Топ-10 ошибок при проведении стратегических сессий
фото: pexels.com
Для начала давайте разберемся, что такое стратегическая сессия. Это процесс постановки долгосрочных целей и определение стратегии их достижения. Для того, чтобы грамотно все организовать, важно не допускать ошибки, с которыми мы сейчас вас познакомим.
Ошибка 1. Из настоящего – в будущее
Примеры:
«Давайте прибавим хотя бы 20% к прошлому году».
– Мы можем вырасти в следующем году в два раза.
– Шеф, мы, конечно, все понимаем, но это невозможно. Посмотрите, сколько у нас нерешенных проблем…
Последствия: компания не планирует качественных изменений, отстает от изменений рынка, догоняет конкурентов, а не опережает.
Ошибка 2. Подготовка не учитывает тренды
- Бухгалтер готовит цифры.
- Собственник готовит цели.
- Начальник отдела продаж готовит детализацию плана продаж.
Последствие: стратегия неадекватна рыночным изменениям.
Ошибка 3. Слабое вовлечение руководителей
«Я в прошлый раз собирал всех топов, но они в основном молчали…»
«Мы с партнерами сделали стратегию, но топы как-то не особо ее восприняли…»
Последствие: стратегия остается красивой бумагой и не реализуется.
Ошибка 4. Мечта, а не план
– Мы станем мировыми лидерами в нашем сегменте и будем стоить миллиард.
– А как именно?
– С деталями разберемся позже. Пока будем стараться как можно лучше работать.
Последствие:
– Думаем, что стратегия есть, но ее нет.
– Большая цель не достигается.
Ошибка 5. Атака по всем фронтам
Мы должны вырасти в продажах по всему ассортименту.
– А на чем мы сфокусируем усилия?
– Да на всем…
Последствие:
– Отсутствие стратегии,
– На каждом из фронтов вам будет противостоять тот, кто все ресурсы сосредоточил на нем.
Ошибка 6. Не выявляется узкое место
– Гладко было на бумаге…
Последствие: стратегия заранее обречена на провал.
Ошибка 7. Нет привязки к действиям
- Да делали мы стратегию… но потом все погрузились в рутину, и ничего особо не реализовали…
Последствие:
– В компании ничего не меняется, сессия прошла впустую.
– Падает авторитет собственника.
Ошибка 8. Не на этом этапе
«Нашей компании уже 5 месяцев, пора сделать стратсессию».
«Мы уже 5 месяцев живем в кассовых разрывах, не можем платить по обязательствам, нам нужна стратсессия».
Последствие: в стратегию никто не верит, владельца считают мечтателем.
Ошибка 9. Проведение «по праздникам»
– Давайте уже проведем стратссеию!
– Нет, позже.
– Но надо ведь цели поставить.
– Цели-то поставим…
Последствие: качество стратегии низкое, навык планирования не растет.
Ошибка 10. Не в тот момент
«Из-за пандемии предыдущая стратегия уже неактуальна, но до новой руки не доходят».
«Мы с партнером совершенно по-разному видим развитие. На стратсессии все наблюдали наш конфликт…»
Последствие:
- Отсутствие стратегии.
- Негативное отношение к стратсессиям.
Технология кратного роста бизнеса
Давайте рассмотрим технологию кратного роста бизнеса. Для того, чтобы ее достичь, нужно пройти 2 этапа.
Этап 1
Соблюдать этапы эффективной стратсессии.
- Какие тренды нужно учесть?
- Каким станет рынок через 5 лет?
- Какой сегмент компания хочет завоевать за 5 лет?
- Растущий ли этот сегмент?
- Достаточно ли большой?
- Имеем ли мы масштабируемые конкурентные преимущества?
- Какой предстоит путь?
- Как оцениваем правильность планирования?
- На чем фокусируемся?
- Что является главным узким местом?
- Как мы будем его «расшивать»?
- Какие цели по выручке, прибыли, продукту, процессам, персоналу предстоит достичь за год?
- Что может помочь и помешать достичь эти цели?
- С какими рисками мы можем столкнуться?
- Как будем ими управлять?
- Что нужно сделать каждому из участников сессии за следующие 3 месяца, чтобы обеспечить достижение целей?
Этап 2
Соблюдать регулярность стратегического процесса.
- Раз в 6 месяцев стратегическая сессия.
- Раз в 3 месяца подведение итогов по плану развития бизнеса и определение нового.
- Проведение внеочередной сессии в случае кризиса или смены бизнес-модели.