Тонкая грань
Фото: пресс-служба председателя правительства Ульяновской области
— Какие проверки ждут бизнесменов, которые решились возобновить свою работу? Что им грозит за нарушение требований, указанных в декларации?
— Чтобы отслеживать исполнение деклараций (напомню, их нужно оформлять здесь), сформированы мониторинговые группы, в которые входят представители органов власти Ульяновской области. Именно они будут посещать предприятия и сверять, соответствует ли рабочий процесс поданной декларации. Участники группы фиксируют исполнение требований, либо выдают замечание. У бизнесмена есть два дня на то чтобы их устранить. Если замечание не устранено, выписывается предписание на его устранение, составляется протокол по нарушению статьи КоАП 20.6.1. Эти документы передаются в суд. Он выносит предписание на устранение нарушений.
Если предприниматель и в третий раз оставляет все, как есть, мы выходим в суд с требованием наложить серьезные штрафы, либо ограничить деятельность организации на срок до 90 дней. Таким образом, это не единовременное принятие решения. Работа в условиях карантина — не квест, как многие бизнесмены для себя это видят: что-то сделать, чтобы начать функционировать. Если кто-то заболеет, и расследование покажет, что это произошло в результате нарушений требований, будут серьезные последствия вплоть до уголовной ответственности.
Работа в условиях карантина — не квест, как многие бизнесмены для себя это видят: что-то сделать, чтобы начать функционировать.
Важный момент: отношение к разрешенному ОКВЭДУ не дает право на работу в нынешних условиях. Мы продвигаем идеологию, что должны быть соблюдены все нормы и правила. Поэтому если предприниматель говорит, что его бизнес разрешен указом губернатора, но сам он не может обеспечить сотрудников масками, перчатками, дезинфицирующими средствами, это нарушение, работать он не должен.
Подано уже 1645 деклараций, экономика начинает потихоньку работать. Что дальше — будем ориентироваться по факту.
— Будут ли открываться другие отрасли?
— Мы над этим работаем совместно с Роспотребнадзором. Если удастся выработать шаги, которые позволят при осуществлении услуг максимально обезопасить граждан, то примем соответствующие решения. Если не найдем — отрасли будут закрыты до принятия решения на уровне РФ.
— Как будет решаться вопрос с арендной платой для бизнесменов?
— Принято решение освободить от арендной платы организации, которые размещаются на государственных и муниципальных площадях. В дальнейшем им предоставят рассрочку и отсрочку по оплате аренды.
Торговым центрам предоставят льготу по налогу при условии, что они пойдут навстречу малому и среднему бизнесу, арендаторам, которые зарегистрированы на территории Ульяновской области. Они должны освободить их от арендной платы как минимум на апрель, а тех, кто до сих пор не может работать — на весь период ограничения деятельности.
На ближайшем заседании регионального правительства мы рассмотрим проект закона Ульяновской области, который позволит на заявительной основе предоставлять торговым центрам льготу по налогу на имущество организаций. ТЦ также несут затраты по кредитам, содержанию объекта. Им предоставят льготу по налогу при условии, что они пойдут навстречу малому и среднему бизнесу, арендаторам, которые зарегистрированы на территории Ульяновской области. Они должны освободить их от арендной платы как минимум на апрель, а тех, кто до сих пор не может работать — на весь период ограничения деятельности. Также ТЦ должны будут предоставить скидки для арендаторов до конца года минимум на 15%.
Эта мера будет действовать с начала 2020 года, то есть она имеет обратную силу.
— Открываются торговые центры, а заболеваемость коронавирусом растет. Логичное ли это решение?
— Мы открываем торговые центры не просто для того, чтобы открыть. Это ответ на просьбы жителей. Сейчас демисезонный период, многим нужно покупать обувь, менять гардероб, приобретать вещи для детей. По сути в таки условиях поход в ТЦ является утилитарным — для того, чтобы приобрести то, что необходимо. Все развлекательные элементы в торговых центрах — объекты общественного питания, кино, детские игровые комнаты — попадают под ограничение. Просто ходить по кругу в ТЦ никто не будет. Так что если человек хочет купить обувь, никто ограничивать его не будет.
Есть требование по нахождению в торговом центре — не более трех человек на 50 квадратных метров площади, плюс покупатели обязательно должны быть в маске.
Мы не планируем вводить в регионе электронные пропуска. Если ситуация будет ужесточаться, и потребуется их внедрение, будет опция «Посещение торгового центра для покупки». Но она будет ограничена по времени.
Таким образом, ограничивать посещение торговых центров мы не будем, соответствующие инструкции будут даны проверяющим. Условия нестандартные, но на сегодняшний день пока это будет так. Мы не планируем вводить в регионе электронные пропуска. Если ситуация будет ужесточаться, и потребуется их внедрение, будет опция «Посещение торгового центра для покупки». Но она будет ограничена по времени, как это сделано в других регионах. Надеюсь ульяновцы смогут соблюдать все меры предосторожности. Тогда нам будет проще осуществлять экономическую деятельность.
— Какие новые меры поддержки бизнеса планируется ввести в Ульяновской области?
— Мы планируем снизить ставки по упрощенной системе налогообложения с 15 до 5% и с 6 до 1 % для малого и среднего бизнеса, организаций, которые относятся к наиболее пострадавшим отраслям (их региональный список шире, чем федеральный — у нас их 19).
Кроме того, мы включили в перечень тех, кто может получить помощь, НКО. Для предприятий и организаций ввели ряд продуктов — предоставление кредитов на пополнение оборотных средств, зарплату и уплату налогов, приобретение расходных материалов и другие сопутствующие затраты. Те, кто не получают другие меры поддержки, могут рефинансировать коммерческие кредиты, под ставку от 3 до 6%. Это поможет снизить финансовую нагрузку и получит отсрочку по уплате долга.
То, что не регламентируется федеральными решениями, мы пытаемся нивелировать решениями региональными.
— Предложит ли регион занятость тем, кто остался без работы?
— Многие производственные организации, которые юридически могут работать, но по сути не работают, так как завязаны на глобальные цепочки, испытывают сегодня серьезные проблемы. Губернатор принял решение воссоздать для них программу общественных работ. Мы будем выплачивать им компенсации затрат в размере МРОТ на зарплату сотрудникам — при условии, что будут сохранены коллективы. Работники таких организаций будут заняты в техническом обслуживании оборудования, а также в благоустройстве территории города.
Также мы прорабатываем второй пакет мер господдержки, в который войдет отсрочка по уплате ежеквартального налога на имущество. На второй и третий квартал 2020 года от него будут освобождены производственные предприятия, при условии сохранения не менее 90% коллектива. Таким образом мы сохраняем оборотные средства, чтобы предприятия могли выплачивать зарплату. Это решение готовим на следующий этап, оно будет принято в июне - июле.
Нам надо пройти по очень тонкой грани: с одной стороны, поддержать бизнес, чтобы он выжил, а с другой — не обескровить бюджет.
Сейчас нам надо пройти по очень тонкой грани: с одной стороны, поддержать бизнес, чтобы он выжил, а с другой — не обескровить бюджет. Отсрочки, которые приняты на федеральном и региональном уровне, дают серьезный разрыв ликвидности. Во втором и третьем квартале многие налоги не будут поступать в бюджет Ульяновской области. Но нам нужно обеспечивать исполнение обязательств по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы, социальных пособий и начислений. Плюс к этому, мы должны подготовить систему здравоохранения в соответствии со всеми требованиями и нормативами, чтобы не допустить непоправимых последствий. Деньги в бюджете нужны, но поступать они сейчас не могут. Это сложная ситуация.
— Как минимизировать риски при открытии экономики?
— С одной стороны мы открываем экономику, но с другой — очень серьезно ограничиваем. Установили порог, что организации обязаны минимум 15% от своей численности перевести в режиме удаленной работы. Для крупных предприятий, где числится более 200 человек, единовременно в одну смену должно выходить не более 25% от производственного персонала.
Мы доводим объем общественного транспорта до нормативного состояния, что также позволит рассредоточить людей. Плюс к этому, находиться в нем обязательно в маске. То же и по торговым объектам: если человек пришел в магазин без маски, и торговая точка не может ее предоставить, обслуживать посетителя запрещено.
— Действуют ли меры поддержки для тех, кто сейчас хочет открыть свой бизнес?
— Да, несмотря на сложную ситуацию, многие бизнесы стартуют. Предприниматели понимают, что этот период закончится, и все вернутся к нормальной жизни. В регион продолжают заходить инвесторы, которые вкладываются и в сельское хозяйство, и в производство.
Мы не останавливаем меры поддержки для тех, кто хочет развиваться. Готовы кредитовать не только тех, кто нуждается в поддержке, но и тех, кто будет приобретать оборудование, создавать новые рабочие места. И такие проекты у нас в приоритете.