€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Время автомаркетплейсов
Фото: mockuper.net
– Что такое автомаркетплейс?
– На российском рынке сегодня отсутствуют автомобильные маркетплейсы полного цикла. Есть игроки, сфокусированные на разных сегментах – продаже автомобилей онлайн, на сервисах для автомобильного сегмента, на автокредитовании. Есть площадки, которые продают или выкупают автомобили, занимаются реализацией машин на аукционах, проводят тендеры по закупке парка автомобилей и прочее. То есть достаточно много классифайдов могут предоставить клиентам те или иные услуги на авторынке, но нет агрегированной платформы, позволяющей клиентам получить все сразу и в одном месте. Именно такую платформу-агрегатор создает сейчас РГС Банк.
Прошлый год изменил и авторынок, и банковскую отрасль. Несмотря на мировой кризис и падение продаж, карантинные ограничения привели к скачкообразному развитию онлайн-технологий во всех сегментах экономики. В результате «цифра» стал полноценным каналом продаж, который будет активно развиваться и после окончания пандемии: и сам рынок, и потребитель толкают производителей в этом направлении. Поэтому для запуска маркетплейса, на наш взгляд, самое время.
– Как вы думаете, какие машины будут покупать онлайн чаще: новые или с пробегом, бюджетного сегмента или премиум? Могут ли клиенты при покупке авто с пробегом быть уверенными, что не покупают «кота в мешке»?
– Легче всего, конечно, купить онлайн новую машину. При этом современные технологии (в том числе в финансовых организациях) и поддержка со стороны государства способствуют и тому, чтобы россияне не боялись сделок на вторичном рынке.
Так, Минцифры РФ опубликовал приказ, по которому уже с 1 мая россияне могут купить или продать подержанный автомобиль через портал «Госуслуги». Это важно в первую очередь с точки зрения безопасности купли-продажи, так как оформление сделки через сайт госуслуг позволит покупателю узнать больше информации о машине и владельце. К примеру, еще до покупки пользователь портала сможет ознакомиться с параметрами и историей автомобиля (количеством владельцев, ограничениями судебных приставов) или уточнить, находится ли машина в розыске или в залоге. Кроме того, все данные о продавце и покупателе будут заполняться автоматически, что избавит от необходимости личного присутствия в ГИБДД.
При качественном развертывании данной инициативы и интеграции с другими игроками рынка, конечно, услуга будет вполне востребована клиентами, так как несмотря на то, что 2020 год оказался одним из самых сложных для российского автомобильного рынка, рынок подержанных авто вырос на 2%: в 2020 году было продано 5,5 млн автомобилей с пробегом. Продажи автомобилей с пробегом также подстегнул дефицит новых авто и снижение покупательской способности и общего уровня благосостояния россиян.
Мы также планируем сделать продажи б/у авто одним из важных элементов стратегического развития. Доля авто с пробегом в общих продажах маркетплейса составит треть уже в ближайшем будущем.
Покупать автомобили в Сети сегодня готовы 15% россиян
– Как вы думаете, возможно ли то, что продажи автомобилей полностью перейдут в онлайн, например, через десять лет?
– Онлайн-продажа авто – достаточно новое направление, которое начало динамично развиваться по всей стране, в том числе и из-за пандемии. Ранее все, что мог сделать клиент, – это ознакомиться на сайте с модельным рядом, стоимостью и возможностью получить контакты для проведения тест-драйва. Сейчас и автопроизводители, и дилеры, и финансовые организации предлагают клиенту мыслить по-новому – сделать покупку автомобиля такой же по процессу, как любая другая доставка.
– Готовы ли россияне к покупке автомобиля онлайн? По вашим оценкам, увеличится ли процент готовых к онлайн-покупке авто россиян в течение ближайших нескольких лет?
– По результатам опроса, проведенного РГС Банком, 15% россиян сегодня уже готовы приобрести автомобиль онлайн. При этом большинство автомобилистов отметили, что покупать машину дистанционно было бы гораздо удобнее в случае оформления всего спектра услуг (от выбора и покупки автомобиля до оформления финансовых, страховых и сервисных опций) в одном месте. Этот фактор среди прочих и сподвиг нас к созданию собственного маркетплейса.
– Вероятно, в Мосеве маркетплейсы будут пользоваться большим спросом, чем в регионах. Когда уровень проникновения маркетплейсов в регионах достигнет тех же масштабов, что и в столице?
– И автопроизводители, и дилеры понимают, что конкуренция за клиента сегодня давно вышла за рамки офлайн. С помощью маркетплейсов и цифровых продаж дилерские сети сегодня могут дотянуться до клиентов в любом из регионов России, где они даже не представлены, и значительно сократить при этом инвестиции в развитие салонов. Так что регионы в данном направлении имеют не меньший потенциал развития, чем столица.