Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Коронавирус
как «проверка на вшивость»

Одна из первых под удар корона-кризиса попала российская туристическая отрасль. Что происходит сегодня в туррознице, нам рассказала давний партнер «Делового обозрения», руководитель туристического агентства «Одиссея» Динара Ефремова.

Фото: pixabay.com

– Динара, это же не первый кризис за всю историю вашей компании?

– Да, в нашей отрасли – одной из самых рисковых в мире! – практически каждый год что-то происходит, каким-то образом ее «колбасит». То после крушения самолета закрывают Египет, то Турцию. Есть и опыт работы с депозитными счетами, когда туристу невозможно получить возврат наличных денег от туроператора.

Но вот такого коллапса еще не было, когда массово закрывают все страны, да еще перед высоким туристическим сезоном, в разгар раннего бронирования.

– Все-все страны сегодня закрыты для туристов?

– Есть открытые страны, но для наших клиентов туда вылета нет. Наша компания, как и другие турагенты, сама не формирует туристический продукт, мы обычно продаем турпакеты от операторов. Но коль сегодня российские туроператоры свернули все свои чартерные программы за рубеж – кто-то до 20-го, а кто-то до 30 апреля – то вылететь до этих чисел по турпакетам невозможно.


Динара Ефремова

– И что у вас сейчас в компании происходит?!

– Практически нулевые продажи: люди пока не готовы что-то бронировать, планировать свой отдых, ведь непонятно, что будет дальше. Если предприятия массово уходят на карантин, отправляют своих сотрудников в вынужденные отпуски, то, соответственно, и покупательская способность снижается. В таких условиях люди больше думают о хлебе насущном, а не об отдыхе. Многие уже смирились с тем, что в этом году куда-то съездить вряд ли получится.

– И даже летом?

– Пока у нас единичные случаи запросов на летние туры, в основном мы занимаемся тем, что обрабатываем запросы клиентов, которые отказались от поездки за границу в пользу отдыха в России, потому что у них остался депозитный счет.

Ситуация осложняется тем, что некоторые достаточно серьезные компании, в том числе, с филиалами в Ульяновске (Роснефть, Газпром), ввели ограничения по отдыху своих сотрудников, запретив им выезд за границу этим летом вообще. И они могут отдыхать только в российских регионах. Соответственно, забронированные туры мы сейчас перебронируем по России – Сочи, Крым. Но по запросам бьет рекорды Абхазия.

«Некоторые достаточно серьезные компании (Роснефть, Газпром), ввели ограничения по отдыху своих сотрудников, запретив им выезд за границу этим летом. Соответственно, забронированные туры мы сейчас перебронируем по России – Сочи, Крым. Но по запросам бьет рекорды Абхазия»

Кстати, цены на авиасообщения до российского побережья не упали, как было задекларировано, а, наоборот, выросли – на 10-15%. И стоимость в российских объектах размещения, как только закрылись зарубежные направления, тоже повысилась – на 15-20%. Среагировали мгновенно.

– А российские курорты вообще готовы к приему туристов с запросами?

– Конечно, нет. Во-первых, у нас нет такого количества объектов размещения, а те, которые дотягивают до высокого уровня сервиса и комфорта, достаточно дорогие, и они практически уже заполнены. Многие такие санатории, дома отдыха – ведомственные, принадлежат крупным федеральным компаниям, и преимущественно здесь отдыхают их сотрудники.

– 12 марта вы с группой ульяновских туристов вернулись из Японии. Собираясь в авторский тур, вы уже знали про коронавирус? Не было мысли отказаться от поездки?

– Да, такой вопрос стоял, тем более было много негативной информации. Мы знали о том, что в Японии карантин, закрыты многие популярные музеи и центры, и переживали по этому поводу. Но когда посмотрели на программу тура, которую мы сами в компании собирали, то поняли, что ни один наш объект карантин не затрагивает. В основном у нас были загородные экскурсии – в национальные парки природно-ландшафтного характера, храмы. И приехав туда, мы обнаружили, что ограничительные меры их почти не коснулись.

Лично убедились в том, что страна очень безопасная, все мои туристы просто влюблены в нее. Теперь для них будем формировать программу «Япония для продвинутых», практически вся группа готова ехать, планируем на осень 2021 года. А если все будет хорошо, то и осенью этого года поедем в Японию по проторенному маршруту, мы за нее взялись серьезно (смеется).

– Значит, Страна восходящего солнца оказалась готовой к пандемии коронавируса?

– Да, там очень чисто, везде стоят дезинфекторы – на рынке, при входе в магазины. Везде лежат пакетики, салфетки, все что нужно. И у нас не было ощущения того, что мы можем где-то заразиться.

Вообще, жители стран Юго-Восточной Азии, в принципе, отличаются от нас, европейцев: у них достаточно сильная дисциплина, им сказали – нельзя, значит, нельзя. Это наши люди не станут себя ограничивать, с кашлем, с соплями куда-то идут. Вот поэтому там так быстро все это и купируют. У нас же близко такого нет, максимум в аэропортах измеряют температуру, и на этом все. Сейчас туристы, которые возвращается из Вьетнама, Таиланда, Индии получают рекомендации самоизолироваться, самостоятельно обратиться в поликлинику.


Динара Ефремова в Арабских Эмиратах, которые сегодня тоже закрыты для ульяновских туристов

– Ваш авторский тур во Францию тоже накрылся…

– Да, там все закрыто. Причем о ситуации во Франции мы узнали, будучи в Японии. И практически за три дня разработали программу тура по Узбекистану, но не успели мы его прорекламировать, как и эту страну тоже закрыли.

Сейчас предлагаем на майские праздники туры в Крым, но народ не слишком активен. Какой Крым, если все побежали за гречкой и туалетной бумагой! Наш город панически на все это реагирует.

– Изменилось ли потребительское поведение ульяновских путешественников?

– Конечно, вся эта ситуация стала такой «проверкой на вшивость», и не все туристы показали себя с лучшей стороны. Да, основной костяк наших постоянных клиентов – люди интеллигентные, не скандальные, адекватные, которые понимают сложность ситуации и не паникуют. Но редкие неприятные прецеденты, увы, были.

– Требуют вернуть деньги?

– Да, и в достаточно резкой форме, чуть ли не шантажируя. А в других агентствах даже угрозы были: 90-е никуда не делись из нашего города….

Но надо понимать, что мы не держим деньги туристов на своем счету, мы их сразу перечисляем туроператорам, а те – авиакомпаниям и отельерам.

Если за один день у банка забрать все деньги, он рухнет, соответственно, даже самые именитые компании, твердо стоящие на ногах, не могут сразу вернуть все деньги клиентам.

Поэтому туроператоры приняли решение – либо открывается депозитарный счет на туриста, либо переносятся сроки его поездки. В любом случае, деньги никуда не денутся, тем более государство наложило мораторий на банкротство туроператоров.

А вот туристам, которые самостоятельно организовали свой отдых – сами покупали билеты, бронировали отели, – сложнее. Сейчас вылеты из-за рубежа отменены, и люди не могут вернуться в Россию. Единственный выход – вывозные рейсы, которые организуются за дополнительную плату. В общем, государство оказалось не готово к такому развитию событий.

«Туристам, которые самостоятельно организовали свой отдых – сами покупали билеты, бронировали отели, – сложнее. Вылеты из-за рубежа отменены, и люди не могут вернуться в Россию. Единственный выход – вывозные рейсы, которые организуются за дополнительную плату. Государство оказалось не готово к такому развитию событий»

Непонятная ситуация сложилась и с фондом помощи туроператорам, которые отчисляют в Турпомощь часть своих доходов. Такая копилка на крайний случай, и почему бы сейчас ее волей государства не разморозить?

Однако, из единственных послаблений для туроператоров – сокращение взносов в Турпомощь. Раньше шла речь о налоговом послаблении, но законопроект так и не был подписан.

– А как обстоят дела со Школой туризма на базе вашей компании?

– Она активно работает, недавно был очередной выпуск, очень сильный! Практически готовые сотрудники, золотой кадровый запас, горда ими. Поступало много заявок еще на одну группу, вполне возможно, в октябре сделаем новый набор. Хотя в связи с последними событиями может кто-то уже и передумал связывать свою судьбу с туротраслью. Я разговаривала с коллегами, которые долго работают в туристических компаниях, и есть нехорошие звоночки – люди хотят уходить из отрасли…

– А что вы предпринимаете для того чтобы сохранить свой бизнес?

– Как и во многих ульяновских предприятиях, у нас идет оптимизация затрат, сокращение рабочего дня сотрудников. Сейчас наша задача – удержать квалифицированных специалистов, чтобы потом у нас не было кадрового голода. Нам в службе занятости обещали оказать помощь, также мы подали заявление на отсрочку налоговых платежей, снижение арендной платы хотя бы на пару месяцев.

Все равно скоро наступит тепло, коронавирус отступит, народ оттает от паники и, надеюсь, задумается об отдыхе. Я оптимистка, верю в такой сценарий. На моем веку было много потрясений, но всякий раз, когда ситуация начинала стабилизироваться, люди быстро забывали о плохом, и снова спешили к нам за «сказкой странствий».

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: