– Это кризис, созданный искусственно, потому что намеренно ограничивались товаропотоки и производство. На него наложились еще и серьезные для нас экономические потрясения, связанные с падением цены на нефть, политическими ограничениями.
На сегодняшний день не так много поводов для оптимизма. Нас не может не расстраивать, что динамика роста промышленного производства в Ульяновской области является самой низкой на территории Приволжского федерального округа.
Проанализировав данную тенденцию, мы увидели серьезную закономерность, которая легла в основу плана преодоления эпидемиологического кризиса и выработки целого ряда мер поддержки ульяновского бизнеса. Дело в том, что по структуре экономики Ульяновская область серьезно отличается от соседних регионов. Если мы возьмем Пензенскую область или Мордовию, где мы видим позитивную динамику, то львиную долю в структуре экономики там занимают пищевая, перерабатывающая промышленность и сельское хозяйство – то, на чем не сказался эпидемиологический кризис. Во многих субъектах ПФО базу промышленного производства составляют сырьевые компании, которые так же не прекращали деятельность. Это, например, Оренбургская область и Татарстан.
Что же касается нашего региона, то большую часть промышленного производства у нас занимают машиностроение, производство радиоэлектроники и высокотехнологичные производства. Компании этих отраслей входят в глобальные кооперационные цепочки: это и поставка комплектующих из-за рубежа, и ориентация на экспорт. А границы были закрыты длительный промежуток времени.
Были очень серьезные проблемы с поставкой комплектующих и реализацией продукции. Производство продукции, ориентированной на конечного потребителя (мебель, товары народного потребления) также было серьезно затруднено, потому что цепочки реализации, включая торговые центры, были ограничены в функционировании.
Исходя из этого, было принято решение о запуске новых инструментов поддержки, в первую очередь интернет-торговли. А недавно мы приняли решение о запуске новой меры поддержки для экспортоориентированных предприятий (благо сейчас открываются границы): мы компенсируем им часть затрат на логистику, чтобы сделать наши товары конкурентоспособными.
В текущей ситуации да, у нас не самые лучшие показатели, но начиная с июля темпы спада промышленного производства замедлились, мы наблюдаем даже небольшой рост – порядка 2,5%. Я уверен, что мы сможем стабилизировать ситуацию до конца этого года. На показатели докризисного периода, скорее всего, выйдем только к концу следующего года, и это объективная ситуация.
Нас не может не беспокоить снижение спроса населения, и это будет отражаться на показателях малого и среднего бизнеса. Но в Ульяновской области есть перспективы для того, чтобы обеспечить соответствующий уровень развития экономики для достойного завершения третьего квартала и года. Да, серьезный простой в три-четыре месяца не может не сказаться на выполнении производственных программ за год. Однако приятно отметить, что многие компании пересмотрели свои программы, изменили структуру своего бизнеса и вложились в диверсификацию. Появилось большое количество новых проектов по модернизации либо по созданию новых производств и направлений. Это хороший базис для того, чтобы переформатировать экономику и в следующем году не только ее стабилизировать, но и сделать шаг вперед.