€ 105,84
$ 97,44
¥ 13,64
Хорошего дня! До встречи. Увидимся!
Фото: Олеся Губанова
«Мы тушим пожар сего дня»
– На телевидении каждый человек всегда в цейтноте: фабрика новостей в режиме конвейера производит 20 программ в день. Телевизионный специалист, TV-men живет в режиме Standby: что-то произошло, он полетел. Независимо от темперамента, флегматик ты или живчик, когда загорелся Rec, ты должен сделать все, чтобы новости вышли в эфир вовремя.
Фабрика новостей управляется посредством BRAM – ноухау отечественного разработчика BRAM Technologies для автоматизации вещания и управления медиаконтентом. Наш филиал внедрил технологию два года назад одним из первых. Эксперимент оказался удачным, и теперь программа тиражируется по всей сети ВГТРК. Отснятый видеоматериал загружается репортером в базу и проходит несколько стадий до выхода в эфир. Каждому из этапов его исполнитель присваивает определенный статус: монтировать, утвердить, в эфир.
Режиссер монтажа Александр Сомов формирует выпуск на 14:30, работает над видео со статусом «монтаж», в котором нужно исправить ошибку. В начале сюжета показан ИЛ-76МД-90, а в финале другой самолет – ИЛ-76ТД-90. Нужно разобраться в отличиях, найти в архивах «правильный» видеоряд и смонтировать так, чтобы взлетел именно тот самолет, что стоит в ангаре. Александр оторвался от монитора и показал, как работает «матюгальник» для селекторной связи. Без телефонов и мессенджеров можно оперативно поговорить с коллегой. «Нина Васильевна, – решил пошутить он над редактором новостей, – Срочно подойдите к нам!».
Все ответственные за программу отслеживают процесс подготовки со своего компьютера. Пока не будут проставлены все галочки, в эфир материал не выдашь. Хронометраж выпуска новостей – 15 минут, в которые в среднем нужно уложить семь материалов. До перехода на BRAM мы работали в ворде, носились за согласованиями по кругу, был один-два выпуска новостей, теперь их гораздо больше.
«Носились по кругу» – не фигура речи. Все помещения здания ВГТРК «Волга» организованы по кольцу, поскольку оно, как и другие региональные отделения, строилось по типовому проекту. Наши телевизионные предки предусмотрели планировку, которая сокращает время на перемещения.
Производство новостных программ начинается с мозгового центра, с продюсера, который принимает звонки, отслеживает соцсети, электронную почту, взаимодействует с пресс-службами. Он же координирует работу репортеров, заботясь, чтобы все вовремя уехали к месту съемки, вовремя вернулись и успели отписать тексты. В одном сюжете может быть несколько точек, иногда в разных концах города. Продюсер стыкует людей, время, место, а наши гениальные водители мчат по городу, минуя пробки, чтобы сюжет состоялся.
Кабинет, где работают корреспонденты. Зал пустой, потому что все получили задания согласно съемочному плану и разъехались. «Я подготовила соты, а они улетели за нектаром», – шутит Нина Васильевна Гуркина, заместитель начальника службы новостей. Она заверстала выпуск и ждет корреспондентов к определенному часу.
Если новостей мало, мы вскрываем «консервы». Что показывать с 1 по 10 января с учетом того, что все закрыто на карантин? Об этом мы думаем заранее и заготавливаем материалы, которые актуальны и сегодня, и завтра. «Консервы» на злобу дня могут пригодиться на случай, когда не успели смонтировать новость к эфиру. Мы же не объясним зрителю, что у репортера форс-мажор. В 21:00 на России 24 и в 21:05 на России 1 новости должны выйти в эфир, и Витковский должен всем сказать: «Здравствуйте!».
Режиссерская группа – главный режиссер, ассистент режиссера – которая руководит процессом: выставляет камеры, следит за правильностью начитки текста, за уровнем звука. Прямой эфир – ответственная работа: «Слово не воробей». Подготовка записей программ – тоже ее вотчина.
В наших новостях никогда не будет того, что сейчас, к сожалению, есть в интернете – непроверенной информации. На каждый факт мы должны получить четкий комментарий, чтобы человек взял на себя ответственность перед камерой. Вот в чем ценность. Телевидение – инстанция, которая работает безукоризненно. Если ситуация незаконная, неадекватная, огласка срабатывает в 100% случаев. Иногда бывает, что съемочная группа еще не выехала, но стало известно, что будет телевидение, проблема решается сама собой. Когда звонит бабушка и говорит: «Ребята, спасибо, у меня сосульки-то сбили после того, как вы приехали», тогда все встает на свои места: ты понимаешь, ради чего все – нервы, цейтноты и ежедневное тушение пожаров.
Мы должны работать так, чтобы зритель не переключал канал. Есть мастер, чьи репортажи ждут, любят. Не каждый сможет собрать материал и написать так, чтобы это было интересно. Эдуард Истомин, наш репортер, победитель всероссийских и международных конкурсов, справляется с этим блестяще.
«Слово – оружие массового поражения»
специальный корреспондент филиала ВГТРК ГТРК «Волга»
– Слово – оружие массового поражения, и с ним нужно обращаться осторожно. Если у тебя по какому-то факту нет подтверждающих документов, просто сослаться на кого-то недопустимо. Мой конек – социальные репортажи. Мы, телевизионщики, мыслим иначе, нежели журналисты из печатной прессы: не как и что мы напишем, а то, что мы покажем. Если у меня есть хороший интересный видеоряд, только отснятый или архивный, начинает выстраиваться логическая цепочка. Только после этого я сажусь писать, готовлю забористый текст, правлю стилистику. Вот тогда паззл складывается. Считаю, что мое математическое мышление – по образованию я физик-ядерщик – позволяет логически выстраивать факты и связывать их в единое целое.
Когда твой социальный репортаж имеет хороший финал, ты с удовлетворением осознаешь, что можешь реально на что-то повлиять своей работой. Были сотни ситуаций, когда удавалось помочь человеку. Это дает импульс двигаться дальше. Без этого мы, телевизионщики, давно бы выгорели.
Стараюсь чаще участвовать в конкурсах. Зачем нужны победы? Не ради дипломов. Это оценка твоего труда, показатель того, что ты движешься в правильном направлении. Буквально в декабре я занял второе место на международном конкурсе «Корреспондент русского мира», среди 525 работ из 55 стран, а до этого у меня было 11 побед на всероссийских конкурсах. Это чувство, когда ты оставляешь далеко позади серьезных конкурентов, потрясающе. Хочется идти дальше.
«Глобальная цель – молодежная аудитория»
заместитель директора филиала ВГТРК ГТРК «Волга»
– Не секрет, что телевизор в основном смотрят люди от 45 лет и старше. Наша глобальная цель на сегодня – привлечь молодежную аудиторию, поэтому мы идем в соцсети: YouTube, VK, Instagram, Twitter, развиваем TikTok, работаем со школьниками. Соответственно, мы должны обращаться к их интересам, ценностям, генерировать контент, привлекательный для молодого поколения. Так появились «Вестики», детские и авторские программы. Заставить молодежь смотреть телевизор нельзя, но вовлечь в увлекательный мир журналистики можно.
По нашей аналитике, зрителей региона больше всего привлекают новостные программы/ Вечерние новости всегда в топе, их смотрит подавляющее большинство. Новости в прямом эфире проходят и на наших интернет-платформах. Интерес к тематическим передачам чуть меньше, но у них есть постоянный зритель, которому мы адресуем уникальные авторские материалы, специальные проекты.
Запись итоговой программы недели с Сергеем Пузиковым, заместителем директора ульяновского филиала. Оператор управляет подачей света в кадр и следит за электричеством. Если здание обесточат, Виктор подключит резервные источники электропитания.
Большая студия. Диктор стоит за столом, где зачитываются новости. Справа стол для тематических программ. В ушах диктора и видеооператора микрофоны, в которых звучат команды режиссера.
ГТРК Волга – один из 85 филиалов ВГТРК, стабильно занимающий высокие позиции во внутреннем рейтинге телерадиокомпании по интересу зрительской аудитории. Мы всегда стремимся улучшать показатели и одними из первых перешли на автоматизированное управление телевещанием. За нашими плечами богатейшая история и мощные традиции, накопленные за 62 года существования компании. Преемственность, передача опыта от старшего поколения к молодым сотрудникам – одна из ценностей нашего коллектива.
Но прогресс задал дополнительный вектор обучающему процессу. Внедрив BRAM, мы буквально за год сумели переориентироваться на цифровые технологии. И сделали это успешно, первыми и стали примером для других филиалов.
Идти в ногу со временем
начальник производственно-технического отдела филиала ВГТРК ГТРК «Волга»
– У радио раньше прошло техническое переоснащение, у них свой новостной процессинг. Буквально недавно мы интегрировали свою систему им. Мы предоставляем часть материала радийщикам, они перерабатывают его.
Прогресс развивается так, что радио и телевидение сольются в одном формате, разделения не будет. Европа уже отказалась от радио, все вещание – в интернете. Однозначно, что «Радио России» и радио «Маяк» тоже перейдут в интернет-ресурсы. Когда это будет, через пять лет или ранее, неизвестно. Наша задача – идти в ногу со временем и оставаться интересными зрителям и слушателям.
Василий Михеев, оператор монтажа и капитан спортивной сборной, хвастается победами и с удовольствием вспоминает, как в допандемийные времена сборная ВГТРК «Волга» два раза в год привозила исключительно призовые награды. «Каждый год проходят летние и зимние спартакиады среди СМИ. Мы собираем команду, готовим экипировку и с удовольствием участвуем в соревнованиях. Я очень жду этих событий. Это глоток свежего воздуха и еще один повод встретиться с коллегами из других медиаресурсов. Журналисты общаются между собой чаще, а вот технические и творческие работники, как правило, только на спартакиадах».
«Эфир – это достаточно сложно»
– Мой первый эфир полтора года назад и эфир сейчас – несопоставимы. Тогда это было волнение и полная неуверенность в себе, сейчас – абсолютная сосредоточенность.
Эфир – это достаточно сложно, он требует очень большой выдержки. В один момент происходит несколько действий, которые требуют моей включенности: зачитывать текст, понимать, чем он продолжится, слушать команды режиссера, реагировать на них, не отвлекаясь от суфлера. Важно успеть под хронометраж уже смонтированной программы. Если я скажу не 20 слов, а 25, значит, следующее интервью пойдет уже на мои слова, а это очень плохо.
На концентрацию сильно влияют недосыпы, усталость, накопившиеся дедлайны, плохое самочувствие. Поэтому мы максимально ограждаем работу от этих факторов. Если на этой неделе я работаю в эфире, то вечером еду домой, смотрю фильмы, стараюсь отдыхать и высыпаться.
Если говорить о мифотворчестве в стенах ГТРК «Волга», да, у нас есть традиция. В студии я нахожусь только с оператором, но у меня есть «ухо», в котором я слышу звукорежиссера и всю выпускающую бригаду. Когда Москва передает нам слово, есть 5 секунд на переход, и тогда мы говорим друг другу: «С богом!». После этих слов мне дают звук, и я выхожу в эфир приветствовать наших региональных зрителей.
Я веду «Прогноз погоды», программу «Вести Ульяновск». До пандемии была авторская программа «Доброе утро», куда входили интервью с гостями. Чтобы подготовиться к ним, я смотрела десятки видео, читала прессу, желтую в том числе, чтобы знать о человеке максимум. Когда ты встречаешься с актером, при личной беседе он один человек, на сцене – другой, а за кулисами – третий. На мой взгляд, удавшееся интервью – когда получилось вывести своего гостя на эмоцию, не важно, плохую или хорошую.
Моя главная цель – стать лучшей версией себя, внешне в том числе. И главные критики, и моя опора – директор Галина Борисовна Степаненко и мама. Я прислушиваюсь к их советам. Стараюсь развиваться всесторонне, чтобы результатом стала и красивая картинка, и умные мысли, и логичные изречения. Среди коллег мне очень симпатизирует Мария Ситтель, которая удивительно энергична, обаятельна, харизматична.
Сейчас мы можем наблюдать смену подходов к подаче информации. Если раньше дикторы просто озвучивали информацию, без всяких эмоций, то сейчас, если мы посмотрим на федеральных коллег с «России 1», другой формат: люди пытаются рассказать, передать эмоцию материала.
Когда я получаю обратную связь от зрителей: «Мы просыпаемся, вы нам улыбаетесь, и это делает хорошим наш день», – это самая лучшая награда за весь труд, за бессонные ночи, невероятные усилия и потраченные нервные клетки. Награда, а еще импульс делать свою работу максимально профессионально.