€ 102,04
$ 91,67
¥ 12,95
Фактор роста – экстраординарные решения
Фото: Татьяна Задорожняя
В 2020 году ситуация действительно сложилась экстраординарная. Пандемия задела 100% стран. Прошла серия национальных дефолтов. Более 5 млрд людей оказались в изоляции разной степени. Произошло одновременное падение спроса и предложения, ухудшились условия для роста экспорта. Наблюдалась беспрецедентная зависимость действий бизнеса и потребителей от решений государства.
Что делать в такой экстраординарной ситуации бизнесу?
То, чего никто до вас не делал.
То, чего вы лично (и ваша команда!) раньше не делали/не решались.
Пришло время для экстраординарных решений. Рассмотрим несколько из них.
Скачай… окно
Решение: устранение процессов – делаем удобно себе и покупателю
Компания «Московские окна», появившаяся на свет в 2018 году, имела все шансы «затеряться» среди многочисленных игроков оконного рынка России, если бы не внедрила такую «фишку», как автоматизация замера. Потребители ее оценили. Благодаря собственной базе размеров проемов и размещенной на сайте компании понятной пошаговой инструкции – как самому замерить окно, в 2020 году порядка 60% продукции «Московских окон» было продано без участия замерщика. В новом году в компании рассчитывают довести этот показатель до 80% и – активно развиваться дальше!
Решение: сделать своими силами то, что никто сам не делает
Российская корпорация TRIOL выпускает электротехнику (частотные преобразователи, станции управления, погружное оборудование и т.д.) не только для отечественного, но и международного рынка. Клиенты TRIOL – представители таких отраслей, как нефте- и газодобыча, металлургия, добыча полезных ископаемых, ЖКХ, производство строительных материалов.
Новая страница в истории компании началась с запуска своего коробочного AI решения для потребительского рынка, а также с создания роботов (!) для собственного производства.
Решение: изобрести что-то принципиально новое
Seabike, российский производитель портативных водных велосипедов, не имеющих аналогов в мире, базируется в Ярославской области. Сибайки, которые крепятся к телу с помощью пояса, позволяют развивать скорость на воде до 4,2 км/ч.
300 российских водных велосипедов закупила Япония, а в 2021 году компания Seabike планирует поставить в Страну восходящего солнца порядка 1,8 тыс. штук устройств, официально признанных федерацией подводного спорта России спортивным снарядом.
Матрас с английским акцентом
Адаптация успешных решений в России
Blue Sleep – российский производитель матрасов, работающий по модели D2C, на рынке всего три года, однако успехи компании впечатляют. Только за 15 месяцев с момента запуска здесь продали порядка 2 тысяч матрасов, заработав более 80 млн рублей. Первый матрас по данной технологии был разработан в Англии, а в 2018 году было открыто производство в РФ; тогда же компания стоила $10 млн (при привлеченных инвестициях $1 млн).
Главный успех Blue Sleep – в бизнес-модели, в свое время совершившей революцию в сфере торговли матрасами в США и Великобритании. Соотечественникам удалось успешно адаптировать иностранный опыт, они организовали direct-to-consumer – продажу через свой интернет-магазин с доставкой до двери, шоу-рум для клиентов, кто хочет протестировать матрас перед покупкой. Плюс производитель гарантирует потребителю бесплатный возврат товара в течение 100 дней, не требуя объяснения причин.
Адаптация технологичных решений в России
Briskly – российский стартап, производящий платформы для торговых точек, которые работают без кассиров. Благодаря автоматизированному подключению к АЗС, потребитель может оплатить через приложение B-Pay и топливо. Данный тренд – оплата товара без кассира – в России только набирает обороты, в то время как в крупных странах (США, Китай) эти технологии давно востребованы. Понятно, что в непростых эпидемиологических условиях автономные магазины без персонала более чем актуальны.
Квест в Риме, вечеринка в Праге
Решение: укрепление лояльности аудитории
Японский косметический бренд Shiawasedo делает ставку только на прямые продажи, и все продвижение компании концентрируется на максимальном вовлечении аудитории бренда в разные активности. Так, потребители японской косметики могут принять участие в литературном квесте: компания каждую неделю выпускает пост с новыми загадками, для решения которых нужно внимательно читать текст и искать скрытую символику.
Под брендом Shiawasedo в Риме прошел квест по городу с решением задач и поиском зашифрованных точек, а в Праге компания провела вечеринку в стиле Чикаго. Даже в пандемический 2020 год Shiawasedo Inc не отказалась от проведения официального Бала компании, ставшего уже доброй традицией.
Умный стол для офиса
Решение: добавление нового функционала к продукту
Выделиться среди конкурентов мебельного рынка сегодня очень непросто, но российской компании Tabula Sense это удалось. Здесь разрабатывают и производят мебель со встроенной электроникой, различными полезными функциями. «Умный» стол Tabula Sense может сам зарядить телефон, обеспечить музыкальное сопровождение под настроение и даже подогреть остывший кофе по принципу индукционной плиты.
Свою первую продукцию с «допфункционалом» предприниматели Андрей Рогозин и Владислав Булгаков ваяли буквально «на коленке». Создатели первого «умного» стола выложили в интернет ролик о том, как работает их детище, и не прогадали! Самоокупаемость была достигнута менее чем за год коммерческой деятельности, а сегодня у Tabula Sense – действующие контракты с крупными заказчиками, собственная розница и дистрибуторская сеть.
Решение: создание новой технологии и упаковка франшизы
«Умная SREDA» – это экологичное производство уличной мебели из пластиковых отходов (бутылки, канистры, пакеты, пленка и т.д.). Создатели бренда, являющиеся держателями уникальных технологий и изготовителями собственного оборудования, решили упаковать все это во франшизу стоимостью 3,9 млн рублей, пообещав партнерам окупаемость в 10-12 месяцев.
Сегодня франшиза под брендом «Умная SREDA» востребована у клиентов из сферы благоустройства, застройщиков, муниципальных служб, ландшафтных дизайнеров, владельцев торговых и бизнес-центров и т.д.
Скажи «сыыыыр!»
Решение: ситуационный маркетинг
Кейс 1. KFC – международная сеть ресторанов общественного питания, специализирующаяся на блюдах из курицы, – отслеживает все упоминания о себе в онлайн-пространстве. Однажды в твиттере появилось видео очевидца: мужчина делает предложение руки и сердца в одном из ресторанов KFC в Бразилии. Специалисты компании оперативно разместили пост с просьбой помочь им разыскать пару и обещанием сюрприза для молодоженов (покрытие всех расходов по организации свадьбы и свадебному путешествию).
Результат превзошел все ожидания: KFC получила миллионы просмотров записей свадьбы и подготовки к ней, а также огромное количество визитов на профильную страницу компании, новых фолловеров KFC в твиттере, сотни публикаций на медиаресурсах. Совокупный охват акции превысил миллиард просмотров, а условная стоимость PR-результата исчисляется суммой в $18,5 млн.
Кейс 2. Один московский школьник в своем сочинении высказал нестандартное мнение о басне «Ворона и лисица»: мол, единственный положительный герой здесь – сыр. За что получил двойку и вердикт учительницы «Глупость!». Известный российский сыровар, бывший айтишник Олег Сирота, узнав об этом, не преминул воспользоваться инфоповодом и подарил школяру, а также его педагогу продукцию Истринской сыроварни. Соцсети и СМИ радостно подхватили «вкусную» новость…
Похороны плохого пива
Решение: маркетинг – демонстрация достоинства продукта в общественном месте
Американская компания Taxes Armoring Corporation, разработчик решений
по бронированию (в т.ч. остеклению) автомобилей и спецтехники? для привлечения внимания к небьющемуся стеклу изготовила из него специальный прозрачный контейнер, куда поместила $3 млн наличными (на самом деле сумма реальных купюр в контейнере была всего 500 долларов, остальное – «пустышки»).
Контейнер был установлен в общественном месте с приглашением всех желающих разбить стекло без подручных средств и достать деньги. Усилия горожан (понятно, что тщетные!) разбить ценный контейнер демонстрировались в YouTube, результат – более 13 млн просмотров.
Решение: маркетинг – экстраординарная гарантия
Службе дезинсекции из Флориды Bugs Burger Bug Killers, Inc. удалось выделиться среди конкурентов благодаря смелым обещаниям потребителям своих услуг. В гарантии значилось:
- Вы НЕ платите первоначальный платеж, пока мы полностью не изведем всех тараканов, крыс или мышиные гнезда в вашем помещении.
- Если вы когда-нибудь будете недовольны нашими результатами и захотите отменить наш сервис из-за повторного заражения тараканами, крысами или мышами, мы вернем вам плату за один год обслуживания и… оплатим стоимость услуг другого истребителя вредителей на ваш выбор на срок до одного года.
- Если таракан или грызун будет замечен одним из ваших гостей, мы оплатим их счет, пришлем им письмо с извинениями и пригласим их обратно в качестве гостей.
Решение: экстраординарные действия на грани
Многонациональная сеть пивоварен и пабов BrewDog, которая сумела привлечь 79 млн фунтов стерлингов от более чем 145 тысяч инвесторов с помощью краудфандинга (в результате чего был побит мировой рекорд!), в этом году собирается выйти на IPO. Компания сделала ставку на хайп и регулярно радует поклонников бренда провокационной рекламой. Креативщики BrewDog то упаковывают самое крепкое в мире пиво в чучела горностаев и белок, то въезжают в Лондон на танке, то, открывая первый бар в Стокгольме, устраивают… похороны плохому пиву, то проецируют гигантские фото голых основателей компании на здании парламента UK. Как говорится, на «войне» (за потребителя!) все средства хороши.
Благодарим Консалтинговую компанию «Развитие» за помощь в подготовке материала.