€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Волшебные миры фрау Эйрих
Фото из личного архива Екатерины Эйрих
– Екатерина, помню, как первый раз тебя увидела: обвешанная фотоаппаратурой молодая эффектная женщина на каблуках и в нарядном платье. Это был какой-то разрыв шаблона – ведь твои коллеги, как правило, во время работы стараются быть незаметными, выбирают удобную одежду и обувь…. Это твой принцип – выглядеть не хуже модели?
– Да, это мой принцип, и я не понимаю коллег, которые на свадьбах работают в мятых джинсах, а летом еще и в сланцах. Для меня это, конечно, неприемлемо. Поэтому я все время стараюсь оставаться…
– Женщиной?
– Женщиной-фотографом на каблуках (смеется).
– Вот ты по профессии – ветеринарный врач, а откуда взялось это увлечение фотоделом?
– Раньше даже не задумывалась о нем. Окончила сельхозакадемию, была увлечена ветеринарией, это семейное дело, мой прадедушка даже в 90 с лишним лет был практикующим врачом. Однажды пришел с вызова, прилег отдохнуть и просто не проснулся.
Но когда у меня родилась дочь, я взяла в руки фотоаппарат – для себя, стала фотографировать на память интересные моменты ее жизни, с этого все и началось. Однажды знакомая визажист попросила сфотографировать роспись ее подруги в загсе. От денег я отказалась, согласилась пойти просто ради интереса. А потом ко мне начали обращаться еще и еще.
– Откуда взялась фрау Эйрих?
– Какое-то время я работала в достаточно крупных компаниях, имела дело с людьми, контактировала с менеджерами по продажам, и мне надо было знать всю эту систему маркетинга. Читала много литературы, посещала различные тренинги, мастер-классы, и всюду важным моментом упоминалась тема брендирования. Так что мысль о построении личного бренда я пронесла через все свои профессии. Даже профессора в академии нам всегда говорили, что сначала ты работаешь на имя, а потом оно на тебя.
И когда встал вопрос о брендировании меня как фотографа, мы с мужем придумали, как сделать так, чтобы и фамилия наша звучала, и чтобы было незамыленно, интересно, выделялось на фоне других. И главное, что все это правда, фамилия – настоящая, не псевдоним, как многие думают: мой муж – поволжский немец. И создавая бренд «фрау Эйрих», мы убили нескольких зайцев сразу.
– Как ты опишешь свои направления в фотоискусстве? Какой жанр тебе наиболее близок? Менялись ли со временем твои предпочтения?
– Пожалуй, нет. Мне по-прежнему интересно одно большое направление – фотосъемка людей в сказочных, исторических образах с животными: все-таки профессия ветврача меня не отпускает. И если на одну чашу весов поставить свадебную фотосессию с роскошными невестами в безумно красивых платьях, с дизайнерскими букетами, а на другой – съемку с животными, я выберу вторую. Я работала со змеями, скорпионами, пауком-птицеедом, леопардом, козами, овцами, варанами, игуанами. Даже с коровой была фотосессия.
– Есть любимая модель?
– Конечно – это лошадь! Это любовь всей моей жизни, о лошадях я могу говорить часами!
– Ты интересно фотографируешь детей. Нашла особый подход к маленьким моделям?
– Для меня это один из самых сложных жанров, даже с животными легче работать, они более предсказуемы. А с ребенком вроде бы осознаешь, что это человек, который все понимает, но порой договориться с ним просто невозможно. Приходится идти на какие-то ухищрения, и самый простой способ – превратить съемку в игру.
Кстати, в большинстве случаях на съемке с детьми, как это ни парадоксально, мешают родители.
– Не надоел тебе, прямо скажем, этот нелегкий труд?
– Нет, но есть опасения, что вдруг завтра закончатся идеи, что я буду делать? Но меня здорово поддерживает муж, именно благодаря ему я творю снова и снова.
– А есть опасения, что закончатся клиенты? Сейчас у каждого второго крутой смартфон с хорошей камерой…
– Как показывает практика, если фотограф развивается, изучает разные новые направления, то он со своими профессиональными навыками может заниматься чем-то еще. Сейчас, например, активно развивается компьютерная графика, когда поверх фотографии идет прорисовка деталей, обработка в фотошопе. Это новое веяние популярно у людей, которые хотят выглядеть, например, на аватарке в соцсетях, как мультяшные герои. И если предположить, что фотография умрет через много-много лет, то ее модернизированное состояние будет жить, я уверена.
«Сейчас активно развивается компьютерная графика, когда поверх фотографии идет прорисовка деталей, обработка в фотошопе. Это новое веяние популярно у людей, которые хотят выглядеть, например, на аватарке в соцсетях, как мультяшные герои. И если предположить, что фотография умрет через много-много лет, то ее модернизированное состояние будет жить, я уверена»
– Какими работами гордишься больше всего?
– Как-то раз ко мне обратился молодой человек, который не был моделью, но попросил сделать ему масштабную фотосессию в образе Спартака. Я согласилась, и он начал готовиться. Три года! Наращивал мышечную массу, готовил себе костюм, сделал индивидуальный заказ оружия, читал историческую литературу, обращался к источникам за рубежом, перелопатил кучу документов и, в конце концов, воплотил образ римского героя-гладиатора, насколько смог.
А потом у нас было несколько дней съемки этой истории про Спартака, и в фотостудии, и на природе – в песчаном карьере, на берегу реки… Была настоящая театральная кровь, шкуры животных... Вот так я поддержала необычное желание человека, и для меня это стало самой шикарной и запоминающейся серией. И эти мои работы до сих пор участвуют во всевозможных фотоконкурсах.
– Наверное, такая фотосессия – дорогое удовольствие?
– Я не взяла с него денег. Классная идея стоит дороже денег.
– Случалась ли мистика в твоей жизни?
– Фотография само по себе явление мистическое. Но я заметила, что если у меня проблемы, форс-мажоры, нехорошее настроение, то порой техника отказывается работать.
– Ошибка фотографа может дорого стоить. Скажем, свадьбу не переиграешь, если не получатся фотографии…
– Такой страх в душе есть, но профессионал тем и отличается от любителя, что у него опыт, и он знает, что делать в критической ситуации.
– Есть ли у тебя профессиональные принципы?
– Если человек во время съемки будет оказывать на меня сильное моральное давление, то я откажусь от этого заказа, верну ему деньги и не буду с ним больше сотрудничать.
– Поделишься профессиональным секретом?
– Никогда не снимать того, у кого «что-то с лицом». Это когда человек пришел без прически, без макияжа, без правильно подобранной одежды, когда настоял на неудачном времени для съемки (например, при ярком солнце), а потом смотрит на фото и говорит: «Ой, а что у меня с лицом?»
– Ты – давний автор «Делового обозрения», именно твои фотографии чаще всего украшают обложку нашего издания. Расскажи, как началось твое сотрудничество с первым и единственным журналом для бизнеса и о бизнесе?
– К вам я плавно перетекла из сайта mosaica.ru. С этим изданием связана интересная история. Я приняла участие в фотоконкурсе на футбольную тему, но не для того, чтобы получить приз, а для того, чтобы приехать в редакцию: мне нужен был повод! И вот я конкурс выиграла, встретилась с редактором и предложила свои фотографии для сайта.
Мне дали первое задание – сделать фоторепортаж с концерта. Когда я прислала фотографии, редактор уточнила: а это точно ваши снимки? Похоже, ее впечатлила моя работа. С тех пор мне стали давать редакционные задания, в том числе для печатных изданий медиахолдинга «Мозаика». А первой моей работой в «Деловом обозрении» стала обложка июльского номера в 2016 году, гостем был генеральный директор ЗАО «Проминвест» Алексей Пономарев. Съемка велась в здании правительства Ульяновской области, где ему вручали награду.
– И это добавляло торжественности моменту?
– И торжественности, и ответственности, и волнения. Я очень волновалась, для меня это было просто невероятно, как будто я фотографирую президента! Когда вернулась домой, муж открыл шампанское – нужно отметить!
– Спустя годы сотрудничества с нашим изданием ты уже не так волнуешься?
– Я вообще волнуюсь перед каждой съемкой. Даже когда приезжает мой постоянный клиент с котиками и, казалось бы, от меня ничего не зависит.
А сотрудничество с «ДО» стало неотъемлемой частью моей профессиональной жизни. Каждый месяц жду от вас звонка, пересматриваю прошлые обложки, пытаюсь понять, как можно улучшить этот процесс, привнести что-то новое, при этом сохранив стилистику журнала, не отходя от технического задания.
– С чем связаны твои мечты, планы на будущее?
– По-прежнему планирую расширять географию фотосъемок. Хотя мне приходилось снимать и за рубежом, но меня интересует, прежде всего, родное Поволжье. Запланированы поездки в Болгар, Самару, Тольятти, Волгоград и разные уголки Ульяновской области.
Я первой из фотографов региона поехала с фотосессией под Тольятти в замок Гарибальди и даже попала на его внутреннюю территорию и в сам замок. Это потрясающее место! Неслучайно, именно туда ко мне на фотосессию приезжают из других городов. Там снимает множество фотографов, но редко кто, как я, берет с собой дополнительное оборудование для съемки и тратит потом несколько часов на постобработку, чтобы получился результат «не как у всех».
Планирую повышать свою квалификацию, улучшать техническое оснащение. Но, понимаю, что, в первую очередь мне надо прокачивать мозги, – и не только как фотографу, но и как человеку, как менеджеру. Я всегда думаю о будущем своей дочери, осознаю, что без моего будущего его не будет и у моего ребенка.