Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Маркировка – козырь или бремя?

На прямой линии Центра развития перспективных технологий – оператора маркировочной системы – эксперты и чиновники ответили на вопросы, волнующие предпринимателей.

Фото: Эльмира Кобина

Big Data в масштабе страны

1 июля 2020 года маркировка стала обязательна для табака, обуви и лекарств. Требования распространяются на производителей, импортеров, дистрибьюторов, оптовую и розничную торговлю, аптеки и медицинские организации. Нарушение ими правил маркировки может повлечь штрафы.

Замруководителя аппарата правительства РФ Алексей Уваров заявил, что по вопросу о переносе этого срока – 1 июля – было принято отрицательное решение. И следующие этапы перехода на маркировку, уже по другим отраслям, тоже откладываться не будут.


Алексей Уваров
заместитель руководителя аппарата правительства РФ

«По результатам того, что мы видим, слышим и сами чувствуем, мы понимаем, что никаких объективных предпосылок для переноса сроков маркировки нет. Это наша позиция как правительства, мы ее транслировали депутатам Государственной Думы. Депутаты согласились с нами.

Поэтому нам сейчас предстоит работа по тонкой настройке, отладке некоторых механизмов. Но это, повторю, отладка и никоим образом не констатация того, что мы не готовы, и не повод для того, чтобы поднимать вопрос о переносе. Маркировке быть».

Власти заявляют о целом списке достоинств новой системы. Главное из них – борьба с контрафактом и предоставление каждому покупателю возможности проверить легальность товара. Маркировка, по формулировке чиновников, – это своеобразный цифровой паспорт товара, который позволяет не только идентифицировать каждую конкретную единицу продукции, но и полностью проследить ее оборот, от сырья до реализации продукции конечному потребителю.


Сергей Цыб
первый замминистра промышленности и торговли РФ

«Маркировка лекарственных препаратов средствами идентификации, на наш взгляд, позволит обеспечить поставку потребителям качественных, эффективных, безопасных лекарств путем защиты легального оборота. Граждане смогут фактически с помощью персонального мобильного устройства лично проверить легальность препарата. Это приобретает особую актуальность в связи с появлением возможности онлайн-торговли.

Обязательная маркировка позволит практически всем участникам рынка контролировать запас лекарств, изымать фальсифицированную и контрафактную продукцию на любом этапе ее движения, проконтролировать адресную доставку лекарств, закупаемых в том числе за счет средств государственного бюджета, отследить нецелевое использование лекарств и препятствовать их повторному вбросу».

Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов отметил пользу системы маркировки для государства – это автоматизация и повышение эффективности работы контрольно-надзорных органов и прозрачность товарооборота.


Виктор Евтухов
заместитель министра промышленности и торговли РФ

«Это создание огромных точных, а не примерных массивов данных, которые поступают онлайн. То есть работа с Big Data, действительно прорывная история. Это та сфера, в которой мы первопроходцы. Ни в одной стране мира в таком масштабе не введена цифровая маркировка».

Как сообщил председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин, по состоянию на конец июня в систему маркировки эмитировано около 15 млрд кодов. Зарегистрировано свыше 220 тысяч участников системы, из них 64 тысячи – фарма, 55 тысяч – обувь, 75 тысяч – табак.


Михаил Дубин
председатель совета директоров ЦРПТ

«На текущий момент времени система работает под полноценной нагрузкой. Цифры растут достаточно быстро, и мы понимаем, что по итогу они будут составлять многие сотни тысяч. Уже две группы работают фактически в промышленном режиме: помимо меха, это семь нозологий и табачная продукция, которая активно эмитирует коды».

А что бизнесу?

В Минпромторге утверждают, что цифровая маркировка товаров создаст бизнесу благоприятные условия для развития и увеличит долю добросовестных предпринимателей. Чиновники ожидают «глобального обеления рынка» в тех отраслях, на которые действует обязательная маркировка товаров. При этом роста цен на такие товарные группы быть не должно, заявляет Виктор Евтухов.


Виктор Евтухов
заместитель министра промышленности и торговли РФ

«Рост себестоимости товара зависит от многих факторов, не только от маркировки. Прежде всего от технической оснащенности оборота, особенностей бизнес-процессов, уровня конкуренции, макроэкономических факторов. Понятно, что предприятия должны будут инвестировать некоторые денежные средства в оборудование, поэтому мы призываем всех участвовать в добровольном эксперименте, в рамках которого оборудование для маркировки предоставляется оператором на безвозмездной основе. (Что касается лекарственных препаратов, принято решение, что на дешевые лекарства маркировка будет бесплатной).

А то, что маркировка снижает определенные издержки, причем значительно, – факт. Это базовая инвестиция, которая покрывается дополнительными преимуществами. В тех отраслях, где будет введена маркировка, должна произойти отмена бумажного документооборота, потому что все движение товара будет фиксироваться в системе.

Далее – возможность получения производителями информации онлайн из системы о движении своего товара по всей товаропроводящей цепи. Мы это много обсуждали с теми, кто участвует в эксперименте. Для них это очень важно для оптимизации, маркетинга, чтобы понимать, в какие точки отгружать товар, где он в большем количестве присутствует, а где в меньшем. Маркировка – мощный маркетинговый инструмент».

По словам чиновника, участники системы маркировки получат еще один «бонус» – снижение административной нагрузки.


Виктор Евтухов
заместитель министра промышленности и торговли РФ

«К тем компаниям, которые участвуют в эксперименте, внимание контрольных органов будет минимальным. Все понимают, что, если компания работает в рамках этой системы, полностью открывается, значит она является добросовестной.

Крупные табачные компании были инициаторами маркировки табака. То же самое в легпроме: Ассоциация легкой промышленности была инициатором маркировки меховых изделий и товаров легкой промышленности, в связи с тем, что оборот нелегальной продукции в этой отрасли был очень высоким. Кстати, за последние пять лет он снизился практически в два раза. Думаю, что эти цифры если не сведутся к нулю, то будут совсем небольшими после введения обязательной маркировки. И по обуви, и по другим товарам».

Пандемия коронавируса внесла коррективы в подготовку компаний к обязательной маркировке. В частности, закрытие границ мешало им приглашать зарубежных специалистов для консультаций и запуска специализированного оборудования.


Сергей Цыб
первый замминистра промышленности и торговли РФ

«Министерство промышленности и торговли сегодня помогает с оформлением разрешений на въезд иностранных специалистов, которые участвуют в наладке и техническом обслуживании оборудования. Мы направляем соответствующие списки таких специалистов в Министерство внутренних дел и Федеральную службу безопасности и оперативно согласовываем приезд этих специалистов.

Некоторые производители в условиях пандемии смогли не только произвести препараты для больных коронавирусом, но еще и промаркировать эти препараты. Благодаря им мы видим, в каких регионах сегодня используются препараты для лечения коронавируса, запасы этих препаратов».

Среди вопросов предпринимателей, озвученных на прямой линии, был вопрос о том, как снизить затраты салону красоты, у которого из препаратов – один только ботокс и противошоковая аптечка. Способ, как оказался, есть.


Валентина Косенко
заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения

«Российским законодательством четко установлено, что все субъекты, которые имеют лицензию на медицинскую и фармацевтическую деятельность, должны работать в системе независимо от того, какое количество лекарственных препаратов у них обращается. Но очевидно, что салон красоты относится к медицинским организациям, которые не осуществляют розничную или оптовую продажу лекарственных препаратов, а только используют их. Поэтому салону красоты нужно всего-навсего зарегистрироваться в системе (это занимает несколько минут) и получить регистратор выбытия. Он на безвозмездной основе предоставляется оператором системы. И затрат салон красоты в данном случае нести не будет.

Как нам сообщил оператор ЦРПТ, для малых предприятий, у которых нет товароучетных систем, создано дополнительное решение – «Фарма.Просто». Это сервис, который позволяет вести учет препаратов и отправлять в систему необходимые документы».

Участникам системы маркировки обещают поддержку со стороны государства. Фонд развития промышленности запустил программу для фармы по выдаче льготных кредитов на покупку оборудования. По данным Минпромторга, займы уже получили более 50 компаний на сумму 1,8 млрд рублей.


Виктор Евтухов
заместитель министра промышленности и торговли РФ

«По другим отраслям мы также вырабатываем подходы, которые отвечают конкретным запросам бизнеса. Многие спрашивали, есть ли отечественное оборудование, даже самое простейшее – принтеры, сканеры. Сейчас мы активно поддерживаем локализацию такого оборудования в России, у нас задача поставлена перед профильным департаментом. И сегодня компании уже инвестируют в производство оборудования для маркировки и автоматизации розничной торговли, производственных и логистических процессов».

Самое интересное – в нашем Telegram-канале.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: