€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Эффект от каждого рубля
Фото: Константин Салмин
– Марат Рифатович, в этом году Ульяновскому филиалу «Т Плюс» исполняется десять лет. Если оглянуться назад, какие самые важные вехи развития предприятия вы можете выделить?
– В середине июня 2011 года был зарегистрирован Ульяновский филиал компании, а уже с октября он начал работать как структурная единица холдинга. В первые годы финансирование было небольшое. Перекладки тепловых сетей завершались практически перед началом отопительного сезона. Наверное, это было общей тенденцией в энергетике на тот период.
Год от года компания становилась сильнее, менялись обзор и широта взглядов. За десять лет инвестиционная и ремонтная программы значительно выросли, в этом году суммарно они составляют более 1,8 млрд рублей (с НДС). Это другой груз ответственности, другой объем работы.
Но есть и факторы, которые напрямую от нас не зависят. Например, нехватка подрядного персонала или его недостаточная квалификация. Хотя и здесь ситуация меняется. Сейчас мы стараемся работать с теми, в чьем профессионализме уверены. Речь и о тепловых сетях, и о станциях.
Полностью изменился подход к качеству и надежности. Если раньше в отопительный сезон происходило по два-три повреждения в день, то сейчас это скорее исключение. Особенно с магистральными сетями: в пройденный сезон мы не зафиксировали ни одного повреждения.
Важной вехой нашей истории стало строительство второго вывода Ульяновской ТЭЦ-2. Новый город всегда был на одном трубопроводе: в случае аварии весь микрорайон оставался бы без тепла.
Проблему начали решать в 2015 году. Выкупили участок транспортировщика и построили 5 км новой трубы. Сегодня это завершенная схема обеспечения Нового города теплом по двум независимым трубопроводам, гарантирующая надежную схему теплоснабжения.
Мы модернизировали оборудование на электростанциях. Переподключили котельную «Кометы», приносившую много проблем городскому бюджету из-за своей убыточности, к нашим сетям от ТЭЦ-2. Урегулировали ситуацию на «Марсе», где в прошлом году был отказ в поставке тепла за пределы своей площадки. Закрыли вопрос с котельной «Репино», долгие годы вызывавшей вопросы о взаимодействии с теплосетевой организацией.
Мы полностью повернулись к клиентам в части новых подключений. Сегодня теплоэнергетика все больше переходит на рыночные отношения, мы открыты и делаем все, чтобы клиенты были с нами, в том числе стараемся сократить сроки присоединения и строительно-монтажных работ.
Мы растем с точки зрения своих масштабов. К нам подключаются крупные площадки города. Все поняли, что мы здесь надолго, всерьез, и решение проблем с теплоснабжением – наша профессия, специфика, которую лучше нас никто не знает.
«Все поняли, что мы здесь надолго, всерьез, и решение проблем с теплоснабжением – наша профессия, специфика, которую лучше нас никто не знает»
Филиал стал эффективнее как в части поставки ресурса, так и с точки зрения экономики. Год от года в копилку компании мы приносим чуть больше, чем приносили в предыдущем году. Это отдача от наших мероприятий и инвестиций.
– Как оцениваете итоги перехода в ценовую зону?
– Думаю, это достижение не только для филиала, но и для региона. Мы наконец-то ушли от тарифа «затраты плюс», где много вопросов возникало как у регулятора, так и у простых жителей. Сейчас все справедливо, прозрачно, открыто, а самое главное – у нас появилась возможность инвестировать в отрасль, которая этого требовала не один десяток лет.
Теперь мы понимаем перспективу долгосрочного планирования. Знаем, что будет через год, через два, вплоть до 2029 года.
Основная задача инвестиционной программы – повысить эффективность оборудования. Мы не просто так меняем трубы в ППУ-изоляции, которые гораздо дороже, чем просто металлические, – это в первую очередь снижение потерь.
Мы первыми среди других филиалов «Т Плюс» перешли на новую модель рынка тепла. Поэтому остальные смотрели, как это делалось в Ульяновске, равнялись на полученный опыт... Сейчас уже можно говорить, что ценовая зона позволила привлечь колоссальные инвестиции, которых город никогда раньше не видел. Вместо 350 млн рублей – 1,2 млрд рублей.
– По прогнозам, в будущем новые технологии превратят энергетические предприятия в IT-компании. Насколько цифровым сегодня является ваш филиал?
– Вопросами цифровизации мы занимаемся не один год. Здесь масса аспектов. Это и экономика роста, потому что любой автоматизированный процесс более качественный с точки зрения сжигания топлива и распределения тепла. Это и безопасность, потому что любое оборудование, работающее на электростанции, так или иначе связано с высокими параметрами пара, давления, воды.
Но самое важное – эргономика. Это совместимость человека и техники в разных условиях и в любой нештатной ситуации. Не важно, по какой причине они возникли, человек не должен вмешиваться в процесс. Проблемы решаются за счет автоматизации процессов, которые также минимизируют возможный ущерб.
Успешный опыт в этом направлении уже есть. Сегодня автоматизированы все повысительные насосные станции – те, что поддерживают гидравлический режим в центральной части города. Они работают без персонала и управляются с диспетчерского пункта: специалисты дистанционно могут открывать или закрывать затворную арматуру, включать насосы и так далее. Это другой уровень обслуживания и эксплуатации.
Следующий этап – решение вопроса правильного распределения и транспортировки теплоносителя до клиентов. Мы запустили целую систему учета энергии, которая за счет установки специальных устройств сама собирает все данные с тепловых узлов. Это позволяет отслеживать температуру, давление, расход теплоносителя онлайн.
– Очень интересна история с роботом, который впервые проверил ульяновские сети этим летом…
– Это был наш первый опыт, и он точно положительный. Специальный робот без вскрытия грунта исследовал 470 метров магистрального трубопровода. Получили предварительные данные о состоянии сетей. И главное – убедились, что без земляных работ оценку технического состояния можно и нужно делать, особенно на участках с оживленным движением.
Сегодня в тепловых сетях реализован так называемый «журнал дефектов», который включает приложение «АИС мониторинга повреждений тепловых сетей» и программу Zulu, позволяющую модерировать гидравлические режимы. Благодаря этим решениям мы можем переподключать теплоснабжение в кварталах с авариями через смежные «перемычки».
В последнее время мы все больше сосредоточены на внедрении современных технологий. Год назад «Т Плюс» запустила первого «цифрового двойника» системы теплоснабжения в Екатеринбурге. Он сам выстраивает необходимые режимы, контролирует технологические процессы. Сейчас этот опыт перенимает и наш филиал, Ульяновск так же пойдет по пути «умного города в тепле». И работа в этом направлении ведется более чем серьезная.
В целом за последние пару лет на автоматизацию мы направили уже около 100 млн рублей. Это только начало. В следующем году планируем инвестировать еще порядка 50 млн рублей. Думаю, что в 2023-2024 году мы должны стать тем самым «цифровым продуктом» в тепле, к чему постепенно движемся.