Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Михаил Абрамов: «Для наших аграриев мы больше, чем банк»

Какой он, эффективный бизнес в сфере сельского хозяйства? Как наладить производственные процессы без лишних трат времени, денег и нервов? Каким будет первый полномасштабный b2b-маркетплейс для российского АПК? Рассказывает директор Ульяновского филиала Россельхозбанка Михаил Абрамов.

– Экспорт АПК уже превышает доход от продажи продукции военно-промышленного комплекса. Отрасль сельского хозяйства – одна из ключевых в экономике России и в экономике региона.

Могу отметить несколько основных тенденций отрасли последних лет: модернизация материально-технической базы крестьянско-фермерских хозяйств, активное использование механизмов господдержки, повышение финансовой дисциплины, рост числа микропредприятий (малые формы хозяйствования) за счет роста числа агростартапов, увеличение числа фермерских торговых марок.

Нельзя не отметить развитие сельских территорий. В том числе одним из драйверов этого процесса стала реализуемая нами госпрограмма «Сельская ипотека», которая позволила людям приобрести на селе дом, остаться на малой родине, развивать свое дело или работать по найму на предприятиях сельской инфраструктуры.

Производство, кадры, сбыт

Это три кита, без которых сегодня невозможно представить эффективный бизнес в сфере сельского хозяйства. Для фермера важно, чтобы было налажено производство конечного продукта, чтобы на предприятии работали квалифицированные кадры (кадровый голод – одна из существенных проблем АПК) и чтобы были налажены каналы сбыта продукции. Россельхозбанк помогает микропредприятиям решать эти задачи: в 2020 году банк запустил цифровую платформу Своё Фермерство и маркетплейс Своё Родное. Сегодня они объединили порядка 70 тысяч сельхозпредпринимателей и помогают им вести бизнес.

В экосистеме Своё Фермерство зарегистрировано уже более 30 агропредприятий Ульяновской области, половина из них оформила свои витрины на маркетплейсе Своё Родное и использует эту площадку для продажи продукции

Эффективное производство зависит от нескольких факторов: от материально-технической базы, от того, насколько налажена система работы с поставщиками, соблюдаются ли техпроцессы и обеспечено ли хозяйство всем необходимым. В последнее время наши фермеры существенно обновили свою материально-техническую базу (это касается как техники, так и новых сооружений – зернохранилищ, ангаров и т.д.), но наличие современных машин – это еще не залог успеха. Для обеспечения эффективного процесса производства сельхозпродукта важно иметь проверенных поставщиков, грамотных специалистов в обеспечивающих жизнедеятельность предприятия сферах (агрономия, ветеринария, инженерия, бухгалтерия, право и т.п.).

Россельхозбанк помогает фермерам закрывать часть этих вопросов без траты времени, денег и нервов. На платформе Своё Фермерство созданы разделы для приобретения необходимых товаров (семян, удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники), есть сервисы удаленной консультации юристов и бухгалтеров. А еще есть сервисы, позволяющие получить онлайнконсультацию ветеринара, агронома: это в том случае, если у фермера нет в штате такого специалиста или необходимо получить «второе мнение».

Также на сайте svoefermerstvo.ru создана база вакансий (их уже более 10 тысяч!), где каждый, кто хочет работать в АПК, может разместить свое резюме и найти работу мечты. А фермер может разместить запрос на поиск персонала и найти для себя работника мечты. Сервис бесплатный.

Третья важная задача – сбыт продукции: микро- и малый агробизнес не работают крупными партиями, и им трудно выйти в большие розничные сети. Единственная возможность для небольших хозяйств сбывать продукцию – найти своего покупателя в b2с-сегменте, а для этого у потенциального клиента должна быть возможность изучить продукцию, познакомиться с фермером и даже съездить и увидеть все своими глазами. Именно эту цель выполняет маркетплейс Своё Родное, который представлен уже в 65 регионах страны и служит площадкой, где фермеры предлагают свою продукцию и агротуры, а клиенты могут легко выбрать понравившийся вариант в несколько кликов, в том числе в формате мобильного приложения.

В течение ближайших двух лет Россельхозбанк планирует превратить платформу Своё Фермерство в полномасштабный b2b-маркетплейс в области АПК, который позволит пользователю решать весь круг задач: от заказа продукции и ее производства до заключения сделки и оплаты в электронном формате.

АО «Россельхозбанк» – основа национальной кредитно-финансовой системы обслуживания агропромышленного комплекса России. Банк создан в 2000 году и сегодня является ключевым кредитором АПК страны, входит в число самых крупных и устойчивых банков страны по размеру активов и капитала, а также в число лидеров рейтинга надежности крупнейших российских банков

А еще у Россельхозбанка есть большой офлайн-проект – фестиваль фермерской еды СВОЁ, уникальная площадка для рекламы и продвижения качественной фермерской еды, возможность познакомить горожан с продукцией десятков малых и средних хозяйств. Места для торговли предоставляются фермерам бесплатно. Впервые фестиваль СВОЁ состоялся в 2017 году в Москве, а за два года (2017 – 2019) охватил восемь регионов страны, в 2021 году – еще четыре. Пандемия, конечно, внесла свои коррективы в графики проведения этого мероприятия, но, думаю, в следующем году мы сможем принять фестиваль и на Ульяновской земле. СВОЁ – больше, чем фестиваль еды, это еще про свои города, свою землю, свою культуру

Возродить село

Один из приоритетных национальных проектов государства – комплексное развитие сельских территорий. Россельхозбанк принимает непосредственное участие в его реализации с помощью конкретных инструментов: льготных кредитов для АПК (ставка по кредиту не превышает 5% годовых в рамках Постановления Правительства РФ №512 от 26.04.2019), сельской ипотеки, цифровой платформы для фермеров и т.д.

Вопросы финансирования в агросекторе всегда одни из самых острых. Проекты, реализуемые предприятиями АПК, самые разные как по сути, так и по масштабу. Порой финансировать небольшое предприятие оказывается сложнее, чем крупное. Крупные хозяйства уже знакомы с требованиями банков к документам, ведению отчетности, залоговой базе, а микропредприятия, кто только начинает свой путь в сельском хозяйстве, сталкиваются с рядом сложностей ввиду отсутствия опыта. Но мы стараемся помочь всем решить эти вопросы. В 2021 году мы выдали ульяновским аграриям порядка 1,5 млрд рублей.


Станислав Санкеев
председатель Ассоциации фермеров Ульяновской области (АККОР)

«В этом году в Ульяновской области стартовал образовательный проект «Школа фермера» при финансовой поддержке Россельхозбанка. 45 студентов-фермеров Ульяновской области обучались рыбоводству, молочному и мясному скотоводству.

Считаю, что это нужная и своевременная инициатива. Если мы хотим развивать фермерское движение в регионе и в стране, мы должны помогать начинающим аграриям встать на ноги. Фермеры сегодня являются драйвером развития сельских территорий, но часто нехватка знаний мешает им построить эффективный прибыльный бизнес.

«Школа фермера» и нацелена на то, чтобы дать эти навыки и знания и помочь в дальнейшем как минимум выйти на защиту проекта в рамках грантовой поддержки «Агростартап». Только такой комплексный подход, выражающийся в сотрудничестве Минсельхоза, Россельхозбанка, Ассоциации фермеров, аграрного вуза, а также крупного бизнеса в сфере АПК, поможет нам развивать малые формы хозяйствования на селе».







rshb.ru

Фото: АО «Россельхозбанк». АО «Россельхозбанк». Генеральная лицензия Банка России №3349 (бессрочная) от 12.08.2015. Реклама

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: