Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

«Ферма» в квартире

Владелец магазина «Экспедиция» и автоматов печати фотографий в Ульяновске Вадим Белов открыл для себя новый вид бизнеса — выращивание микрозелени. «Ситифермер» рассказал, чем интересно это направление и как оценили его продукт ульяновцы.

Фото: Вадим Белов

Личный интерес

Микрозелень – это молодые ростки растений до появления первых основных листочков. На этом этапе они максимально вкусные и содержат высокую концентрацию полезных микроэлементов.

В бизнесе я давно для себя определил, что один из важнейших параметров успеха – наличие личного интереса. Когда я увидел ролик про микрозелень в соцсети, сразу загорелся этой темой. Сначала даже не верилось, что ростки горошка, подсолнечника, редиса по вкусу такие же, как плоды. Оказалось, что все так. И я решил попробовать.

Это было в самом начале пандемии, и перспективы развития моего магазина подарков и автомата печати фотографий мне виделись очень мрачными. А тут вроде продукты – отрасль, которая будет востребована всегда. Меня особенно заинтересовала возможность начать без существенных вложений и наращивать мощности по мере увеличения спроса.

Не тороплюсь осознанно – мне нравится самостоятельно разбираться в тонкостях процесса. Только так появляются какие-то фишки, которые могут не возникнуть, если идти по чужому пути.

Около трех месяцев я потратил на первоначальное обучение, закупки и тестирование Потом начал понемногу предлагать продукт через Инстаграм. Не тороплюсь осознанно – мне нравится самостоятельно разбираться в тонкостях процесса. Только так появляются какие-то фишки, которые могут не возникнуть, если идти по чужому пути. Но все же без самообразования здесь не обойтись – у каждой культуры свои требования к условиям, и я пока не достиг стабильного урожая по всем растениям.


Помогают «хищники»

На первоначальном этапе растения не требуют специального фитосвета. Я использую обычные светодиодные лампы – они недорого стоят, не потребляют много электроэнергии и нравятся росткам.

Несколько лет назад у меня был большой магазин горшечных растений. Я его оформлял в эко-стиле – деревянные стены, стеллажи. Но место для такого магазина было выбрано не очень удачно, его пришлось закрыть. Осталось много деревянных стеллажей, которые мне теперь пригодились. Поэтому на оборудование я почти не тратился.

Я начал весной с двух полок на балконе своей квартиры. Когда основные процессы выращивания были отработаны, решил перевезти ситиферму в нежилую квартиру. Помимо стеллажей, для бизнеса требуется много места: для хранения семян, грунтов и упаковки, подготовки семян, высевания, сбора и хранения урожая. Плюс я давно уже занимаюсь продажей насекомоядных растений. Переезд решил еще одну проблему – вместо подоконника у «хищников» появился свой стеллаж с правильным микроклиматом.

Кстати, эти два бизнеса при объединении дали забавный эффект синергии. Все, кто разводят растения, знают, что в почве часто заводятся мошки, и бороться с ними приходится постоянно. Так вот мои «хищники» помогают решать эту проблему без химии и с пользой для себя.

Сейчас под микрозелень у меня занята половина комнаты – 12 полок. Я уже столкнулся с тем, что не успеваю выполнить заказы. Поэтому в ближайшее время буду собирать еще ряд стеллажей. В дальнейшем, конечно, планирую переехать в специализированное помещение, оборудованное под выращивание микрозелени. Там есть свои особенности в части света, температуры, влажности и вентиляции. В условиях квартиры все эти параметры сложно контролировать, хотя микрозелень неприхотлива, и урожай можно получить даже без специальных условий.

Выстраиваются в очередь

Интерес к микрозелени большой. Это, несомненно, перспективная ниша, потому что полезно, вкусно, необычно и недорого. Сейчас 90% моих покупателей выбирают микс из растений – набор из 8-10 культур в красивой упаковке уже в срезанном виде.

Я несколько лет работал в маркетинговой сфере и знаю, что вопрос упаковки очень важный. Поэтому когда в моем ассортименте появился микс из срезанных растений, я начал искать подходящие варианты. К счастью, у одного из поставщиков моего магазина подарков было несколько интересных вариантов в эко-стиле. И я стал заказывать коробочки для миксов вместе с товарами для магазина. Там же обнаружились недорогие лотки для растений. Почти все расходники и оборудование я закупаю по оптовым ценам в одном месте.

Те, кто покупал микрозелень в магазинах, отмечают, что она не идет ни в какое сравнение с моей. Я доставляю растения покупателю через час-два после срезания. Так они сохраняют все полезные свойства максимально долго.

А еще микрозелень можно купить растущую — прямо в лотке. В таком формате ее можно поставить на подоконник и срезать себе по мере необходимости. Пока такой формат не пользуется большой популярностью, потому что коробка со срезанной травой «уходит» за один-два ужина, и долго хранить ее необходимость не возникает. Но рестораны часто заказывают ее именно в несрезанном виде, чтобы у гостей в блюде микрозелень появилась максимально свежей.

В числе моих корпоративных клиентов сегодня — несколько кейтеринговых компаний и пара ресторанов. По заведениям общепита я пытался ходить в разгар пандемии, но совершенно никакого отклика не получил. Зато после случайной поставки в один ресторан стали заказывать и другие, передавая информацию по своим каналам.

После случайной поставки в один ресторан стали заказывать и другие, передавая информацию по своим каналам

Надеюсь, со временем количество ресторанов увеличится, ведь микрозелень можно добавлять везде – в супы, в салаты, к мясу и даже десертам. Стоит она недорого, на себестоимость почти не влияет, зато здорово улучшает вид и вкус любого блюда.

Основные продажи сегодня идут частным покупателям. Тем, кто следит за своим здоровьем, вегетарианцам, спортсменам, кто просто любит зелень или что-то необычное. Основные заказы получаю через Инстаграм. Иногда бывает, что кто-то расскажет своим подписчикам о покупке и генерирует этим всплеск заказов. Но увеличить наличие товара быстро нельзя – микрозелени нужно от 10 дней, чтобы созреть. Приходится отказывать, записывать в очередь.

Такие ситуации хоть и хороший признак, но меня расстраивают. Я постоянно наращиваю посадки, чтобы такое не повторялось.

Нелегкие деньги

Микрозелень сейчас занимает почти все мое время. Она меня полностью «освободила» от всех остальных бизнесов – и от «Экспедиции», и от автоматов для печати фотографий. Как минимум два раза в день нужно выезжать для полива, плюс посев, уборка, сбор урожая и, конечно, доставка.

Но я отношусь к этому процессу как к инвестициям в будущее. Полив растений можно автоматизировать, для остальных работ нанять человека. Но прежде чем перейти к этому этапу, я хочу отладить все процессы и нарастить клиентскую базу.

В соцсетях этот бизнес рекламируется как очень простой, легкий способ заработать много денег: за полчаса посадил семена в лотки, зарегистрировался в Инстаграме и через две недели у тебя шквал запросов. Но это так не работает.

Уже сейчас по России появляются огромные фермы микрозелени. Но проблема здесь такая же, как и с любой другой зеленью: при доставке на дальние расстояния сложно выдержать условия хранения.

В соцсетях этот бизнес рекламируется как очень простой, легкий способ заработать много денег: за полчаса посадил семена в лотки, зарегистрировался в Инстаграме и через две недели у тебя шквал запросов. Но это так не работает.

Простой расчёт: чтобы получить доход (не прибыль!) в 50 тысяч рублей в месяц, нужно каждый день продавать хотя бы 10 лотков микрозелени стоимостью 150 рублей. Легко представить, сколько нужно времени, чтобы просто доставить такое количество заказов.

Поэтому на данном этапе я конкурентов не боюсь. Постепенно оттачиваю технологию, работаю над брендом, увеличиваю клиентскую базу. Надеюсь, со временем зайти в розницу. Для меня сейчас главное – положительная динамика. Я даже разместил объявление по продаже семян и уже пару раз отгружал небольшие партии, возможно, своим конкурентам. Чем больше людей узнают про микрозелень, тем лучше!

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: