZ-015, арт-менеджер московской студии Наталья, которая дала задание – сделать 3D-дом из соломы. Для компании это был один домик из сотни, для меня же это был пропуск в новый мир. Я благодарен Наталье за тот Шанс и за ее терпение, потому что свой первый заказ я сдал далеко не с первой попытки.
– 2019 год для тебя финализировался двумя событиями – церемонией «Человек года» по версии Royal Birds Moscow и признанием Apex Legends лучшей сетевой игрой года. Поделись ощущениями.
– В Apex Legends мы работаем с самого начала проекта как провайдеры графики. Это целиком победа студии EA/Respawn, и мы счастливы быть частью этого. Получить премию «За вклад в развитие IT-технологии» и стать «Человеком года – 2019» в номинации IT – приятно и очень ответственно. Меня выбрали за то, что я нашел баланс между Россией и Америкой. Это то, в чем я хочу развиваться в дальнейшем. Да, признание – это безумно приятно и важно, но главное – кайфовать от того, что ты делаешь. Это то, что мотивирует. Мы работаем не ради наград и премий, а для того, чтобы оставаться с горящими глазами и азартом к жизни даже в зрелом возрасте. Частенько со временем мы теряем это ощущение. Хочется его продлить (улыбается).
– Опиши свой рабочий день.
– Наши клиенты и сотрудники расположены по всему миру, поэтому я много перемещаюсь по разным часовым поясам. В этом ритме стараюсь соблюдать распорядок дня, иначе жизнь может превратиться в хаос. Отличие творческого бизнесмена от творческого человека в том, что у него есть порядок в жизни. Я оставляю несколько часов в день для спонтанных вещей и отдыха. Но вся остальная жизнь у меня структурирована: я стараюсь засыпать и просыпаться в одно и то же время, четко отслеживаю, когда и с кем у меня встреча. Это такой life balance.
Я уже давно не разделяю хобби и работу. Мне нравится большой теннис и кино, потому что это то, чем я наслаждаюсь. Но я также наслаждаюсь и своей работой. То, от чего я не могу отказаться... Я фанат кофе! Это то, без чего я не могу прожить в течение дня. Да, это моя небольшая слабость, но я разрешаю себе быть несовершенным в некоторых вещах.
– Максим, тебе разбивали сердце?
– В юности у меня были какие-то ожидания от людей, и когда они их не оправдывали, я испытывал обиду. Причем человек чаще всего и не догадывался о моих ожиданиях и буре эмоций, разыгравшейся внутри меня. В какой-то момент я услышал «альтернативную» версию событий от другого человека и осознал, как все не очевидно друг для друга и что нужно озвучивать важные вещи, чтобы они были кристально очевидны не только мне, но и партнеру. Поняв, что мои обиды – это только мое восприятие мира, я испытал благодарность за эти эмоции. Если мне могли разбить сердце, значит, в какой-то момент я был в сильной эмоциональной эйфории. Конечно, можно избегать таких ситуаций, закрываться от общения, и тогда тебе никто не причинит боль, но тогда и кайфа не будет. В этом-то и кайф, что мы живые, что мы можем радоваться, грустить. Когда ты расстроен, но понимаешь, что никто не виноват, проще двигаться дальше, переживая эмоцию.
– У тебя есть домашние животные?
– У мамы есть кот породы мейн-кун, которого мы все очень любим, – потрясающе умное животное с независимым характером. И шиншилла с несгибаемым характером – она в пять раз меньше кота, но тот ее искренне боится. Для меня это тоже показатель: в мире одерживает победу тот, кто тверже уверен в своей силе и стойкости.
– Есть люди, которым ты благодарен?
– Я очень благодарен Наталье из компании 1С, которая поверила в меня еще в школе. Я признателен Дену Фоксу из компании Fox3D, с которым мы работали более пяти лет. Он гений, он представил мне аутсорс как глобальную картину мира. Я считаю его своим наставником и ментором и благодарен за то, что он поделился своим феноменальным талантом.
Я очень благодарен своим родителям, своей маме, папе и сестренке за то, что верили в меня с детства. Мама поддерживала меня, даже не понимая, что такое компьютерные игры, разработка проектов виртуальной реальности. Она хотела всегда для меня лучшего. Просто лучшее для мамы – это, к примеру, устроиться в Сбербанк топ-менеджером, но для меня лучшее оказалось немножко другое. Я благодарен родителям за то, что они разрешили мне реализовывать мои мечты. Сейчас я радуюсь, когда мама приезжает в гости в Москву, видит вживую наши успехи и потихоньку начинает понимать, что именно мы делаем (улыбается).
Я благодарен коллегам, партнерам, клиентам за то, что они делятся со мной своими навыками, взглядами, философией. У меня всегда есть вопросы – как люди достигают успеха, как они мыслят, как они становятся счастливыми. Мы говорим своим художникам, своим клиентам: «Да, вы сделали крутой проект. Но счастливы ли вы от этого и как вы счастливы?». Ответы на эти вопросы для меня много открыли.
Иногда человек не готов делиться сокровенным, и я уважаю его границы. Но многие раскрываются, потому что на самом деле эти вопросы волнуют не только меня – они глобальные. Поэтому люди в Калифорнии абсолютно так же, как и в Ульяновске, мечтают о счастье и размышляют о смысле жизни.