Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Digital-трансформация рынка наружной рекламы

В 2021 году российский рынок наружной рекламы показал динамику в 41% к кризисному 2020 году и 10% к докризисному 2019 году. Как чувствует себя сейчас отечественная и ульяновская «наружка», какие у отрасли перспективы, читайте в материале «ДО».

Фото: Татьяна Задорожняя

Курс на цифровизацию

Ежегодно Ассоциацией коммуникационных агентств России проводится мониторинг ATL, TTL и BTL-рекламы, что помогает оценить рекламный бюджет по стране, отследить тенденции рынка и объяснить их причины.


Сергей Веселов
вице-президент АКАР, Сопредседатель Комитета исследований, аудита и рекламных технологий и Комиссии экспертов АКАР, советник генерального директора Аналитического центра НСК

– Развитие рынка наружной рекламы в 2021 году обеспечивалось за счет активного процесса цифровизации. К концу года доля диджитал сегмента в общем объеме реализации превысила 45%. В Москве и ряде региональных центров уже больше половины поступлений от наружной рекламы приходилось на цифровые рекламоносители.

Возможность опираться на новые данные медиаизмерений при планировании и проведении рекламных кампаний становится для многих брендов весомым фактором при выборе наружной рекламы как одного из ключевых каналов маркетинговых коммуникаций. Появление новых исследовательских продуктов, таких как потоковый мониторинг рекламы на цифровых билбордах компаний Admetrix и Mediascope, значительно повышает степень прозрачности отрасли и способствует росту доверия к ней со стороны рекламодателей. Именно за счет роста своего цифрового сегмента наружной рекламе удалось превысить показатели «доковидного» 2019 года. К сожалению, другие подсегменты рынка ООН, несмотря на высокие темпы восстановления, так и не смогли достигнуть прежних показателей объемов реализации.


Товарные категории Out-Of-Home

В 2021 году состав основных товарных категорий в рекламе Out-Of-Hоme остался стабильным и не претерпел значимых изменений.


Пресс-служба исследовательской компании Mediascope

– Наиболее крупная категория, которая удерживает лидерство практически во всех медиа – это по-прежнему услуги в области торговли. Но изменилась первая «десятка» рекламодателей. В ней оказались 4 новых игрока, среди которых – два банка и крупные бренды из категорий FMCG и общественное питание. Лидер топа также сменился. Крупнейшим российским рекламодателем, без учета затрат на продвижение в интернете, по итогам года стала одна из финансовых экосистем. Отрыв лидера от последующих участников топа в 2021 году увеличился.


Региональный Digital

Реклама на видеоэкранах в Ульяновске существует около 10 лет. Кризис 2020 года добавил ей новые практики работы и уверенность в будущем отрасли:


Мария Машкова
руководитель проекта по светодиодным экранам «Город-ТВ»

– Сфера Digital очень динамична и многогранна. Поэтому в период пандемии мы не стали отсиживаться и активизировали все силы уже в мае.

Если раньше мы боролись за свой «кусок пирога» в рекламном бюджете заказчиков, то теперь нашей задачей стало убедить клиентов в необходимости продолжать работу. И нам это удалось.

На вопрос о сегментации DOOH-рынка Мария ответила, что категории совершенно разные. Здесь многое зависит от среднего чека товара или услуги. Яркое, динамичное, крупноформатное изображение привлекает больше внимания, выглядит статусно и стоит дороже. Цифровой формат дает возможность менять информацию хоть каждый день. Это очень удобно для крупных продуктовых сетей с акционными продуктами.

К вариантам измеримости рекламы на видеоэкранах в компании «Город-ТВ» относятся с недоверием. Точных данных они дать не могут… Wi-fi ловушки захватывают поток аудитории, но не количество просмотров конкретного рекламного ролика.

Прогноз на будущее развитие отрасли: «Digital-формат продолжит вытеснять статичные билборды. Останется лишь малая их часть».

Универсальная классика

Современные тенденции наружной рекламы коснулись и крупных собственников нецифровых поверхностей. Они готовятся к частичным преобразованиям, но уверены в сохранении актуальности щитов для значимых категорий регионального рынка.


Елена Рузаева
директор рекламного агентства «DARS»

– Цифровизация - явление неизбежное, но в первую очередь она затронет центральные объекты наружной рекламы. У нас есть задумки заменить часть наиболее обозримых билбордов на видеоэкраны. Но произойдет это не раньше 2024 года.
Сейчас у компании действуют договорные обязательства с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, где согласовано размещение существующих рекламных конструкций.
В нынешней ситуации, когда совсем недавно видеоэкран стоил около 1,5 млн. руб., а сегодня его стоимость выросла до 3 млн., производить замену поверхностей было бы накладно.
Планов заменить все билборды нет. Щиты на периферии останутся прежними: не все рекламодатели готовы арендовать дорогостоящие цифровые поверхности, некоторым в принципе больше подходит статичный вариант изображения. В эксплуатации щиты неприхотливы. Они не зависят от погодных условий и не выходят из строя. В местах, где нет электричества, билборд остается непревзойденным носителем рекламы.

Продолжая тему антикризисных решений в сфере наружной рекламы, Елена добавила: «Ситуация сегодня не радует. Продажи упали на 40-50%. На неопределенный срок с рынка ушли такие бренды как Макдоналдс… В условиях зависимости от поставщиков цены на производство рекламы пришлось увеличить. Но мы стараемся лавировать. Обладая большими возможностями в сфере Indoor-рекламы в пяти крупнейших торговых центрах и рекламы на остановочных павильонах Ульяновска, разрабатываем выгодные пакетные предложения для рекламодателей, даем скидки на размещение».

Кто по-прежнему предпочитает классический подход в наружной рекламе? И чем еще могут удивить OOH-носители, рассказала Ольга Старшова, директор ООО «Виз-Арт».


Ольга Старшова
директор ООО «Виз-Арт».

– Рекламодателей можно условно разделить на 2 группы: баинги (крупные агентства-посредники, закупающие ООН для крупных ритейлеров, сотовых сетей, банков и т.д.) и представители местного локального бизнеса. В 2021 году баинги представляли продуктовый ритейл, строительные гипермаркеты, онлайн маркет-плейсы, сотовых операторов, банки, автомобильные бренды. Локальный бизнес: компании-застройщики, рестораны, индустрия красоты, частные медицинские учреждения.

Статичные формы наружной рекламы имеют свои явные преимущества: информация воспринимается в полном объеме в любой момент размещения – это расширяет аудиторию и позволяет более эффективно использоватьрекламное время. Креативные решения в статике, использование объемных элементов также помогут привлечь внимание аудитории. А вообще, хорошую рекламу можно сделать на любом формате!


Омниканальный подход и персонификация

Трансформация билбордов в видеоэкраны - первая ступень цифровизации. DOOH-реклама будет интегрирована в социальные сети и телевидение, что приведет к созданию четкой коммуникационной платформы.


Алиса Титова
директор ООО «Клевер Диджитал»:

– Мы начали думать о том, как достигнуть омниканальности в рекламе. То есть объединить все каналы коммуникации в единую систему, через которую потенциальному покупателю удобно взаимодействовать с брендом. У нас появились партнеры в области диджитал-рекламы, рекламы на радио и ТВ.

Алиса поделилась примером симбиоза наружки и диджитал инструментов.


Алиса Титова
директор ООО «Клевер Диджитал»:

– Есть прекрасный кейс с использованием wi-fi радара. У клиента стояла задача поиска сотрудников. Получив портрет потенциального сотрудника, мы совместно выбрали «точку обитания» похожих под описание людей. С помощью собранных MAC-адресов, мы настроили рекламную кампанию в двух социальных сетях и получили более 100 заявок. По итогу, более 5 людей пришло на собеседование.

Трендом наружной рекламы директор ООО «Клевер Диджитал» считает персонализацию целевой аудитории не только по количеству и охвату, но и по интересам. Благодаря оснащению щитов wi-fi-снифферами, фиксирующими МАС-адреса мобильных устройств аудитории, можно более точно узнать социально-демографические характеристики потенциальных «зрителей рекламы» и даже их общие интересы. Это позволит рекламодателям более эффективно использовать наружную рекламу при планировании рекламных кампаний.


Правила первой линии

Рекламные вывески и входные группы - не менее важные составляющие наружной рекламы. Их оформление должно не только привлекать внимание, но и вписываться в общий архитектурный ансамбль, отвечать технологическим требованиям своего времени.


Светлана Харламова
финансовый директор РИА «Лунный свет»

– Производители рекламных конструкций идут в ногу со временем и готовы работать с высокотехнологичными запросами. Мы создаем изделия из композитных панелей, металлокаркаса с объемными буквами, применяем полистирол, акрил… Стараемся находить наиболее экономичные и привлекательные решения.

Часто обращаются представители сетевых компаний: аптеки, клиники, продуктовые магазины, строители, алкомаркеты. У каждого заказчика есть свои пожелания по оформлению, но порой они не удовлетворяют требованиям регламента. Мы помогаем скорректировать проект по требованиям городской администрации или создаем новый. В редких случаях, если клиент продолжает настаивать на исключительно собственном подходе, приходится отказывать в исполнении заказа.

Контроль наружной рекламы объектов первой линии (центральные улицы, историческая часть города) ведется постоянно. И здесь нужно четко следовать законодательству. К примеру, не завешивать фасад баннером, а отремонтировать его, смонтировать достойную световую вывеску.

Некоторые послабления возможны для периферии и промзон.

Об особенностях работы в период пандемии Светлана ответила: «Конечно, привычный поток заказов весной 2020-го года был потерян. Пришлось быстро сориентироваться и начать изготавливать всевозможные виды защитных экранов. Также помогла многофункциональность. Будучи рекламно-информационным агентством, мы в состоянии расставлять акценты в зависимости от востребованности того или иного вида услуг, преодолевать трудности и развиваться дальше.

Высокие технологии

Наряду с цифровизацией происходит и технологическое преобразование производства наружной рекламы. Желание выделяться и удивлять рождает новые подходы и креативные решения.


Андрей Кузнецов
директор рекламно-производственной компании «Талант»

– Современные технологии позволяют сделать наружную рекламу более долговечной и экологичной. На смену привычной сольвентной баннерной печати пришла ультрафиолетовая (UV-печать). Теперь краска не просто наносится на баннерное полотно, она въедается в ткань, не течет и не выгорает. В сфере рекламы мы уже 25 лет и постоянно совершенствуем производство. Новый станок для изготовления объемных букв даeт возможность сократить время и повысить качество выполнения изделия. При этом стоимость конструкции уменьшается за счет автоматизации работ.

На вопрос о проникновении Digital в сферу производства Андрей ответил:


Андрей Кузнецов
директор рекламно-производственной компании «Талант»

– Все чаще появляются заказы на арт-объекты для городских праздников, мероприятий крупных компаний, выставок и семинаров. Здесь требуется индивидуальный подход и высокотехнологичные цифровые решения.

Мы идем в ногу со временем и готовы предложить монохромные бегущие строки, небольшие видеоэкраны для выставочных стендов, 3D голографические конструкции, светодинамические решения и многое другое.

Эксперты уверены, что в ближайшие годы рынок наружной рекламы ждет масса преобразований и неплохие перспективы, ведь, несмотря на кризисные периоды в стране, он традиционно быстро восстанавливается, успевая трансформироваться и набирать обороты.


Екатерина Музаферова

Фото Константин Салмин

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: