Основатель digital-агентства MST Николай Фетюхин: «Мы переживаем сразу четыре кризиса»
Фото: личный архив Николая Фетюхина
- Николай, с чем именно MST Digital Agency подошло к своему 16-летию?
- Мы стали полностью цифровой компанией. Давно шли к этому идеалу, последние несколько лет это было нашей главной стратегией. Что это значит? Все процессы в компании могут происходить удалённо, они полностью оцифрованы. Мы работаем в CRM; вся наша деятельность имеет количественные измерения; каждый сотрудник понимает, что он должен делать, как ему развиваться дальше и что его ждет при определенном развитии событий. Наши сотрудники работают в разных городах и разных часовых поясах, но это не мешает им всегда быть в теме проекта, они синхронизированы друг с другом и действительно являются командой.
Последний шаг, который мы оцифровали — обучение и развитие. Мы можем набирать стажеров и не обязательно обучать каждого лично. Большую часть знаний они получают в оцифрованном виде — тестах, видео, заданиях и тому подобное.
- А как это отразилось на ваших клиентах?
- Мы предлагаем цифровые продукты, а потому используем стратегию цифровой трансформации и для наших клиентов. Гибкие методологии позволяют нашей команде быть распределенной, удаленной, выполнять работу качественно и не использовать аналоговые способы коммуникаций и командообразования.
Клиенты, с которыми мы работаем — это крупный бизнес: Газпромнефть, Росбанк, Panasonic, Audi, Центробанк, Сбербанк, различные телекоммуникационные компании — постоянно расширяют наше присутствие в своих продуктах. Они используют наши наработки и экспертизу для своей цифровой трансформации. По сути мы помогаем нашим клиентам проходить эту стадию.
- Влияет ли полная цифровизация на финансовые показатели?
- Когда мы полностью перешли на такой формат, компания стала очень измеримой. Мы понимаем, какие именно показатели на что влияют. Поэтому продажи, рентабельность и прочее стали максимально прогнозируемыми. Задача топ-менеджмента — влиять на эти цифры, применяя определенные инструменты. Если какие-то показатели не в норме, мы, как в самолете, приводим их в состояние баланса. Это отражается и на качестве работы.
- Сильно ли повлиял на работу компании «коронакризис»?
- Последние годы мы реинвестируем нашу прибыль в рост. Мы знали, что в ближайшее время наступит циклический экономический кризис, который происходит каждые 10-12 лет. Я считаю, что пандемия коронавируса просто ускорила некоторые кризисные моменты. А потому еще год назад у нас были готовы антикризисные мероприятия.
План простой: мы продолжаем развиваться теми же темпами, но если есть спад в заказах, компенсируем его разработкой собственных продуктов. Они давно готовы с точки зрения концепции, техзаданий и так далее. Но пока спрос не падает, и это «План Б».
План простой: мы продолжаем развиваться теми же темпами, но если есть спад в заказах, компенсируем его разработкой собственных продуктов. Они давно готовы с точки зрения концепции, техзаданий и так далее. Но пока спрос не падает, и это «План Б».
- Что это за продукты?
- То, что может помочь нашим традиционным клиентам. Например, мы развиваем экспертизу: оцифровываем наши обучающие курсы, чтобы вывести их в каком-то формате на рынок. Кроме этого, у нас есть готовые решения, которые также можно предложить клиентам. Например, мобильное приложение и веб-платформа для Uber в сегменте B2B можно применять и для доставки, и в партнерских программах, что мы уже делаем для одной из местных IT-компаний, которая занимается обслуживанием техники и так далее. То, что часто используется клиентами, мы можем предложить как готовые решения, которые дешевле и проще развернуть.
В любом случае, все наши продукты связаны с помощью клиентам в цифровой трансформации.
- Легко ли перестроили работу в компании после введения карантинных мер?
- На удаленный формат мы перешли на день раньше, чем Яндекс, и гораздо раньше, чем все остальные — в середине марта. Наша компания частично работала на удаленке и раньше, так что это был не сильный стресс, как для многих. Финансовая и юридическая службы службы, менеджеры, которые раньше работали оффлайн, довольно быстро адаптировались, и даже стали работать еще эффективнее. Цифровой формат дает возможность исключить многие процессы, которые происходят в большом офисе.
- Планируете ли, как эпидемия закончится, вернуться в старый формат?
- Часть компании вернется в офис, но часть останется на удаленке. У нас есть те, кто считал, что работа в офлайн-формате эффективнее, а теперь увидели, что это не так. Наша компания входит в перечень бизнесов, которые могут официально работать в офисе, с соблюдением всех мер дезинфекции. Однако люди вернулись далеко не все — офлайн сейчас работает процентов 5.
- Вы упомянули, что заказов у вас меньше не стало. Неужели все ваши клиенты чувствуют себя хорошо?
- Конечно нет. У нас есть, например, аэропорт Домодедово, который значительно урезал объемы работы. Многие телеком-компании сейчас испытывают трудности, но не из-за коронавируса, а из-за роста курса доллара. Они сильно зависят от оборудования, а потому в приоритет ставят закупку техники. Они попросили увеличить сроки платежей. Мы в этом случае легко идем на компромисс: на нашу стабильность это не влияет, но дает нам конкурентное преимущество. Ряд поставщиков отказались идти на отсрочку платежей, а потому к нам перешли их клиенты.
Есть компании, которые сейчас переживают бурную стадию роста: например, сервисы Яндекса. Наша команда, которая работала над этими проектами, увеличилась в разы.
Кроме этого, есть компании, которые сейчас переживают бурную стадию роста: например, сервисы Яндекса. Наша команда, которая работала над этими проектами, увеличилась в разы. Поэтому загрузка у нас стабильная, мы продолжаем расти такими же темпами, что и до коронавируса.
Но мы прекрасно понимаем, что если ситуация затянется, это ударит по всем, ведь бизнес зависит от покупательской способности. А если она будет падать, это отразится и на нас. Поэтому надеемся на наши продукты. Никого сокращать не планируем. Офисный персонал, который сейчас не так сильно загружен, мы перевели в клиентские службы, так что все при деле.
- Каковы ваши прогнозы на самый негативный сценарий развития событий?
- Сейчас в мире сложилась уникальная ситуация: происходит сразу четыре кризиса.
Биологический — пандемия коронавируса; социальный — люди резко изменили формат коммуникаций, что перестраивает все процессы внутри общества, меняет логистику передвижений и взаимодействий. Это сильно изменит мир. Третий — циклический экономический кризис, который усиливают первые два. И политический кризис, который есть во всех странах: люди считают, что власти делают что-то не то, и потому недовольны.
Такого в истории человечества не было очень давно. Думаю, по самому худшему сценарию нас ждет еще два года падения, которое будет очень серьезным. А затем начнется восстановление и рост.
Такого в истории человечества не было очень давно. Думаю, по самому худшему сценарию нас ждет еще два года падения, которое будет очень серьезным. А затем начнется восстановление и рост. Вопрос, сколько это все займет времени. После Великой депрессии Америка дошла до докризисных значений только через несколько десятилетий.
Мы готовы к негативному развитию событий. Однако надеюсь что до этого все же не дойдет. Сегодня идет активная консолидация: у всех общие проблемы, а потому их можно и нужно решать совместно. Это та ситуация, когда все зависит от всех. Так что надеемся на то, что сценарий будет все же умеренно негативным.
- Чем может помочь сегодня миру MST?
- Мы будем рады тем, кто из-за кризиса потерял работу, но видит в себе потенциал развития в IT. Готовы их перепрофилировать, стажировать, трансформировать. Нам нужны сильные талантливые люди: мы стараемся собирать их как бриллианты и вливать в нашу общую историю. Так что будем рады помочь проявить себя!