€ 102,04
$ 91,67
¥ 12,95
Дело молодых
Фото: архив Олега Чебулаева
Позитивно настроенные
Бизнес – это не только про самостоятельность и доход, это еще и про страхи и трудности. В молодом возрасте они преодолеваются легче, поэтому, наверное, среди подрастающего поколения так много желающих заниматься своим собственным делом.
Аналитический центр НАФИ подсчитал: 35% россиян хотели бы попробовать себя в предпринимательстве. Среди молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет этот показатель больше – 57%.
Исходя из этого, российское правительство при разработке нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в качестве одной из целевых групп определило молодежь, включая школьников. В Минэкономразвития заявили: именно эта социальная «прослойка» в конечном счете определит вектор экономики и темпы развития России через десять лет.
Благо сама «прослойка» не против. И сравнительно оптимистична: по данным ведомства (озвученным, правда, почти год назад), около трети молодых людей полагают, что предпринимателем стать легко, а более половины оценивают условия для начала предпринимательской деятельности как благоприятные или скорее благоприятные.
Реальную пользу от позитивного настроя отметили в своем исследовании бизнес-настроений малого и среднего предпринимательства Промсвязьбанк и «Опора России». Они выяснили, что компании молодых предпринимателей показывают наилучшую динамику в части продаж, инвестиционной и кадровой активности. В частности, им помогает активное использование интернета с уверенной ставкой на онлайн-продажи. Эта особенность делает благодатной почвой для развития молодежного предпринимательства электронную коммерцию и сферу IT.
Именно в IT часто рождаются молодежные проекты, которые становятся очень популярными и даже меняют мир. Марку Цукербергу, когда он вместе с другими студентами основал Facebook, было 20. Идейному вдохновителю Instagram Майку Кригеру на момент запуска проекта – 24, а сооснователю Pinterest Бену Зильберману – 26.
Марку Цукербергу, когда он вместе с другими студентами основал Facebook, было 20. Идейному вдохновителю Instagram Майку Кригеру на момент запуска проекта – 24, а сооснователю Pinterest Бену Зильберману – 26
Такие истории привлекают исследователей: они пытаются выявить закономерности между возрастом основателей и «поведением» стартапов. Интересные данные в этом году привел проект Barometer. В партнерстве с «Ростелекомом» и Фондом развития интернет-инициатив в июле 2020 года он представил результаты исследования рынка технологического предпринимательства в России.
Выяснилось, что сегодня самая большая возрастная группа основателей в этой сфере бизнеса – это люди в возрасте от 26 до 35 лет, и что их самые большие потребности связаны с инвестициями и нужными связями. А вот потребность в дополнительных знаниях (тренингах, менторах) уходит на второй план – вероятно, из-за роста объема и доступности информации в Сети.
Интересно также, что технопредпринимателей, работающих на удаленке, сейчас столько же, сколько и работающих в офисах. 6% стартаперов, по данным исследования, пользуются коворкингами.
Компетенции и гибкость
Именно в коворкинге началась история Mad Brains – компании Олега Чебулаева и Анатолия Пешкова. В экспериментальном пространстве «Хаб-кафе» в центре Ульяновска они работали первый год. Тогда же наняли первого сотрудника.
– Это был один из самых сложных моментов в истории компании, потому что нам надо было как-то перебороть свой страх перехода от личного заработка к общему. Мы условились складывать все заработанные деньги «в кучу» и из них платить себе зарплату по меньшей ставке. Например, мы продавали свои услуги за 2Х, а платили себе по Х. Так у нас образовался бюджет на наем разработчика, – рассказывает Олег.
Собеседование проходило в общем пространстве коворкинга. В то время в Ульяновске уже работало много сильных IT-компаний, в которых людям хотелось работать, – ITECH.group, SimbirSoft, Ecwid, Digital Zone и другие. Но молодой человек принял предложение стартаперов.
– Мы уговорили его прийти практически в несуществующую компанию, потому что у нас была интересная специализация – мы занимались мобильной разработкой, а тогда это было редкостью, – продолжает сооснователь Mad Brains. – Второе, что подкупило его, – наши компетенции: все мы были хорошими разработчиками, и к нам в первую очередь тянулись за опытом и знаниями.
Просто кодить основателям компании уже было нельзя, нужно было заниматься и решением финансовых и маркетинговых вопросов.
– Как только мы начали заниматься чем-то большим, чем просто писать код, перед нами встали вопросы маркетинга, продвижения услуг на рынке, позиционирования, привлечения и найма хороших кадров. Мы должны были встроиться в конкурентный рынок, но не имели опыта управления процессами, командой, денежными потоками, даже не знали, что такое дебиторка. Я как руководитель компании прошел через каждый из этих пунктов, разбираться со всем приходилось самому. Сейчас по каждому из этих направлений в компании есть ответственный человек, – говорит Олег.
Сегодня в команде Mad Brains работает чуть больше 30 специалистов, и штат растет каждый месяц. Компания занимает лидирующие строчки среди мобильных разработчиков в России и СНГ, разрабатывает не только мобильные приложения, но и комплексные высоконагруженные IT-решения и веб-сервисы. В числе клиентов компании «Магнит», DNS, Pfizer, Home Credit Bank и другие крупные бренды из сферы ритейла, телекома, страхования и электронной коммерции.
– В этом году мы выходим на оборот 50 млн рублей в год, – делится предприниматель. – Пандемия не стала для нас проблемой: мы перевыполняем все планы, которые закладывали в начале года в стратегию развития. Да, мы разошлись практически все по домам и с марта работаем удаленно, но это почти не повлияло на организационную работу в компании, потому что мы очень быстро перестроились.
По данным ФНС, средний возраст молодого предпринимателя в России составляет 27 лет
Рассчитывать на себя
Молодые мамы, которые начинают свое маленькое дело, находясь в декрете, – сейчас не редкость. Это даже мейнстрим: сидишь дома – значит надо что-то придумать, чему-то новому научиться. А еще восемь лет назад уход в бизнес женщины с маленьким ребенком на руках казался чем-то из ряда вон выходящим.
Визажист Юлия Шпакова рискнула и не прогадала. В 2012 году после рождения дочери она прошла профессиональное обучение техникам макияжа. Как сейчас вспоминает – просто так, для интереса. Поняла, что каждая женщина может быть красива, и твердо решила: нужно нести эту истину в массы.
Свой первый мастер-класс под брендом Shpakova Academy Юлия провела в том же 2012-м, а дальше события разворачивались стремительно: новые клиентки появлялись одна за другой, девушка арендовала помещение, зарабатывала и многое из этих денег вкладывала обратно в свой бизнес. А затрат, помимо аренды, было немало – курсы, косметика, обустройство студии.
– Моя история – про то, как начать вообще с нуля. Просто я работала без выходных, по 12 часов в сутки. Сейчас понимаю: все-таки на старте нужны вложения – чтобы купить помещение в собственность, чтобы не нужно было «отбивать» деньги, а просто вложить их и спокойно развиваться. Ведь предпринимателей до сих пор кредитуют под очень высокие проценты либо под залог, – отмечает Юлия Шпакова. – Когда у тебя ничего нет, ты сильно ограничен. Мне помогло мое критическое мышление. Я очень много времени трачу на мониторинг брендов и продуктов. Никогда не покупаю вслепую – десять раз подумаю и изучу рынок. Также и с рекомендациями, которые даю клиентам. Наверное, это меня и спасает. Вижу, как многие люди открывают бизнес и, не разобравшись толком ни в чем, тут же его закрывают.
Поддержки от региональных органов власти девушке получить не удалось: либо просили встать в очередь, либо прямо говорили «нет». Сегодня у 32-летней Юлии три работающих направления бизнеса (школа макияжа, работа с клиентками студии и магазин косметики), и она рассчитывает только на себя.
– Способны ли сегодняшние 20-летние делать бизнес в таких сложных условиях? Думаю, что да, – говорит визажист. – Вижу очень много талантливых, энергичных, нестандартно мыслящих молодых людей, и их на самом деле много как никогда. Они активно мыслят, впитывают в себя много информации, изучают языки. Я часто работаю с молодежью – они схватывают все на лету. У них есть возможность путешествовать, проходить образовательные программы в других странах. Многим моим знакомым-предпринимателям их дети помогают в бизнесе, в том числе мне – моя дочь, и, соответственно, они с детства видят, как это работает. Юные «бизнесмены» проявляют себя в соцсетях: набирают аудиторию в TikTok, изучают таргетинг и SMM. Это современный способ развиваться, реализовываться и зарабатывать деньги. Думаю, что у нынешних школьников и студентов все получится.
Лучше раньше
Есть студенты, у которых уже получилось. В 2017 году 19-летний Виталий Теньков выиграл в региональном проекте «Бизнес-поединки». На этом реалити-шоу он запустил свое дело, которое до сих пор в строю и динамично развивается.
Предприниматель уверен: чем раньше начнешь, тем лучше, потому что меньшим приходится рисковать. Стартовые вложения в ООО «ДезЦентр» составили 15 тысяч рублей. По итогам 2019 года оборот компании превысил 3 млн рублей.
