Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

QR-кодовый замОк

В России расширен список товаров, которые подлежат обязательной маркировке. Скоро чипы должны появиться на каждой паре обуви, на каждой пачке таблеток, на каждой упаковке молока… Расходы по нанесению кодов на продукцию ложатся на предпринимателей.

Фото: pixabay.com

Зачипированные

Маркировка товаров в России станоь я вится тотальной. Алкоголь и изделия из меха «чипируются» уже четыре года. С 2019-го к ним присоединился целый список товарных групп – табачная продукция, лекарства из перечня высокозатратных нозологий, духи и туалетная вода, новые пневматические резиновые шины и покрышки, одежда из кожи, трикотажные блузки, пальто, плащи, куртки, ветровки, постельное, столовое и кухонное белье, фотокамеры… Аргумент у законодателей один – защита рынка от контрафакта.

По данным компании «Оператор – ЦРПТ», на базе которой и создается система сплошной маркировки, чипирование товаров в России уже получило большое распространение. По количеству выпущенных кодов лидируют табак (более 7 млрд), лекарства (260 млн) и обувь (250 млн).

Введение маркировки не могло не сказаться на предпринимательских строениях. По итогам исследования Альфа-Банка «Пульс малого бизнеса», в 2019 году чипирование одежды вошло в топ-5 проблем российского бизнеса наряду с применением онлайн-касс, повышением НДС, ростом страховых взносов, налоговым прессингом и бюрократизацией. Предприниматели и независимые эксперты многократно заявляли в СМИ, что маркировка неизбежно скажется на оптовых и розничных ценах, так как бизнес будет нести затраты на изготовление электронной подписи и каждого уникального чипа, подключение и обслуживание в системе маркировки.

Самые сильные предпринимательские тревоги этого года, вероятно, также будут связаны с чипированием товаров. По текущему законодательству, с 1 июня обязательна маркировка молочной продукции, а с 1 июля – обуви и всех лекарств. Известно также о намерениях Минпромторга включить в этот список минеральную и питьевую воду.

Беспокойство бизнеса усилено отменой ЕНВД и патента при торговле одеждой, обувью и лекарствами. В Ульяновской области под эту меру попадают 17 тыс. индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Те, кто не успел вовремя перейти на другой режим, в этом году попали под двойное налогообложение.

Как работает система


Вячеслав Предыбайло
директор по маркировке IТ-компании «Эвотор»

– Все компании, которые работают с маркированным товаром (производители, импортеры, дистрибьюторы, розничные продавцы), должны быть зарегистрированы в системе «Честный знак» и передавать в систему информацию о движении товара: кто произвел его или импортировал, кто кому перепродал, передал на реализацию и кто продал этот товар конечному покупателю. В рознице кассир при добавлении товара в чек должен сканировать код Data Matrix. Онлайн-касса должна поддерживать работу с маркированным товаром и передачу тега оператору фискальных данных. Факт продажи товара подтверждает электронная накладная – универсальный передаточный документ. Так что всем компаниям, и в том числе розничным продавцам, нужно подключить электронный документооборот.

Все коды уникальны и содержат данные о конкретном товаре. Информация, зашифрованная в коде, защищена от подделки криптографическими технологиями. Коды генерируются частной компанией ЦРПТ и стоят 60 копеек с НДС.

Эксперт объяснил, какие затраты понесут предприниматели на примере розничной торговли обувью.


Вячеслав Предыбайло

– Прежде всего нужна электронная цифровая подпись для регистрации в «Честном знаке», потом она понадобится для приема товара по электронным накладным. У многих продавцов она уже есть. Цифровая подпись обойдется в 1,5-5 тысяч рублей, ежегодное продление – в 1-1,5 тысячи рублей, к ней обязательно нужно СКЗИ (средство криптографической защиты информации) – это программа или устройство, которое шифрует документы и генерирует электронную подпись. СКЗИ может входить в стоимость электронной подписи или приобретаться дополнительно. Если розничному продавцу нужно промаркировать свои остатки, то понадобится принтер этикеток. Принтер обойдется в 9-15 тыс. рублей. Для продажи маркированного товара обязательно нужен 2D-сканер штрих-кода, который поддерживает чтение Data Matrix (некоторые старые модели не совместимы с этим стандартом). Сканер стоит 3,5-10 тыс. рублей. Переход на электронный документооборот тоже потребует определенных затрат: за отправку 100 документов в разных системах придется заплатить от 900 до 3 тыс. рублей.

За игнорирование требований маркировки Роспотребнадзор будет штрафовать и конфисковать товар. Для должностных лиц и ИП штрафы составят 5-10 тыс. рублей, для юрлиц – 50-300 тыс.

Вопросы без ответов


Елена Овсянникова
руководитель компании «Тензор», предлагающей оборудование и ПО для
маркировки

– Маркировка ведет к тому, что весь складской учет автоматизируется. Как бы вы ни хотели вести все в амбарных книжках, автоматизация все равно нас ждет.

Эксперт пояснила некоторые нюансы работы системы. Например, в сегменте обуви маркировке не подлежат изделия, изготовленные по индивидуальному заказу. А вот обувь, ввозимая из-за границы, должна маркироваться еще до ввоза. Остатки немаркированных товаров, которые были ранее получены, скажем, из Китая, предпринимателю нужно промаркировать самому до 1 сентября.

И еще: если потребитель в течение 14 дней после покупки возвращает товар с содранным или испорченным кодом, магазин обязан его принять и наклеить новый.

Многие вопросы пока остаются без ответов. Например, нужно ли маркировать сэконд-хэнд или бракованные товары, которые отдаются бесплатно, или спецодежду, закупаемую предприятиями оптом с хранением остатков на складе. Не обозначены и правила игры для самозанятых, которые производят продукцию, подлежащую чипированию, в малых объемах – от чепчиков для новорожденных до парфюма. В феврале «Опора России» попросила Минпромторг освободить их от обязанности маркировать товар, так как это ограничение мешает популяризации налога на профессиональный доход и ложится тяжелым бременем на самозанятых.


Александр Калинин
президент «Опоры России»

– Учитывая намечающуюся тенденцию к расширению перечня товаров, подлежащих маркировке, все больше самозанятых не будут иметь возможности выйти из тени и начать работать официально, используя специальный налоговый режим.

Введение маркировки на упаковку добавит проблем как малому, так и крупному бизнесу, причем производители товаров повседневного спроса обеспокоены особенно сильно. Предпринимателям непонятно навязывание платной услуги, которую оказывает коммерческая организация.


Роман Коржов
генеральный директор ОАО Ульяновский
«Молочный завод» (производитель молочной продукции бренда «Волжские
просторы»)

– Стоимость пары обуви и комплекта одежды несравнима со стоимостью пакета молока или творожного сырка, а на каждый из них нужно нанести «Честный знак». Кроме того, стоимость оборудования, которое применяется в молочной промышленности и при пошиве обуви, значительно отличается. Поэтому логика контроля над контрафактом в молочной промышленности должна быть не такой, как в том же обувном секторе. Во-первых, нам необходимо специальное оборудование, которое сможет маркировать товар прямо на конвейерной ленте. Во-вторых: допустим, наш продукт отгружается в 3,5 тыс. торговых точек, а в сутки выписывается 15 тыс. сертификатов по «Меркурию». Спрашивается, какое количество QR-кодов и времени нам потребуется, если маркировать нужно каждую единицу товара?

По мнению Романа Коржова, сама система «Честный знак» может не выдержать такого огромного объема информации. Даже действующая система «Меркурий» не всегда выдерживает, и, когда она зависает, в компании блокируются производство и логистика. При этом обоснованность системы «Меркурий» производитель под сомнение не ставит, тогда как цель «Честного знака» ему, как и многим другим бизнесменам, непонятна.


Роман Коржов
генеральный директор ОАО Ульяновский
«Молочный завод» (производитель молочной продукции бренда «Волжские
просторы»)

– «Меркурий» внедрялся три года. Работало несколько очень серьезных структур, включая Россельхознадзор. Эта система действительно позволяет автоматизировать учет с точки зрения перехода с бумажных носителей на электронные с нивелированием человеческого фактора.

Бизнес готов поддержать борьбу с контрафактом, если будет понимать цель нововведения. «Честный знак» внедряют слишком быстро, и это наводит на определенные мысли. Такие изменения требуют от бизнеса серьезных инвестиций, причем в сжатые сроки.

Только представьте: производительность некоторых наших линий – 12 тыс. штук в час, и теперь на каждую единицу товара, даже на самый маленький сырок, нужно будет нанести код… Представители международной компании, побывавшие на нашем производстве, в недоумении, как встроить в такой процесс нанесение и считывание QR-кодов.


Александр Алимов
директор ООО «Золотая поляна» – предприятия в Вешкайме, которое производит сливочное масло и спреды

– Молочную промышленность ставят под двойной контроль. По системе «Меркурий» нас и так могут проверить все надзорные органы, в том числе налоговая: они видят каждую пачку молока – где ее произвели и кто ее купил. Но «Меркурий» бесплатный, а «Честный знак» – нет, и стоимость одного кода сильно завышена. По моим подсчетам, это приведет к удорожанию продукции на 5%, а то и на 20%. Это во-первых. А во-вторых, нужно поменять всю структуру предприятия и систему производства, чтобы встроить в нее новые цифровые процессы.

После введения «Меркурия» часть предпринимателей закрылась – а теперь начнется поголовный уход из бизнеса.

По мнению Александра Алимова, «Честный знак» – своего рода акциз на производство молочной продукции, так как фактически представляет собой дополнительный обязательный сбор с предприятий.

Зона турбулентности


Екатерина Толчина
уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ульяновской области

– Цель такая же, как и у онлайн-касс: это прозрачный товарооборот, борьба с контрафактом, вывод людей из тени. Это большая государственная программа, в которой мы все участвуем уже много лет.

За валом изменений, произошедших в последние пять-семь лет, не успевает не только бизнес, но и профессиональные юристы. Все время наблюдается одна и та же картина: вводится закон, который существенным образом меняет правила. И всегда есть турбулентный период – полгода или год. В этот период чаще всего либо происходит отсрочка нововведения, как было с онлайн-кассами, либо все приходят к пониманию необоснованности предлагаемой меры.

Сейчас мы заходим в «зону турбулентности». Это неприятно, дорого, и не на все вопросы мы можем ответить. Но, к сожалению, эти процессы мы уже не остановим, потому что они запущены не нами. Нам просто необходимо приспосабливаться к быстроидущим изменениям. Мы делаем все возможное, чтобы продлить полный переход на маркировку на несколько лет, готовы доносить предложения до госструктур.

«…Во время турбулентности оставайтесь на своем месте. Отложите или спрячьте все незакрепленные предметы. Если у вас началась паника, считайте до 10». Авиаэксперт Тимофей Решетников

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: