Юлия Шпакова: «В бизнесе нужно рассчитывать только на себя»
Фото из личного архива Юлии Шпаковой
– Юлия, с чего начался твой путь в бизнесе?
– В 2012 году я пошла на курсы по макияжу. Просто из интереса: мне всегда хотелось пройти профессиональное обучение и узнать, как правильно красить людей. В тот момент у меня не было цели стать визажистом.
Но мне это понравилось, и особенно понравилась мгновенная обратная связь: здесь и сейчас ты можешь сделать женщину красивой. Для меня каждая женщина красива, и на тот момент у меня была идея фикс – доказать это.
Я нарабатывала опыт, в том числе на разных фотопроектах. И спустя небольшой промежуток времени ко мне начали обращаться с просьбами организовать обучение – рассказать, как правильно краситься. И в том же 2012 году я уже провела свой первый мастер-класс под брендом Shpakova Academy. Логотип для своей школы макияжа нарисовала сама. Доступность, интересность и полная самоотдача с моей стороны привлекали новых и новых учениц.
Я и сама училась практически каждый месяц. Все, что тогда зарабатывала, тратила на косметику и обучение. Наверное, больше сотни курсов за моей спиной – по макияжу, прическам, стилю, оформлению бровей…
В 2013 году я сняла небольшую студию. Начинался мой стартап с двух табуреток и кейса с косметикой. У меня не было средств, которые я могла вложить в бизнес, поэтому моя история – про то, как начать вообще с нуля. Просто я работала без выходных, по 12 часов в сутки.
– До того, как создать свое дело, ты работала где-то?
– Конечно. Я начала зарабатывать деньги с 13 лет: еще учась в школе, подрабатывала продавцом, промоутером. Потом занималась маркетингом, продажами, трудилась на предприятиях. Все это не было связано с красотой. Но в 2011 году я родила дочь…
– …и все переосмыслила?
– Да. Хотя тогда это было необычно. Это сейчас мейнстрим: девушки в декрете пекут торты, идут в бровисты… А на тот момент не было настолько развитых социальных сетей, они еще не превратились в хорошую площадку продвижения и продаж.
– Если сравнивать тогда и сейчас, соцсети упростили продвижение бизнеса? Или возросшая конкуренция все «уравновесила»?
– Лучшим способом продвижения в нашем бизнесе по-прежнему остается сарафанное радио. Что касается соцсетей, то качественная реклама там сейчас не из дешевых. И воспринимается она всегда неоднозначно, потому что хорошая история на деле может быть просто отретушированной, а отзывы – фейковыми.
Но, с другой стороны, соцсети доступны всем предпринимателям. Уже не нужно делать и продвигать сайт, тратя на это большие деньги (и еще не факт, что сайт окажется «рабочим», как было у меня, например). С Instagram все просто: делай посты, их увидят. Девочка, которая где-то там вяжет игрушки, может сделать себе красивую страничку – и для начала этого вполне хватит. Это почти ничего не стоит.
Да, сейчас мы наблюдаем перенасыщение рынка. Но всегда можно начать и что-то да заработать. А дальше – пробовать развиваться. Главное, тестировать способы продвижения, прежде чем вкладывать в них огромные суммы. Поэтому, наверное, все-таки сейчас проще, чем раньше.
«Всегда можно начать и что-то да заработать. А дальше – пробовать развиваться. Главное, тестировать способы продвижения, прежде чем вкладывать в них огромные суммы»
– Ты одна ведешь свой бизнес?
– Да, я единственный владелец. Но, естественно, один в поле не воин, я тесно работаю с производителями и поставщиками. Есть функционал на аутросорсе. Люблю все делать сама, но стараюсь приучать себя делегировать задачи.
У нас три направления. Во-первых, школа макияжа, которая, правда, из-за пандемии приостановила свою работу. Потому что пока Shpakova Academy – это чисто офлайн-проект. Во-вторых, магазин косметики – консультирование клиентов, подбор средств, создание и доставка подарочных наборов и бьюти-букетов (моя собственная придумка). И, в-третьих, работа с клиентками – готовим их к мероприятиям, создаем праздничные образы.
– Через сколько времени твой бизнес начал приносить ощутимый доход?
– Очень интересный вопрос сейчас, в 2020 году (смеется). Мы переходим из одной экономической встряски в другую, это уже как данность. Кризис 2014-го, потом затяжные пять лет, когда доходы людей не росли, теперь пандемия…
Я изначально жила на деньги от моего бизнеса, но ощутимый доход появился, наверное, через год. Потому что в первое время я очень много вкладывала в свое обучение, в студию, в косметику. Немного заработала – купила зеркала с красивыми лампами. Отдельной проблемой тогда было найти качественную косметику для клиентов, которые обращались с просьбой подбора и консультирования. Интернет-магазинов с профессиональными средствами не было, а масс-маркет меня не устраивал. Не было ничего классного, но при этом доступного для женщин.
Сейчас такой проблемы нет – хорошей косметики много, и зарубежной, и российской. И моя школа макияжа постепенно переросла в студию-магазин. У этого формата есть свои плюсы, главный – в том, что косметику здесь предлагает не просто продавец, а квалифицированный специалист, который выявляет потребности женщины и подбирает решение. Здесь ориентируются не на план продаж, а на то, как сделать клиенту лучше.
– Какие главные препятствия встречались на твоем предпринимательском пути?
– Отсутствие стартового капитала. Все-таки на старте нужны вложения – чтобы купить помещение в собственность, чтобы не нужно было «отбивать» деньги, а просто вложить их и спокойно развиваться. Предпринимателей до сих пор кредитуют под очень высокие проценты либо под залог.
«Все-таки на старте нужны вложения – чтобы купить помещение в собственность, чтобы не нужно было «отбивать» деньги, а просто вложить их и спокойно развиваться»
Когда у тебя ничего нет, ты сильно ограничен. Мне помогло мое критическое мышление. Я очень много времени трачу на мониторинг брендов и продуктов. Никогда не покупаю вслепую – десять раз подумаю и изучу рынок. Также и с рекомендациями, которые я даю клиентам.
Наверное, это меня и спасает. Вижу, как многие люди открывают бизнес и, не разобравшись толком ни в чем, тут же его закрывают.
Женский бизнес – это в первую очередь самореализация, вдохновение. Нужно создавать то, что тебя вдохновляет. Бизнес в любом случае – это непросто, это всегда переработка, решение сложных вопросов, работа с клиентами, поставщиками, подрядчиками. И очень важно, чтобы женщина-предприниматель занималась тем, чему откликается душа, что дает заряд энергии для дальнейших свершений и, конечно же, приносит пользу миру. Я и многие мои знакомые женщины-предприниматели еще и активно реализуемся в благотворительной деятельности, всегда стараемся помогать тем, кто нуждается.
– Государство как-нибудь помогало?
– К большому сожалению, пока не удалось получить господдержку. Приходится рассчитывать в большей степени на свои силы.
Года полтора назад вместе с гастроэнтерологом, диетологом, доцентом кафедры педиатрии УЛГУ, главным врачом «Аллегрис» Еленой Дерябиной презентовали губернатору проект «Школа здоровой и естественной красоты». Это обучение молодежи, у которой можно встретить извращенные представления о красоте (например, накаченные губы и огромные ресницы) и проблемы с питанием, связанные с любовью к фастфуду. Наш проект был нацелен на адекватную пропаганду здорового образа жизни. Мы хотели рассказать, что каждая девочка прекрасна, что возрастные изменения (например, небольшое увеличение носа) – это нормально, и не нужно пытаться все «замазать», смотря на звезд инстаграма.
Губернатор сказал, что нас поддержат. Но на защите проекта комиссия продемонстрировала скептическое отношение. Было забавно, когда женщина из комиссии стала задавать Елене Викторовне риторические вопросы из серии «Какое право вы имеете рассказывать подросткам про питание?» (Кстати, позже Елена Дерябина вместе с Еленой Домашевской выиграли президентский грант на проект по профилактике здорового образа жизни – он называется «Профилакторий онлайн»).
Собственно, это все, что можно рассказать о моем «сотрудничестве» с региональными органами власти. Теперь я твердо знаю: не нужно терять время на такие вещи, нужно рассчитывать только на себя. У меня есть своя аудитория, и я своими способами несу красоту в массы.
– Строишь ли планы на развитие с учетом текущей коронавирусной ситуации?
– Куда деваться, строить приходится. Первый план – просто выжить (смеется). А еще я давно хочу сделать онлайн-школу, написать свою книгу по макияжу и создать собственный бренд. Надеюсь, что эти проекты получится реализовать в следующем году. В этом же году главное для меня – удержать позиции, не упасть, а вырасти в обороте.
А дальше, в ближайшие пять лет планирую выйти на федеральный уровень, благо, есть успешный опыт проведения мастер-классов в регионах России. Сейчас сфера бьюти проживает не самый лучший период. Надеюсь, в дальнейшем мы увидим ее расцвет во всех смыслах, появятся новые возможности и площадки для реализации.
«Сейчас сфера бьюти проживает не самый лучший период. Надеюсь, в дальнейшем, мы увидим ее расцвет во всех смыслах, появятся новые возможности и площадки для реализации»
– На твой взгляд, сегодняшние 20-летние способны делать бизнес в таких сложных условиях?
– Думаю, что да. Вижу очень много талантливых, энергичных, нестандартно мыслящих молодых людей, и их на самом деле много как никогда. Они активно мыслят, впитывают в себя большое количество информации, изучают языки. Я часто работаю с молодежью – они схватывают все на лету.
У них есть возможность путешествовать, проходить образовательные программы в других странах. Многим моим знакомым-предпринимателям их дети помогают в бизнесе, в том числе мне – моя дочь, и, соответственно, они с детства видят, как это работает.
Юные «бизнесмены» проявляют себя в соцсетях: набирают аудиторию в TikTok, изучают таргетинг и SMM. Это современный способ развиваться, реализовываться и зарабатывать деньги. Думаю, что у нынешних школьников и студентов все получится.
Наша справка
Юлия Шпакова – визажист, бровист, стилист, основатель школы макияжа и студии красоты Shpakova Academy. Автор обучающих бьюти-программ и мастер-классов. Работы Юлии печатаются в России и за рубежом, клиентами являются звезды кино, спорта и ТВ.
Самое важное читайте в нашем Telegram-канале.