Контакт с «Контактором»: на площадях завода разместится креативный кластер
Фото: фонд «Ульяновск – культурная столица»
— Проект преображения завода «Контактор» зрел давно, и, наконец, обрел конкретные формы…
— Точно известно, что завод перемещается в промзону «Заволжье», и это вопрос 2021 года. В новое здание «Контактор» планируется перевести к сентябрю. Что будет со старой территорией? Ее однозначно интегрируют в городскую среду. Скорее всего, инвестор будет осуществлять застройку — и жилья, и коммерческой недвижимости.
Я со своей стороны могу говорить о корпусе №3 (ул. Карла Маркса, 12), который выходит на красную линию улицы и создает сегодня приличный трафик. Первый этаж этого здания занимают кафе, банк, аптеки — оно уже интегрировано в городскую повестку.
По этому корпусу было много разных мыслей, в свое время разрабатывался проект музея спорта, были другие варианты. По последней информации, и это подтвердил в своем инвестиционном послании губернатор Сергей Морозов, эти почти 9 тысяч квадратных метров будут развиваться как креативный кластер.
— Это инвестиционный проект?
— Да, здание находится в частной собственности. Губернатор уточнил, что готов рассматривать самые инвестиционные предложения. Для перезапуска этого пространства — его предполагается не сносить, а произвести современный апгрейд — требуются достаточно большие средства, и они будут не бюджетные.
«Для перезапуска этого пространства — его предполагается не сносить, а произвести современный апгрейд — требуются достаточно большие средства, и они будут не бюджетные»
— Есть ли уже какие-то конкретные планы, касающиеся этого здания?
— С 15 февраля Агентство стратегических инициатив запустило программу Rurban Creative Lab — по «выращиванию» команд, созданию креативных кластеров в РФ. От Ульяновской области в ней зарегистрировалось более 50 человек. Почти ежедневно мы участвовали в программе в режиме онлайн. Через месяц будут выбраны 10 субъектов РФ, которые предложили свои объекты. Наш объект — «Контактор», поэтому сегодня стоит вопрос формирования команды, разработки концепции креативного кластера. Если завтра придет инвестор, ему нужно будет предложить качественную модель, причем, модель финансовую — это достаточно дорогостоящий объект для использования.
— Есть ли запрос на развитие именно креативного кластера на этой территории?
— Могу сказать однозначно — да. И к нам в фонд, и в региональное правительство было много обращений от представителей разного бизнеса, которые и в чистом виде относятся к креативному кластеру, и являются «смежниками». Это модная и музыкальная индустрии, предприниматели, которым нужны пространства коворкинга для совместной работы. Постковидная ситуация показала, что многие фрилансеры не хотят работать из дома, у них есть нужда в общественных пространствах, где они могли бы коммуницировать с «коллегами».
У нас состоялась встреча с двумя предпринимателями, которые думают о создании в Ульяновске такого коворкинга. Мы обсуждали, почему закрылось «Хаб кафе», которое просуществовало четыре года. Наверное, оно открылось слишком рано. Если бы сегодня было такое пространство, запрос был бы большой. «Точка кипения» уже не может обеспечить всех желающих местами, потребность высока.
«Мы обсуждали, почему закрылось "Хаб кафе", которое просуществовало четыре года. Наверное, оно открылось слишком рано. Если бы сегодня было такое пространство, запрос был бы большой»
Наша задача — к моменту, когда все срастется и инвестор подпишет договор, что он берется за этот объект, чтобы в портфеле «Контактора» было минимум процентов на 70% потенциальных резидентов. Работы много, но у нас есть хорошие партнеры — Агентство технологического развития, само правительство, финансово-экономический блок, Корпорация развития региона. Всем хочется, чтобы проект был успешным, и подбор инвестора — это главный вопрос на сегодня.
Второй важный момент — создание управляющей компании, которая будет этим заниматься. Так что ищем молодых (в том числе, душой), амбициозных, желающих реализовать себя в этом направлении. Это не просто создание очередного офисного центра. Примеров в России много, мы видим, как это происходит в других городах, и в небольших пространствах в Ульяновске и Димитровграде. Такую площадку давно ждет креативное сообщество, так что надеюсь, что все случится.
— Главная задача инвестора — привести в порядок инфраструктуру?
— Инфраструктура там неплохая, здание до сих пор действует, большинство площадей в очень хорошем состоянии — там находятся дирекция, бухгалтерия, много технических служб завода. Но там есть и действующие цеха — на более чем 2 тыс. квадратных метрах стоят станки. Из офисной части «Контактор» уже выехал, можно заезжать и работать. Здание подключено ко всем коммуникациям, это не история, когда крыша провалилась и все отключено — это совершенно другая цена вопроса. Задача инвестора — выкупить здание, пока это собственность завода.
— Будут ли предоставлены резидентам этого пространства льготные условия?
— Пока сложно говорить о конкретных цифрах. Мы знаем средние цены на коммерческую недвижимость в этом районе, понимаем географическое положение «Контактора». С одной стороны, это самый центр, с другой — проблемы с парковками. Большой плюс, что территория будет ревитализироваться, поэтому, наверное, будет задействованы и внутренние площади.
Для меня есть разница между арендаторами и резидентами. С последними у управляющей компании другие отношения. Это возможность более гибкой системы оплаты; если резидент создает трафик, то получает дополнительные бонусы. Он участвует в событийной программе, которая есть в пространстве, вовлекается в развитие всего кластера. Это более глубокие, системные отношения.
Мы предполагаем и обустройство общественных пространств. В здании есть бывший актовый зал на почти 500 квадратных метров, и большой цех, который в головах многих превращается в трансформируемую площадку. Так что город получит не просто здание, где размещены какие-то бизнесы.
«В здании есть бывший актовый зал на почти 500 квадратных метров, и большой цех, который в головах многих превращается в трансформируемую площадку. Так что город получит не просто здание, где размещены какие-то бизнесы»
— Как за последние годы в регионе изменились креативные индустрии?
— Количественно участников стало больше — этому способствует статус самозанятого. Креативные индустрии это все же очень маленький бизнес, и число работающих в них — минимальное, в среднем два-три человека на компанию.
Важное изменение — понимание, что замыкаться на локальный рынок бесперспективно. Наверное, пока еще нет прорывных проектов, связанных с экспортом, но сегодня креативные индустрии выходят на межрегиональный, федеральный рынки. Предприниматели используют любую возможность, чтобы присутствовать на различных российских, международных площадках.
Это иллюстрирует качество, понимание продукта, что он должен иметь более глобальные характеристики и быть конкурентоспособным не на отдельно взятой территории, а за ее пределами. На рынке востребован сложный продукт креативных индустрий — это синтез разных направлений. Будем помогать нашим творческим предпринимателям создавать новые локальные бренды и продвигать их за пределами Ульяновска.