Дело – в тело
Фото: freepik.com
Не спешат возвращаться
В самом начале пандемии эксперты прогнозировали, что исчезнуть может треть рынка фитнес-индустрии. Ожидалось, что его накроют две волны банкротств: первая – в период вынужденных «каникул», а вторая – спустя месяц-два после выхода из карантина. В Ассоциации операторов фитнес-индустрии страны посчитали, что если отрасль не получит поддержку государства, исчезнет еще 40% рынка. То есть потери в общей сложности будут гигантские – 70%.
Реальность оказалась чуть более оптимистичной – по данным Ассоциации на середину октября, разорились 20% предпринимателей отрасли. В письме на имя президента России Владимира Путина и премьер-министра Михаила Мишустина говорится, что остановка работы клубов привела к потерям в 40 млрд рублей. В результате ограничений и снижения платежеспособности людей фитнес недополучил в III квартале 2020 года до 50% выручки. После летнего перезапуска отрасль смогла восстановиться лишь на 60-70%. Причина – страх перед второй волной коронавируса, из-за чего люди не спешат возвращаться в спортивные заведения.
По данным Ассоциации на середину октября, разорились 20% предпринимателей отрасли. В письме на имя президента России Владимира Путина и премьер-министра Михаила Мишустина говорится, что остановка работы клубов привела к потерям в 40 млрд рублей
Отрасль снова попросила о помощи от государства: если ее не будет, к концу года 70% фитнес-клубов будут закрыты, а общие потери в выручке превысят 65 млрд рублей, посчитали в Ассоциации.
«Классное испытание»
На ульяновском рынке обстановка более спокойная. Заведения, составляющие костяк местной фитнес-индустрии, после карантина снова приступили к работе. Продержаться на плаву им помогла и господдержка, и активность во время пандемии. Онлайн-занятия, транслируемые через соцсети оптимистичный настрой, помогли удержать ядро клиентов.
В крупнейшей ульяновской сети ULTRA отмечают: «коронакризисный» ущерб оказался ощутимым. Некоторые сотрудники клубов сами переориентировались и поменяли сферу деятельности; процент продления карт в фитнес-клубы уменьшился на 20% из-за того, что люди болеют, откладывают посещения или в целом не готовы тратить деньги на фитнес.
– После выхода с карантина работается усерднее, больше, с новыми силами и мыслями. Мы пытаемся донести информацию до клиентов по-другому, старые каналы распространения уже не актуальны, люди на них не реагируют. Интерес к фитнесу снизился в дватри раза по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет, – говорит управляющий сети фитнес-клубов ULTRA Никита Елисеев. – Пандемия сильно отразилась на нашей работе, но не только в негативном ключе. Штат сотрудников мы постарались сохранить, никого не сокращали, а даже нарастили по некоторым департаментам.
К текущей сложной ситуации в компании относятся как к «классному испытанию, из которого мы должны выйти с высоко поднятой головой и занести себе в копилку еще одну хорошо выполненную задачу». Это касается многих сфер. В частности, в ULTRA придумывают новые интересные способы привлечения клиентов.
– Мы уходим в онлайн, придумываем дистанционные игры, которые человек проходит в привычных условиях. Раньше было достаточно оповестить потенциальных клиентов об акции, сейчас же стараемся найти ту целевую аудиторию, которая не подвержена панике из-за вируса. Также предлагаем карты с возможностью более долгой заморозки активности, если вдруг человек не сможет или не захочет ходить в клуб более долгий период, чем это предполагалось в прошлом году, – отмечает Никита Елисеев. – До конца года мы откроем фитнес-клуб в Новом городе. Были, естественно, задержки по срокам строительства, но мы делаем все возможное, чтобы открыться быстрее. В следующем году задумали строительство нового клуба в северной части города.
Мотивация – здоровье
Одна из главных задач, которую предстоит сегодня решить фитнес-клубам – донести, что занятия спортом безопасны. Во многих клубах закупили рециркуляторы воздуха, везде установили антисептики. Оборудование регулярно обрабатывается.
– Когда мы вышли с карантина, всех старательно обзванивали, призывали людей заниматься. В первый день в 7 утра у нас образовалась очередь у входа, это было приятно. Вернулись все те, кто был замотивирован на поддержание здоровья. Они еще больше сплотились за время карантина, – говорит директор фитнес-клуба «Венец» Инна Герасимова. – Мы следим, чтобы клиенты не перегружались на тренировках – эпидемический фон сейчас действительно не самый благоприятный, но заниматься нужно, это важно для поддержания иммунитета. Стараемся доносить до людей информацию о важности здоровых привычек, отговорить от голодания. Скорректировали программу групповых тренировок – не используем кросс-фит и прочие энергозатратные занятия. Даже тренеры стараются заниматься с клиентами без изнуряющего тренинга, но, тем не менее, эффективно.
По словам Инны Герасимовой, «коронакризис» фитнес-индустрия еще не пережила: прибыли клубы не будут получать еще долго, все будет держаться в лучшем случае на «минималках». Преимущество в этом случае у тех, кто имеет собственные помещения и не платит арендную плату.
Прибыли клубы не будут получать еще долго, все будет держаться в лучшем случае на «минималках». Преимущество в этом случае у тех, кто имеет собственные помещения и не платит арендную плату
– Пока мы в состоянии ожидания, когда это все закончится, и люди перестанут паниковать и бояться. Важный момент: во время самоизоляции пробежки в парках начали делать даже те, кто никогда спортом не занимался. Они поняли, если они не встроят ЗОЖ в культуру жизни, ничего хорошего их не ждет. Мы проводили онлайн-занятия, наши тренеры выходили на уличные тренировки. На этом ничего не заработали, но зато донесли до людей, что в условиях эпидемии нужно заниматься собой, а не просто носить маску, – отмечает директор «Венца».
В тренде – индивидуальность
Корректировки в работу внесли и в другом ульяновском фитнес-клубе – «Системе». По словам директора заведения Ольги Кузьминой, к октябрю удалось вернуть всех клиентов. И это в основном благодаря новому – индивидуальному – подходу к работе.
– Мы меняем групповые занятия – уходим в суставные тренировки, йогу, идем к оздоровлению. И максимальное внимание уделяем индивидуализации. Много общаемся с клиентами, узнаем, какие у кого финансовые предпочтения, продумываем разные варианты абонементов. Сделали специальные карты для занятий только йогой – сегодня есть такая потребность. Плюс к этому – создание комфортной атмосферы. Человек должен чувствовать себя в клубе максимально хорошо; мы начали предлагать гречишный чай, смузи по фирменным рецептам, кислородные коктейли, поставили кофе-машину. Это все важные составляющие, – рассказывает Ольга Кузьмина.
Индивидуализация занятий спортом – важный тренд. В «Системе» гостевой визит для тех, кто хочет познакомиться с клубом, не ограничивается обычной экскурсией и пробными занятиями. Проводится тестирование, потенциальному клиенту рассказывают об особенностях занятий фитнесом именно для него. Это важно – все мы поняли, что здоровье сегодня – самый главный ресурс, который нужно беречь. И спорт здесь должен быть в помощь, а не во вред.
Кстати, за время карантина в «Системе» за счет собственных ресурсов сделали косметический ремонт. Несмотря на то, что финансовую подушку фитнес-клубам сегодня скопить практически нереально, в будущее смотрят с оптимизмом: «кто, если не мы, будет вселять веру людей в светлое»?
Рождение гибрида
Практически все ульяновские фитнесклубы сегодня делают, пожалуй, самые выгодные за всю историю предложения. Большие скидки, специальные программы с тренерами, «подарочные» месяцы к карте, конкурсы в соцсетях, за которые можно получить абонементы в подарок, нетипичные пакеты (например, вместо традиционного годового абонемента – карта на 10 или 6 месяцев, которых раньше не было)…
«Подсуетилось» и государство. Недавно правительство РФ одобрило изменения в закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Налоговый кодекс. Теперь члены фитнес-клубов могут получить налоговый вычет за физкультурно-оздоровительные услуги. Максимальный возврат составит 15 600 рублей в год. Но и даже три-пять тысяч будут для клиентов приятным бонусом.
Правительство РФ одобрило изменения в закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Налоговый кодекс. Теперь члены фитнес-клубов могут получить налоговый вычет за физкультурно-оздоровительные услуги. Максимальный возврат составит 15 600 рублей в год
Эта мера поддержки касается только тех клубов, которые работают легально и аккуратно платят налоги. Подпольные «качалки» в нынешних условиях обречены на закрытие.
– Еще один тренд – возникло такое понятие, как «гибридный фитнес» – когда объединяются два формата, онлайн и офлайн. Многие сети добавили в свой ассортимент онлайн-тренинги, которые уже останутся в практике. И если во время карантина их проводили бесплатно, то продолжать это делать нельзя. Нужно найти баланс стоимости и маржинальности, – комментирует эксперт Национального фитнес-сообщества, преподаватель бизнес-школы MBA «Менеджмент в фитнес-индустрии» Алла Неверова.
«Коронакризис» спровоцировал несколько важных моментов. Первое – это активизация «черного рынка» фитнесуслуг. Часть тренеров ушла (либо они были вынуждены уйти по сокращению) из фитнес-клубов в «свободное плавание». Это создает конкуренцию на рынке, и не всегда «дешево» в этом сегменте оказывается «качественно». В итоге страдает здоровье людей.
– Мы наблюдаем, как в соцсетях активировались «неофиты» отрасли – онлайни аутдор-фитнесы. Это прекрасно и похвально, коллегам только рады, потому что чем больше межформатной конкуренции, тем «злее» отрасль. Но порой «неофиты» делают очень жесткие заявления, вплоть до «Не ходите в фитнесклубы», «Клубы делают из вас роботов». В этой ситуации важно объединение клубов в рамках хотя бы одного города, например, Ульяновска – чтобы проводить единую маркетинговую политику, адекватные оферы, – подчеркивает Алла Неверова.
По ее словам, в фитнесе, если и можно обойтись без клуба, то без грамотного обученного опытного тренера-профессионала – никак. Это касается и классического фитнеса привычного формата, и «неофитов».
Спасение в коллаборации
Эксперты свидетельствуют: сегодня у фитнес-клубов две самых главных проблемы – арендные и кредитные платежи и истерия по поводу того, что в клубе можно заразиться. В итоге люди вместо ЗОЖ и хотя бы прогулок по парку продолжают сидеть дома, растет количество алкоголиков, суицидников, умирающих от сердечно-сосудистых заболеваний. При самом лучшем варианте развития событий даже сильные игроки фитнес-индустрии будут расплачиваться с долгами года полтора-два. Поэтому отрасль действительно нуждается в серьезной поддержке, причем разноплановой – от пропаганды ЗОЖ до финансовых вливаний.
– Также идет поиск новых форматов работы клубов, оказания услуг за счет коллабораций. К примеру, с туризмом – это фитнес-туры, маршруты выходного дня, велопробеги, лыжные прогулки для клиентов фитнес-клубов. В плане совмещения здорового досуга фантазия может быть безграничной, – считает Алла Неверова.
В любом случае все игроки индустрии сходятся в едином мнении: человек, ведущий здоровый образ жизни, как правило, гораздо легче переносит заболевания. А это значит, что настрой на работу, несмотря на «сводки» с коронавирусных фронтов, должен быть только оптимистичным. Другого не дано.
Кстати
У фитнес-клуба «Венец» есть успешный опыт сотрудничества с медиахолдингом «Мозаика». Партнеры организовали проект «Новый год – новый я». Впечатлениями поделилась директор «Венца» Инна Герасимова:
– Это классный опыт, получился хороший творческий тандем. К нам обратилась команда креативных ребят, которых никто не заставлял ничего делать – они сами придумали и решили реализовать. Сотрудничество вышло очень интересным. Нам понравилось, что мы смогли взглянуть на нашу работу, многие привычные вещи с совершенно иного ракурса. Я была абсолютно уверена в профессионализме наших партнеров. И тем более приятно, что благодаря им мы смогли иначе увидеть наших тренеров – какие же они замечательные!
Проект хорошо отразился на маркетинговых показателях: было очень много просмотров, откликов. Те, кто не прошел в команду героев, все равно стали нашими клиентами, более того, привели с собой своих друзей и близких. Да, мы не приросли несколькими сотнями клиентов, но это и не нужно. Я выступаю за то, чтобы люди, которые открывают к нам дверь впервые, уже были готовы работать над собой и дать нам возможность работать с ними. Благодаря проекту мы научились нащупывать эту потребность в людях. Так что получился хороший стратегический опыт.
Теперь, когда мы хотим покреативить, вспоминаем сотрудничество с медиахолдингом «Мозаика» и представляем конечную точку незашоренно: как снимать, что показывать, какого результата ожидать. Взаимодействие с профессионалами дорогого стоит.
Руководитель отдела продаж медиахолдинга «Мозаика» Мария Шитова:
– Целью нашего совместного проекта с «Венцом» было увеличение актива клуба и повышение узнаваемости бренда. На сайте mosaica.ru мы провели два онлайн-проекта «Как прожить на МРОТ» и «Новый год – новый я», директор фитнес-клуба приняла участие в бизнес-завтраках с сегментом B2B с использованием кросс-маркетинга. Также на сайтe uldelo.ru вышел цикл статей на спортивную тематику. В итоге конверсия гостевых визитов увеличилась с 15% (сентябрь) до 47% (декабрь), а ROI (Return On Investment – он показывает, насколько окупились траты на проведение рекламной кампании) составил 1233%. Это потрясающее достижение (ROI в 300% уже считается прекрасным результатом).