Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Фактор роста –
экстраординарные решения

Продолжаем публиковать эксклюзив, полученный на прошедшей в Ульяновске форсайт-конференции «Базовые стратегии – 2021». Эксперт, руководитель направления «Экономика компании» ГК «Институт Тренинга – АРБ ПРО» Зоя Стрелкова поделилась с участниками конференции несколькими «экстраординарными» кейсами, рассказала об опыте российских и зарубежных компаний в «условиях выживания».

Фото: Татьяна Задорожняя

В 2020 году ситуация действительно сложилась экстраординарная. Пандемия задела 100% стран. Прошла серия национальных дефолтов. Более 5 млрд людей оказались в изоляции разной степени. Произошло одновременное падение спроса и предложения, ухудшились условия для роста экспорта. Наблюдалась беспрецедентная зависимость действий бизнеса и потребителей от решений государства.

Что делать в такой экстраординарной ситуации бизнесу?

То, чего никто до вас не делал.

То, чего вы лично (и ваша команда!) раньше не делали/не решались.


Пришло время для экстраординарных решений. Рассмотрим несколько из них.

Скачай… окно

Решение: устранение процессов – делаем удобно себе и покупателю

Компания «Московские окна», появившаяся на свет в 2018 году, имела все шансы «затеряться» среди многочисленных игроков оконного рынка России, если бы не внедрила такую «фишку», как автоматизация замера. Потребители ее оценили. Благодаря собственной базе размеров проемов и размещенной на сайте компании понятной пошаговой инструкции – как самому замерить окно, в 2020 году порядка 60% продукции «Московских окон» было продано без участия замерщика. В новом году в компании рассчитывают довести этот показатель до 80% и – активно развиваться дальше!

Решение: сделать своими силами то, что никто сам не делает

Российская корпорация TRIOL выпускает электротехнику (частотные преобразователи, станции управления, погружное оборудование и т.д.) не только для отечественного, но и международного рынка. Клиенты TRIOL – представители таких отраслей, как нефте- и газодобыча, металлургия, добыча полезных ископаемых, ЖКХ, производство строительных материалов.

Новая страница в истории компании началась с запуска своего коробочного AI решения для потребительского рынка, а также с создания роботов (!) для собственного производства.

Решение: изобрести что-то принципиально новое

Seabike, российский производитель портативных водных велосипедов, не имеющих аналогов в мире, базируется в Ярославской области. Сибайки, которые крепятся к телу с помощью пояса, позволяют развивать скорость на воде до 4,2 км/ч.

300 российских водных велосипедов закупила Япония, а в 2021 году компания Seabike планирует поставить в Страну восходящего солнца порядка 1,8 тыс. штук устройств, официально признанных федерацией подводного спорта России спортивным снарядом.

Матрас с английским акцентом

Адаптация успешных решений в России

Blue Sleep – российский производитель матрасов, работающий по модели D2C, на рынке всего три года, однако успехи компании впечатляют. Только за 15 месяцев с момента запуска здесь продали порядка 2 тысяч матрасов, заработав более 80 млн рублей. Первый матрас по данной технологии был разработан в Англии, а в 2018 году было открыто производство в РФ; тогда же компания стоила $10 млн (при привлеченных инвестициях $1 млн).

Главный успех Blue Sleep – в бизнес-модели, в свое время совершившей революцию в сфере торговли матрасами в США и Великобритании. Соотечественникам удалось успешно адаптировать иностранный опыт, они организовали direct-to-consumer – продажу через свой интернет-магазин с доставкой до двери, шоу-рум для клиентов, кто хочет протестировать матрас перед покупкой. Плюс производитель гарантирует потребителю бесплатный возврат товара в течение 100 дней, не требуя объяснения причин.

Адаптация технологичных решений в России

Briskly – российский стартап, производящий платформы для торговых точек, которые работают без кассиров. Благодаря автоматизированному подключению к АЗС, потребитель может оплатить через приложение B-Pay и топливо. Данный тренд – оплата товара без кассира – в России только набирает обороты, в то время как в крупных странах (США, Китай) эти технологии давно востребованы. Понятно, что в непростых эпидемиологических условиях автономные магазины без персонала более чем актуальны.

Квест в Риме, вечеринка в Праге

Решение: укрепление лояльности аудитории

Японский косметический бренд Shiawasedo делает ставку только на прямые продажи, и все продвижение компании концентрируется на максимальном вовлечении аудитории бренда в разные активности. Так, потребители японской косметики могут принять участие в литературном квесте: компания каждую неделю выпускает пост с новыми загадками, для решения которых нужно внимательно читать текст и искать скрытую символику.

Под брендом Shiawasedo в Риме прошел квест по городу с решением задач и поиском зашифрованных точек, а в Праге компания провела вечеринку в стиле Чикаго. Даже в пандемический 2020 год Shiawasedo Inc не отказалась от проведения официального Бала компании, ставшего уже доброй традицией.

Умный стол для офиса

Решение: добавление нового функционала к продукту

Выделиться среди конкурентов мебельного рынка сегодня очень непросто, но российской компании Tabula Sense это удалось. Здесь разрабатывают и производят мебель со встроенной электроникой, различными полезными функциями. «Умный» стол Tabula Sense может сам зарядить телефон, обеспечить музыкальное сопровождение под настроение и даже подогреть остывший кофе по принципу индукционной плиты.

Свою первую продукцию с «допфункционалом» предприниматели Андрей Рогозин и Владислав Булгаков ваяли буквально «на коленке». Создатели первого «умного» стола выложили в интернет ролик о том, как работает их детище, и не прогадали! Самоокупаемость была достигнута менее чем за год коммерческой деятельности, а сегодня у Tabula Sense – действующие контракты с крупными заказчиками, собственная розница и дистрибуторская сеть.

Решение: создание новой технологии и упаковка франшизы

«Умная SREDA» – это экологичное производство уличной мебели из пластиковых отходов (бутылки, канистры, пакеты, пленка и т.д.). Создатели бренда, являющиеся держателями уникальных технологий и изготовителями собственного оборудования, решили упаковать все это во франшизу стоимостью 3,9 млн рублей, пообещав партнерам окупаемость в 10-12 месяцев.

Сегодня франшиза под брендом «Умная SREDA» востребована у клиентов из сферы благоустройства, застройщиков, муниципальных служб, ландшафтных дизайнеров, владельцев торговых и бизнес-центров и т.д.

Скажи «сыыыыр!»

Решение: ситуационный маркетинг

Кейс 1. KFC – международная сеть ресторанов общественного питания, специализирующаяся на блюдах из курицы, – отслеживает все упоминания о себе в онлайн-пространстве. Однажды в твиттере появилось видео очевидца: мужчина делает предложение руки и сердца в одном из ресторанов KFC в Бразилии. Специалисты компании оперативно разместили пост с просьбой помочь им разыскать пару и обещанием сюрприза для молодоженов (покрытие всех расходов по организации свадьбы и свадебному путешествию).

Результат превзошел все ожидания: KFC получила миллионы просмотров записей свадьбы и подготовки к ней, а также огромное количество визитов на профильную страницу компании, новых фолловеров KFC в твиттере, сотни публикаций на медиаресурсах. Совокупный охват акции превысил миллиард просмотров, а условная стоимость PR-результата исчисляется суммой в $18,5 млн.

Кейс 2. Один московский школьник в своем сочинении высказал нестандартное мнение о басне «Ворона и лисица»: мол, единственный положительный герой здесь – сыр. За что получил двойку и вердикт учительницы «Глупость!». Известный российский сыровар, бывший айтишник Олег Сирота, узнав об этом, не преминул воспользоваться инфоповодом и подарил школяру, а также его педагогу продукцию Истринской сыроварни. Соцсети и СМИ радостно подхватили «вкусную» новость…

Похороны плохого пива

Решение: маркетинг – демонстрация достоинства продукта в общественном месте

Американская компания Taxes Armoring Corporation, разработчик решений
по бронированию (в т.ч. остеклению) автомобилей и спецтехники? для привлечения внимания к небьющемуся стеклу изготовила из него специальный прозрачный контейнер, куда поместила $3 млн наличными (на самом деле сумма реальных купюр в контейнере была всего 500 долларов, остальное – «пустышки»).

Контейнер был установлен в общественном месте с приглашением всех желающих разбить стекло без подручных средств и достать деньги. Усилия горожан (понятно, что тщетные!) разбить ценный контейнер демонстрировались в YouTube, результат – более 13 млн просмотров.

Решение: маркетинг – экстраординарная гарантия

Службе дезинсекции из Флориды Bugs Burger Bug Killers, Inc. удалось выделиться среди конкурентов благодаря смелым обещаниям потребителям своих услуг. В гарантии значилось:

  1. Вы НЕ платите первоначальный платеж, пока мы полностью не изведем всех тараканов, крыс или мышиные гнезда в вашем помещении.
  2. Если вы когда-нибудь будете недовольны нашими результатами и захотите отменить наш сервис из-за повторного заражения тараканами, крысами или мышами, мы вернем вам плату за один год обслуживания и… оплатим стоимость услуг другого истребителя вредителей на ваш выбор на срок до одного года.
  3. Если таракан или грызун будет замечен одним из ваших гостей, мы оплатим их счет, пришлем им письмо с извинениями и пригласим их обратно в качестве гостей.

Решение: экстраординарные действия на грани

Многонациональная сеть пивоварен и пабов BrewDog, которая сумела привлечь 79 млн фунтов стерлингов от более чем 145 тысяч инвесторов с помощью краудфандинга (в результате чего был побит мировой рекорд!), в этом году собирается выйти на IPO. Компания сделала ставку на хайп и регулярно радует поклонников бренда провокационной рекламой. Креативщики BrewDog то упаковывают самое крепкое в мире пиво в чучела горностаев и белок, то въезжают в Лондон на танке, то, открывая первый бар в Стокгольме, устраивают… похороны плохому пиву, то проецируют гигантские фото голых основателей компании на здании парламента UK. Как говорится, на «войне» (за потребителя!) все средства хороши.

Благодарим Консалтинговую компанию «Развитие» за помощь в подготовке материала.

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: