Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Франшиза и ее сопровождение.
Кому и зачем это нужно

Вокруг темы франчайзинга ведутся серьезные споры. Это весьма новая для российского рынка тема: предприниматели пока еще только пытаются изучить этот инструмент, понять, выгоден ли он, и решить, стоит ли с ним связывать свой бизнес.

Фото: pixabay.com

Денис Евстигнеев

консультант по ресторанному франчайзингу

Франчайзинг интересует две группы предпринимателей:

  1. тех, кто хочет упаковать свой бизнес во франшизу и тем самым масштабировать свой бренд на федеральном и международном уровне, создав тем самым мощную и эффективную систему;
  2. тех, кто рассматривает покупку франшизы, чтобы запустить проверенный и зарекомендовавший себя бизнес; они хотят научиться отличать выгодную франшизу от убыточной.

Наша статья будет интересна и полезна обеим группам. Мы попытаемся разобраться в теме сопровождения во франчайзинге, – это то, что отличает успешную франшизу от неуспешной. Сопровождение партнеров помогает принципам, описанным на бумаге, воплощаться в жизнь, на него должно быть направлено внимание основателя франшизы, и именно на принципы сопровождения должен смотреть покупатель, когда выбирает франшизу.

Суть сопровождения

Обычно франчайзи покупает франшизу нового для себя бизнеса. У него нет достаточных компетенций для этой деятельности. Ему нужны помощь, поддержка и знания, именно поэтому он не стал открывать бизнес под своим брендом, а пришел к франчайзеру.

Без надзора со стороны владельца бренда франчайзи может допустить ошибки. Как например:

  • излишние расходы;
  • ущерб репутации;
  • потеря лишнего времени;
  • потеря клиентов;
  • потеря сотрудников.

Покупатель франшизы хочет стать частью сети, а значит его объект, его персонал, его продукт и весь его бизнес должны в точности повторять эталонный бизнес франчайзера. А еще он хочет развиваться вместе с сетью: получать новые технологии, узнавать о новых трендах на рынке, – все то, что тяжело делать в одиночку и чего логично ожидать, если ты являешься частью большой сети

Инструменты сопровождения

Задачи и чаяния франчайзи мы примерно поняли. Вот решения, которые может дать франчайзер, чтобы удовлетворить перечисленные потребности.

Обучение. Чтобы команда партнерской точки смогла влиться в работу по правилам, которые устанавливает франчайзер, ей обязательно нужно научиться быть сотрудниками головной компании. Команда должна уметь оказывать сервис, производить продукт, вести общение с клиентом так же, как это делает персонал собственных точек сети. Для этого необходимо обучение и, скорее всего, длительное. Его можно проводить в разных формах: видео-обучение, стажировка на торговой точке, выезд команды «преподавателей», собственная академия. Главное, чтобы франчайзер мог влиять на состав группы, проще говоря, отчислять тех, кто плохо учится, и не брать тех, кто не готов к усвоению нужных навыков. Также важно, чтобы по итогам обучения проводилась аттестация.

Консультация. В ходе работы у франчайзи будет возникать много вопросов по бизнесу. Никто, кроме основателя сети или его команды, не сможет лучше на них ответить. У партнера должна быть возможность получать оперативные исчерпывающие ответы.

Контроль. Франшиза предполагает ряд обязательных для соблюдения правил и стандартов. Недостаточно просто передать их партнеру, необходимо постоянно контролировать корректное выполнение этих норм. В противном случае происходят падение качества и отток клиентов. Этого допустить нельзя, и систему контроля стандартов необходимо налаживать изначально, еще на этапе разработки франшизы.

Финансовый контроль. Этот пункт стоит выделить отдельно. Франчайзер накопил огромный опыт в управлении собственными точками, он научился вести бизнес оптимальным способом, эффективно распределять доходы и расходы. От этого зависит окупаемость проекта. Результаты отражаются в финансовом отчете, который нужен для планирования тактических решений на следующий период.

Комьюнити. Речь идет о создании сообщества партнеров внутри франшизы для обмена опытом и мнениями. Если у вас возникает вопрос, то, скорее всего, люди, работающие под тем же брендом, уже имеют ответ на него и готовы им поделиться.

Этот пункт не нашел единого мнения у франчайзеров. Общаясь с основателями разных франшиз, я слышал абсолютно полярные суждения, от «Мы не собираемся создавать профсоюз франчайзи» до «Мы единая семья, и все партнеры должны быть на связи и постоянно общаться друг с другом по широкому кругу вопросов».

Мое мнение: отказ от комьюнити – это неуверенность в своих партнерах. Подозрение, что кто-то из них негативно настроен и будет делиться негативом с остальными. Страх, что партнеры объединятся против основателя франшизы. Но, во-первых, найти контакты друг друга при желании не сложно, а во-вторых, проблемы куда проще решать сразу, а не прятать их под ковер и не откладывать на потом.

Метрика успешного сопровождения

Главной метрикой успешного сопровождения является срок окупаемости. Если франчайзер помогает своим партнерам, консультирует, сопровождает их, это обязательно даст эффект, прежде всего в виде быстрой окупаемости. Поэтому, если вы начинающий франчайзер, поставьте своим специалистам сопровождения таргет на окупаемость партнера и сверхтаргет на открытие им второй и последующих точек.

Очевидно, что уровень сопровождения напрямую влияет на успешность и эффективность франшизы. От того, как построено сопровождение в вашей сети, зависит, как себя чувствуют ваши партнеры, как быстро они вливаются в работу и приходят к финальной окупаемости своего бизнеса. По сути, сам смысл франчайзинга – в сопровождении, без него у предпринимателей нет разумного повода покупать франшизу.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: