– Главное отличие 2019 года состояло в рассмотрении сложных, серьезных дел, в том числе с правительством области и с монополистами из Т Плюс. Те решения, которые были приняты в прошлом году, в 2020-м прошли апробацию в арбитражном суде, и на виновных уже наложены первые штрафные санкции. А впереди – новые суды и новые штрафные санкции.
В чем провинились муниципалы?
Фото: Татьяна Задорожняя
Были сложные дела
Как выяснилось, минувший год для ульяновских антимонопольщиков не был каким-то «из ряда вон выходящим» – в сравнении с двумя предыдущими.
В 2019-м специалисты УФАС продолжали рассматривать большое количество жалоб по всем направлениям, которые контролирует ведомство – в области государственных и муниципальных закупок, антимонопольного и рекламного законодательства, недобросовестной конкуренции.
Указ Президента регион не исполнил…
Подводя итоги года, глава ульяновского УФАС отметил тот факт, что, несмотря на большую работу в области предупреждения антимонопольных нарушений, которую проводили региональные власти, к сожалению, регион не исполнил Указ Президента РФ, касающийся утверждения национального плана развития конкуренции в России на 2018-2020 годы.
– Кроме общей программы и задач для всех федеральных и региональных органов власти – в целях развития конкуренции (именно развития, а не просто ее защиты) в Указе был один очень важный показатель, по которым оцениваются субъекты РФ – снижение доли нарушений органами власти антимонопольного законодательства в два раза.
Во многих регионах страны Указ Президента в 2019 году исполнить смогли, но, к сожалению, не в Ульяновской области. И произошло это, в основном, по вине муниципальных образований губернии, которые продемонстрировали увеличение числа нарушений (региональное правительство число нарушений за последние два года снизило).
Число нарушений со стороны министерств и ведомств Ульяновской области:
- 2017 год – 39
- 2018 год – 6
- 2019 год – 7
Число нарушений со стороны органов местного самоуправления в Ульяновской области:
- 2017 год – 12
- 2019 год – 39
Таким образом, статистика выявленных нарушений такова: если в 2017 году было в общем 51 нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов власти в регионе, то в 2019-м – 47. Снижение всего на 7%, а должно быть 50!
Благоустройство без торгов?
Геннадий Спирчагов подчеркивает, что развитие конкуренции в регионах в первую очередь предполагает многократное увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в закупках.
В 2019 году в Управление антимонопольной службы по Ульяновской области поступило 309 жалоб в сфере закупок (в 2018-м – 320). Из них 87 – федеральные заказчики, 157 – заказчики субъекта, 65 – муниципальные заказчики.
Нарушения антимонопольного законодательства органы региональной власти в прошлом году допускали, в основном, при составлении документации. Один из примеров: автотранспортное предприятие проводило тендер на закупку автобусов в лизинг. В Ульяновское УФАС поступило несколько жалоб, которые четко указали, что вся документация была составлена так, что принять участие в тендере и, тем более, победить в нем, могли только одна-две организации. И есть основания полагать, что ограничения в положениях были заявлены умышленно….
Еще один резонансный пример: город без торгов заключил контракты на приличные суммы (более 100 млн) с организацией на благоустройство дворов. После оперативного вмешательства ФСБ и УФАС действующие контракты были признаны незаконными, на ряд лиц наложены штрафные санкции.
В 2018 году сумма штрафа, оплаченного всеми должностными лицами по закупкам, составила 3,1 млн рублей, в 2019-м – уже 3,8 млн!
И эта ситуация в целом характерна для России, где отмечается ежегодный рост штрафных санкций со стороны должностных лиц всех органов власти. В основном, это муниципалитеты и регионалы.
– Ежегодно федеральные власти в 2-3 раза меньше нарушают законодательство о закупках и основное законодательство о защите конкуренции, нежели местные и региональные органы власти. Почему? Видимо, ответственность должностных лиц, отвечающих за те или иные положения, касающиеся нашей контрольной деятельности, у федералов более высока.
Жаль, что, несмотря на десятки уголовных дел, которые были возбуждены по нашим материалам, многие чиновники до сих пор спокойно работают на своих местах. Некоторые даже с повышением.
Ситуация улучшилась, но…
Последние десять лет в России число нарушений со стороны органов власти, в первую очередь региональных и муниципальных, было огромным. Одно время их доля составляла 70% в общем объеме нарушений антимонопольного законодательства. Антимонопольному ведомству приходилось больше заниматься нарушениями со стороны органов власти, нежели со стороны монополистов. Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону, но до совершенства еще далеко.
– В настоящее время готовится новый Указ Президента – новый план развития конкуренции на 2020-2025 годы, в который мы тоже вносили свои предложения и замечания. В будущем также будем уделять много времени и внимания реализации национальных проектов – совместно со всеми правоохранительными органами региона: в июле 2019 года на встрече с руководителем ФАС России Игорем Артемьевым президент России Владимир Путин четко обозначил, что, несмотря на сложность задач при реализации нацпроектов, не должно быть нарушений никаких статей закона о защите конкуренции, однозначно должен соблюдаться национальный план развития конкуренции.