«Что важно отметить в этом году? По-прежнему наблюдается рост инвестиций в ИТ. Конца и края глобальному увеличению расходов – в мире и в России в частности – мы не видим. Мы видим только новые факторы, которые разгоняют маховик цифровизации. Пандемия в 2020 году стала хорошим ускорением, которое заставило многие компании сильно эмигрировать в цифру, а значит, понести в ИТ инвестиции».
Технотренды – 2022. Успеть за изменениями
Фото: «Ростелеком»
Маховик цифровизации
Изучение технологических трендов для крупнейшего в стране провайдера цифровых услуг и решений – процесс постоянный. «Ростелеком» ежегодно проводит исследование научных публикаций и патентов в Европе, Штатах и Китае, а затем посредством искусственного интеллекта определяет, что же с точки зрения патентования и инвестиций глобально является трендом. Кроме того, компания анализирует данные консалтингового агентства Gartner, известного своей высокой экспертностью и большим авторитетом в сфере ИТ.
Самые свежие выводы о технологических трендах 20 января на закрытой встрече с журналистами представил вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилл Меньшов.
Мегатренды цифровой эры
Это глобальные digital-тренды, которые задают правила игры в мировом масштабе и направления развития рынков, находят отражение в моделях потребительского поведения, позволяют компаниям строить долгосрочные планы развития.
Мегатренды, которые выделил «Ростелеком» в результате фундаментального исследования патентов, публикаций в СМИ, инвестиций и продуктовых линеек, следующие:
1. Искусственный интеллект (AI)
Обеспечение надежной структуры, которая создаст основу для проектирования, масштабирования и перехода новых ИИ-систем в производство, позволит облегчить бизнес-процессы и увеличить скорость принятия решений.
2. Квантовые вычисления
Технология направлена на пересмотр текущих технологических реалий. Ожидается, что в ближайшем будущем будет достигнуто квантовое превосходство – когда квантовый компьютер сможет производить вычисления, недоступные для классического компьютера.
3. E-health
Это набор трендов, направленный на общее внимание человечества к своему здоровью, и как следствие – появление различных технологических помощников.
4. Интернет вещей (IoT)
Технология взаимодействия между гаджетами и системами получает все большее распространение во многих сферах бизнеса.
5. Роботизация
Роботизация внутренних бизнес-процессов и взаимодействия с клиентами является одним из ключевых способов снижения издержек при цифровой трансформации.
6. Информационная безопасность
Этот тренд начинает играть ключевую роль на всех этапах жизни компании и взаимодействия с клиентом. Необходимо обеспечивать безопасность внутренних процессов, каналов взаимодействия с клиентами и самих клиентов, использующих продукт оператора.
7. E-commerce
Пандемия ускорила этот тренд и привела в него высоконагруженные решения для удовлетворения нового спроса.
8. Data Mining
Работа с данными позволяет компаниям заниматься предиктивным обслуживанием собственной инфраструктуры и улучшать клиентский опыт через построение цифрового профиля клиента и улучшение Time-to-market для новых продуктов в направлениях, где данные ранее не собирались.
9. Облачные вычисления
Cloud включают в себя распределение общедоступных облачных сервисов по различным физическим локациям, при котором за эксплуатацию, управление и развитие услуг отвечает поставщик облака.
10. Автопилоты
Технология находится на высоком уровне готовности, и главными барьерами на пути к промышленному применению остаются инфраструктура и нормативное регулирование.
11. Блокчейн
Использование технологии блокчейн в системах кибербезопасности значительно повышает эффективность систем. Также во главу угла ставится конфиденциальность пользовательских данных.
12. 5G
Внедрение технологии 5G создает возможности для развития новых направлений для телеком-операторов, в основном в сегменте b2b (беспилотные автомобили, удаленная хирургия, промышленные решения и т.д.).
«Технологии уже перестали друг друга сменять. Они начинают наслаиваться. Еще не ушли СМС, мы уже используем мессенджеры. Соцсети еще не ушли, пришел Instagram. Instagram еще не ушел, пришли TikTok и Snapchat. И все эти технологии существуют одновременно. То же самое и с трендами – они наслаиваются друг на друга, все быстрее и быстрее меняясь».
На пресс-конференции Кирилл Меньшов представил новый взгляд «Ростелекома» – матрицу жизненного цикла мегатрендов. Это трехмерная карта, где данные по вертикали обозначают прирост количества патентов и изобретений, а данные по горизонтали – количество научных публикаций по той или иной технологии. Размер кружка соответствует объему инвестиций.
Возьмем Cloud. Эта технология находится в синей зоне (зрелые мегатренды). По ней все еще есть патенты, но их не больше, чем в прошлом году. Несмотря на это, денег в облака вкладывается по-прежнему много.
Искусственный интеллект – в зеленой зоне (устойчивые мегатренды). Инвестиции в ИИ примерно такие же, сколько в облака, но при этом количество патентов и публикаций существенно прирастает. Это означает, что искусственный интеллект – развивающийся тренд, который заслуживает самого пристального внимания.
Ключевые тренды ближайшей перспективы
Это тренды и набор инициатив, использование которых может существенно поменять рынок в следующем году и позволяет компаниям осуществлять тактические операционные действия. Здесь «Ростелеком» опирается на технологический взгляд компании Gartner.
Тренды 2022 года сводятся к трем ключевым темам.
1. Ускорение роста. Многие бизнесы получили в ковидные времена хороший стимул для роста. Для них очень важно сейчас ускорить его и закрепить отрыв.
- Генеративный искусственный интеллект – метод машинного обучения, при котором нейросеть изучает массив данных, например, фотографии, видео или текст на определенную тему, после чего использует полученную информацию для создания собственного аналогичного контента.
«Это не так легко, как скачать какой-нибудь фреймворк из интернета и начать его делать. Обычный ИИ не может выйти за пределы обучающей выборки, генеративный позволяет решить эту проблему. Если данный тренд реализуется, случится очень большой прорыв в применении искусственного интеллекта».
- Автономные системы – самоуправляемые программы, которые учатся на основе своего окружения.
«Если раньше мы должны были писать полный алгоритм, то сейчас необязательно продумывать весь контур. Мы можем написать автономную систему, которая сама подстроится – посмотрит, какие есть варианты, и примет решение».
- Универсальный опыт сочетает в мультиопыт (MX), клиентский опыт (CX), опыт сотрудников (EX), пользовательский опыт (UX) и связывает их для создания наилучшего общего опыта для всех сторон.
«Раньше мы фокусировались на CX и UX, а теперь поняли, что важен также EX. Потому что, если у человека плохой цифровой опыт, он никогда не создаст хороший цифровой продукт. В прошлом году эта концепция обогатилась мультиопытом: благодаря общению в соцсетях ваш клиент кратно больше узнает о ваших проблемах, хотя сам с ними может и не столкнуться. В этом смысле организациям приходится пересматривать работу – чтобы учитывать и мультиопыт, который возникает в соцсетях, и клиентский опыт, и пользовательский опыт, и опыт сотрудников».
- Территориально-распределенные предприятия – это операционная модель ИТ, разработанная для поддержки клиентов повсюду, предоставления сотрудникам возможности работать из любой точки мира и управления развертыванием бизнес-услуг.
«Если в доковидные времена компании работали по большей части в офисах, во время пандемии – удаленно, то в этом и следующем году будет наблюдаться вторая волна адаптации под ковид, связанная с гибридным режимом работы. Это вносит новую проблематику: нужны места общего пользования, которые требуется бронировать; необходимо решить вопрос хранения личных вещей в офисном пространстве и т.п. Научиться работать в гибридной модели – большой вызов, ведь каждый раз количество сотрудников на удаленке и в офисе непредсказуемо. При этом все элементы производственного цикла организации должны быть по-прежнему эффективны (например, совещания)».
2. Формирование изменений. Невероятные темпы изменения организаций и мира заставляют задумываться об окне возможностей для быстрой цифровизации вашего бизнеса.
- Разработка ИИ. Надежная стратегия разработки ИИ будет способствовать повышению производительности, масштабируемости, интерпретируемости и надежности моделей.
«Это все еще ключевой тренд, под ним очень серьезный базис. Каждый год появляется новая технология, которая начинает все больше распространяться. Конкретно сейчас мы смотрим на генеративный ИИ».
- Гиперавтоматизация: предприятия автоматизируют как можно больше бизнес- и ИТ-процессов, используя такие инструменты, как искусственный интеллект, машинное обучение, управляемое событиями программное обеспечение, роботизация и др.
«В достаточно обозримой перспективе люди будут работать меньше. Рабочий день будет сокращаться, а это значит, что рутинные операции должны автоматизироваться. Даже если все еще дешевле делать руками, глобальный тренд в том, что этот процесс все равно должен автоматизироваться, и как можно раньше. Потому что потом возникнут обстоятельства, которые покажут, что вы здесь отстали, и сделать это будет уже сложнее».
- Интеллектуальные решения – инженерная дисциплина, которая совмещает науку о данных с теорией социальных наук.
«Это то, каким образом мы используем накопленные данные о пользовательском опыте, его взаимодействии с нашими приложениями (например, какие кнопки кликаются в каких ситуациях и в какие дни недели). Мы умеем копить эти данные и теперь должны научиться формировать модули, которые принимают интеллектуальные решения».
- Компонуемые приложения. Во время кризисов и высокой степени неопределенности необходима технологическая архитектура, которая позволит быстро, безопасно и эффективно изменять приложения.
«Для всех стало очевидно, что айтишникам удобнее и комфортнее работать с приложениями, которые состоят из кусочков – они взаимозаменяемы и у них меньше взаимозависимость. Бизнесу тоже так нужно – быстро меняться в отдельных своих частях, при этом оставаясь неизменным в других».
3. Доверие технологиям. Эти тренды направлены на увеличение доверия данным и получение достаточного набора технологий для защиты информации как во внутренней, так и во внешней среде.
- Облачные платформы предоставляют опции публичного облака (во всем мире) и гибридные облака (в большей степени в РФ).
«Облака – ключевой тренд. Мы в РФ, к сожалению, достаточно сильно начинаем от них отставать. Доверие к Cloud на Западе существенно выше. Многие компании давно работают в гибридной облачной инфраструктуре. Появляется все больше продуктов, которые доступны только из облака».
- Конфиденциальные решения. В условиях продолжающегося роста кибератак, непрерывного обмена данными между платформами, вычисления с использованием конфиденциальных решений Privacy-Enhancing Computation (PEC) стали важной мерой безопасности в любых бизнес-операциях.
«Этот тренд является прямым следствием активного использования облаков. Если у вас есть приложение, которое работает сразу в трех облаках, нужно сделать полное конфиденциальное взаимодействие между ними. PEC – то, каким образом можно настроить безопасную работу настолько распределенного приложения».
- Сети кибербезопасности – распределенный архитектурный подход к масштабируемому, гибкому и надежному управлению кибербезопасностью.
«Сети кибербезопасности, как и ИИ, – тренд, перешедший из 2021 года. Информационная безопасность по-прежнему является вызовом и зоной инвестиций для всех. К сожалению, злоумышленники не сидят на месте, они цифровизируются быстрее всех. Давно прошел тот момент, когда количество преступлений в реальном мире хоть как-то соотносилось с тем, что происходит в виртуальном. Этот тренд долгосрочный, и сети кибербезпасности – как вечное соревнование пушки и брони: толще броня – больше пушка…»
- Ткань данных. Количество разрозненных дата-центров и приложений за последние годы существенно выросло, в то же время число сотрудников в командах по обработке либо осталось прежним, либо вовсе уменьшилось. В связи с этим в мире вырос спрос на ткани данных (или фабрики данных) – b2b-сервисы, осуществляющие посредничество между платформами и бизнес-пользователями.
«Это новый и очень интересный аспект работы с данными. Они будут более сложно взаимосвязаны друг с другом. Часть будет в Data Lake, часть – в системах, еще часть – в аналитическом центре, но мы будем знать, где все это находится, и научимся с этим комфортно взаимодействовать.
Тренды цифровой трансформации государства
Как заметил Кирилл Меньшов, Россия отличается от многих стран тем, что целенаправленно занимается цифровизацией всего и вся. Бизнес не может это не учитывать: мир меняется, компании должны меняться вслед за ним.
В недалеком будущем, к примеру, в нашей стране могут появиться электронные паспорта. Это потребует перестройки процессов от многих коммерческих организаций, например, от гостиниц, которые привыкли снимать ксерокопии с бумажных паспортов.
«Каждому представителю бизнеса важно понимать, что будет происходить в его индустрии. В телекоме, например, у нас в прошлом году появилась возможность использовать электронные сим-карты, когда вы просто в телефоне можете активировать симку. И практически решен вопрос, каким образом можно удаленно заключить соглашение о предоставлении сотовой связи. Это позволяет полностью оторвать «физику» от виртуального мира. Остался последний шаг – сделать возможной активацию электронной сим-карты голосом. Мы ожидаем, когда это произойдет. После этого вам никогда не придется ходить в салон сотовой связи».