Время сильных
Фото из архива Е. Толчиной
— Екатерина Алексеевна, какие настроения сегодня у предпринимателей? С какими сложностями они столкнулись?
— Нынешний кризис для экономики России является настолько масштабным и беспрецедентным, что оценить убытки и варианты выхода из него пока невозможно. Недавнее исследование, которое было проведено аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Бориса Титова, показало, что от импорта, прежде всего, из стран Запада, зависят более 40% наших российских предприятий.
Многие компании на себе прочувствовали действие не прописанных на бумаге санкций. Это ситуации, когда западные компании и банки, находясь под созданным негативным отношением к нашей стране или из-за страха попасть под реальные санкции, отказываются в одностороннем порядке от сотрудничества.
Самую большую сложность для бизнеса сегодня представляет логистика. Есть продукция, которая не подпадает под санкции, но ее физически невозможно сейчас доставить в Россию и исполнить обязательства, в том числе и по государственным контрактам.
— Как в целом сегодня себя чувствует бизнес? В какой поддержке особенно остро нуждается?
— Экономическая неопределенность забирает у предпринимателей самое главное — мотивацию развиваться и вкладывать средства в новые направления. Банковские деньги, даже озвученные как льготные, под 15% процентов годовых, слишком дорогие для большинства бизнесменов. Предприниматели готовы осваиваться в новой обстановке, но когда государство ведет себя как партнер, которому доверяют. А доверие у тех, кто обращается ко мне за помощью, совсем на нуле.
Помните, по Фукуяме: «Доверие — ключевая характеристика развитого человеческого общества, проявляющаяся как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальном (доверие к общественным институтам и государству в целом). Именно оно определяет прогресс; успех самореализации конкретного общества зависит не от рыночных принципов и не от приверженности традициям, но от одного, распространившегося повсюду элемента культуры — уровня доверия».
— С чем к вам в последнее время обращались бизнесмены
— Много обращений проступало в связи с резким скачком цен, ажиотажным спросом на некоторые товары, невозможностью в срок выполнить условия договоров. Мы помогали находить общий язык с госзаказчиками, привлекая к работе отраслевые министерства.
— Приведите примеры самых интересных случаев, с которыми вы сталкивались?
— Когда одну из сторон гражданского спора между предпринимателями начинают «усиливать» сотрудники полиции, это всегда болезненно и вызывает чувство несправедливости. Предприниматель за два месяца прошел обыск, осмотры, допросы и прочие элементы полицейского давления. Прокурор с нашей позицией согласился, установил незаконное вмешательство в деятельность предпринимателя, признал действия сотрудников незаконными и внес руководству территориального отдела полиции представление об устранении нарушений закона.
Еще один случай. Плановые и внеплановые проверки компаний и предпринимателей с 10 марта нынешнего года не проводятся, начатые — прекращаются. Есть исключительные случаи, если это касается особых обстоятельств и рисков. К нам обратился представитель компании, которую Роспотребнадзор привлекал к ответственности по четырем составам правонарушения. Изучение материалов показало, что проверка была завершена уже после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, а потому она подлежала завершению. Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области согласилось с нашей позицией, и производства по четырем делам об административных правонарушениях были прекращены.
— Какие меры поддержки для бизнеса вы считаете сегодня наиболее эффективными?
— По оценкам специалистов РАНХиГС, более 80% субъектов МСП не пользовались мерами господдержки – по незнанию, из-за недоверия государству, малых сумм поддержки и избыточной отчетности. Для повышения доверия к системе одновременно нужны четкие и открытые критерии поддержки, а также анализа эффективности мер.
По-прежнему для бизнеса не важны разовые точечные меры: они носят лишь временный характер и практически не отражаются на бизнесе и экономике. Предприниматели нуждаются в понятных и неизменяемых государством правилах ведения бизнеса, сбалансированных налоговых режимах. В условиях экономической неопределенности государству нужно принять налоговые режимы, которые позволят бизнесу работать.
Я всегда выступаю за меры поддержки, которые касаются большого количества предпринимателей. Яркий пример — льготный режим упрощенной системы налогообложения (УСН). У нас в регионе был прекрасный опыт в 2021 году — принятие ставки УСН в размере 1%. Многим предпринимателям это помогло выжить, а для бюджета произошел рост НДФЛ, так как бизнесмены смогли повысить зарплаты сотрудникам.
В этом году эта льгота сохранилась только для IT сферы, что сказалось и на настроении бизнеса, и на налоговых поступлениях.
Нашему региональному правительству, на мой взгляд, нужно расширять перечень сфер льготного налогообложения. Развиваться должен не только IT-сектор.
— Как сегодня обстоят дела с проверками? Как бы вы оценили степень административного давления на бизнес?
— В 2020 году их интенсивность по многим направлениям спала из-за объявленного карантинного моратория. Поэтому «лидируют» сложности в отношениях с Федеральной налоговой службой.
Справедливости ради, надо сказать, что и сами ульяновские предприниматели в отношениях с налоговиками иногда ведут себя слишком застенчиво. В других регионах налоговые споры в судах — явление гораздо более частое, чем у нас, люди не боятся отстаивать свои позицию. В своей же практике я часто сталкиваюсь с некоторой боязнью заявить о себе. Допустим, предприниматель не согласен с решением налогового органа. Мы рассматриваем обращение, даем ему правовую оценку и рекомендуем обжаловать решение. Не поможет в досудебном порядке — обращайтесь в суд. Человек отказывается: «Я всего лишусь! Меня заклюют, мне не дадут работать! Я пропал… Что делать!?». Так не должно быть. Мы стараемся помогать, добиваемся порой хороших результатов.
Пример: клиника, почти 60 сотрудников. Перед налоговой обнаруживается задолженность в 800 тысяч – совсем не катастрофическая, ведь фонд оплаты труда — около двух миллионов. Механически, без заботы о последствиях, производится блокировка счета, в результате чего наступает полный паралич бизнеса. Даже бумагу для принтера невозможно купить, не говоря уже о расходных материалах для лечения. Через обращение на имя руководителя регионального управления ФНС нам удалось заменить арест счета на поручительство. Клиника возобновила деятельность, заработала денег, закрыла налоговую задолженность.
Но, повторюсь, так не должно быть. С одной стороны, что мешало налоговикам сразу пойти по этому пути? А с другой, почему они должны были по нему идти, если есть определенный порядок действий, и ничто и никто не останавливает в его исполнении?
И это большая беда: налоговая служба, как и другие государственные органы, наделенные контрольными функциями, действуют во исполнение своих регламентов и выполняют свои внутренние показатели. С другой стороны, предприниматель, слыша, как и президент страны, и губернатор, говорят о поддержке бизнеса, тут же сталкивается с максимально жестким прессингом со стороны проверяющих органов. Создается впечатление, что одна государственная рука не знает, что делает вторая. Отсюда страх и недоверие, которые сковывают любую предпринимательскую активность, которая и так, по умолчанию, связана с риском.
– Что делать?
– На мой взгляд, пересматривать критерии оценки работы проверяющих. Пока работа того или иного инспектора оценивается по суммам наложенных штрафов и карательных мер, система контроля будет и дальше демонстрировать свою эффективность, предъявляя высшему начальству требуемые показатели. Не отменяя необходимость жесткого пресечения злостных нарушений, нужно ставить перед проверяющими позитивные цели и обязательства. Чтобы эти органы были интегрированы в государственную политику экономического развития, принимали в ней активное участие. Только так можно ликвидировать этот «рассинхронный» перекос, когда одна рука откручивает, а другая закручивает.
– Приведите пример таких обязательств?
– Информирование добросовестных предпринимателей о том, что их потенциальные контрагенты не столь добросовестны, как это диктует закон. ФНС в этом отношении обладает огромным информационным ресурсом и высококласснейшими специалистами. А сейчас очень часто происходит так: «Ваш контрагент не платит налоги? Значит, заплатите вы за него!». Это совершенно несправедливо. Но налоговикам выгодно действовать именно так. А работать на предупреждение невыгодно. А нужно, чтобы было наоборот.
— Каков сегодня чек-лист для выживания бизнеса: какие меры нужно предпринять в первую очередь?
— Бизнес у нас очень «уставший», сосредоточенный сугубо на своих проблемах. И к нам обращается чаще всего только тогда, когда прижмет. Очень мало заинтересованности в том, каким образом формируется государственная политика по отношению к предпринимательству. К примеру, на проводимые контролирующими органами открытые встречи людей приходится чуть ли загонять и рупором зазывать А ведь без повышения общественной сознательности и, чего греха таить, элементарной грамотности, не пройдут системные изменения.
Чиновники и правозащитники могут, конечно, по мере сил двигать перемены. Но основной силой должны быть люди, которые в этих переменах нуждаются.
Поэтому хочу призвать предпринимателей Ульяновской области обращаться к нам не только в локальных сложных ситуациях, но и по более общим вопросам. Суммировать собственный и отраслевой опыт, обращать внимание на пробелы в законодательстве, на хронические перегибы в правоприменении. Мы открыты для взаимодействия – доступны в социальных сетях и на личных приемах (запись по телефону: 8 (8422) 58-12-77). Давайте общаться, разговаривать, делиться опытом и идеями. Это работает!
Цифры
1739 нарушений закона пресечено прокуратурой в сфере защиты прав предпринимателей.
554 представления внесено.
457 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
77 человек привлечено к административной ответственности
По 73 обращениям Уполномоченного за совершение правонарушений в сфере защиты прав предпринимателей к административной ответственности привлечены более 57 должностных лиц, направлены материалы 5 проверок, возбуждено 3 уголовных дела.
Количество занятых в сфере предпринимательства в Ульяновской области – порядка 191 тыс. человек.