Сейчас «ДезЦентр» работает по трем направлениям. Первое – дезинфекция (то, что в 2020 году особенно актуально), дератизация и дезинсекция. А остальные два Виталий запустил совместно с партнерами. Это клининговые услуги полного цикла и детейлинг-студия, которая занимается мойкой и химчисткой автомобилей.
– Что мне помогло? Вера в то, что все получится, и личное общение с предпринимателями, которые уже прошли ошибки старта. Я мог им звонить и задавать вопросы, – говорит молодой человек.
В число организаторов «Бизнес-поединков» входит «Опора России», и с этим объединением у Виталия сложилась крепкая партнерская связь. Сегодня он возглавляет комитет по развитию молодежного предпринимательства Ульяновского регионального отделения «Опоры России», в котором порядка 40 бизнесменов. Почти всем меньше 35 лет.
– Идея развития молодежного предпринимательства, которая исходит от «Опоры России», интересна решением проблемы общения с такими же, как ты, молодыми людьми, которым еще нечего терять и которые могут принимать самостоятельные дерзкие решения. Таких людей у нас не хватает: либо они не выходят в публичное поле, либо их реально мало, – отмечает Виталий. – Проекты, которые делает ульяновская «Опора России», – «Лига студенческого предпринимательства» и «Лига школьного предпринимательства» – позволяют конвертировать студентов в наших коллег. Но, к сожалению, или не всем это дано, или не все пользуются этой возможностью.
Незнание, куда можно обращаться в случае проблем, часто становится причиной невыживаемости молодежных стартапов, считает Виталий Теньков:
– По факту все проблемы решаемы, вопрос в правильной формулировке проблемы и правильном взаимодействии. Нет клиентов? Это тоже решаемо. Мы в нашем сообществе являемся клиентами друг у друга в наших бизнесах. Если мне нужно что-то купить, я сначала смотрю свои контакты в «Опоре России». Это хорошая кооперация, которая иногда просто спасает.
Цветы бизнеса
Полгода назад Федеральная налоговая служба обнародовала интересную информацию: в России зарегистрировано более 456 несовершеннолетних индивидуальных предпринимателей – 260 юношей и 196 девушек. Большинство юных бизнесменов заняты в сфере аренды недвижимости, розничной торговли (особенно продуктами и напитками) и рекламы.
Российское законодательство позволяет несовершеннолетним регистрировать бизнес, но речь только о подростках – 14 лет и старше. Они могут оформить ИП с согласия родителей либо органа опеки и попечительства.
Российское законодательство позволяет несовершеннолетним регистрировать бизнес, но речь только о подростках – 14 лет и старше
Новый налоговый режим – самозанятость – также подходит юным предпринимателям, но уже от 16 лет. Так власти страны надеются вовлечь в легальный бизнес как можно больше молодых людей.
На фестивале «StartUp Fest на Волге» у губернатора Ульяновской области Сергея Морозова спросили, планируют ли региональные власти развивать детский бизнес. В качестве примера заинтересованности ребят в предпринимательской деятельности привели онлайн-ярмарку, которая показала, что у детей есть много интересных идей и реальных проектов: кто-то валяет из шерсти, кто-то рисует картины, кто-то лепит фигурки, а кто-то ловит рыбу, сушит ее и продает.
– В прошлом учебном году мы апробировали практику, когда студенты высших учебных заведений готовят стартап и защищают проект в качестве одного из экзаменов. Таким образом мы хотим поступить в новом учебном году и в отношении студентов среднего профессионального образования и школьников, – сообщил Сергей Морозов. – Конечно, пока мы не можем замахнуться на зачисление защиты проекта в качестве ЕГЭ (это не в нашей компетенции), но в качестве определенных баллов для поступления в высшие учебные заведения – мы это планируем. Я дал поручение министерству образования, и все социально и бизнес-активные молодые люди будут получать дополнительные баллы и льготы для поступления в другие учебные заведения.
…Молодые бизнесмены меньше боятся, быстрее реагируют на внешние изменения и более гибки. Успешной стратегией молодежного стартапа могут быть продажи еще «сырого» продукта: так тестируется рынок, минимизируются первоначальные затраты и формируется база для развития.
Возможно, пандемия коронавируса с ее ультиматумом «Сократить офлайн-контакты» даст толчок развитию молодежных компаний, ведь именно они активно взаимодействуют с клиентами в интернете. Онлайн для молодежи – родная среда: миллениалы (им сейчас 24-39 лет) – это сетевое поколение, а «зумеров» (11-20 лет) и вовсе называют цифровыми людьми.
Самое важное читайте в нашем Telegram-канале.