В ожидании падения
Фото: Виктория Чернышева
Ульяновская область попала в Топ-10 регионов, где прирост безработицы будет наиболее высоким. Тому причина — наличие предприятий автопрома и иностранных компаний, которые свернули или сворачивают свою деятельность.
События, произошедшие нынешней весной аукнулись и на экономике, и на рынке труда. По данным hh.ru, в апреле 2022 года произошло снижение вакансий на 20-30% сразу в нескольких направлениях — маркетинге, HR, госслужбе, автобизнесе, страховании, административном персонале. Был и рост: 4% прибавили сферы науки, образования и туризма.
«Экономику России к концу текущего года ожидает рост безработицы до 7,1-7,8%. В апреле, согласно последним данным Росстата, безработица опустилась до 4%, что в условиях сезонного наращивания предприятиями рабочих мест (например, под полевые работы и обслуживание туристов) свидетельствует о сохранении на тот момент персонала пострадавшим от санкций бизнесом», — отмечают авторы исследования.
Экономика переживает время структурной трансформации, но ее влияние на регионы будет неравномерным. Рост безработицы, по прогнозам аналитиков, увидят больше половины субъектов России — если точнее, 63%. В 16 регионах безработица вырастет относительно среднего уровня за январь-март 2022 года в два и более раза, в 53 регионах – в 1,5 раза и более.
Где ситуация будет самой сложной? По данным ЦСР, это регионы, где ярко выражена промышленная структура экономики, с наибольшим развитием автопрома, полиграфии и печати, производства ювелирных изделий, лесной промышленности и изделий из дерева. Причина — ограничения экспорта и импорта критически значимой промежуточной продукции.
Также, по данным исследования, существенная потеря рабочих мест ожидается в ряде «обеспечивающих» отраслей — это транспорт и логистика, оптовая торговля и прочие, обслуживающих потребности производственных отраслей (доставка промежуточной и готовой продукции, каналы продаж и поиска поставщиков). Но этот тренд будет общенациональным, а не специфическим для конкретного региона фактором роста безработицы.
«В числе регионов, рынки труда которых сильно пострадают в результате остановки основных автозаводов и логистических проблем с доставкой автомобильных комплектующих, – Калужская, Костромская, Самарская, Ульяновская и Курганская области, а также Республика Татарстан. Сокращение спроса на труд в автопроме может быть связано не только с остановкой либо сокращением объемов производства на крупнейших автозаводах (АвтоВАЗ, КАМАЗ, Соллерс Форд, калужские заводы Stellantis и Volkswagen, УАЗ и др.), но и также на технологически смежных с ними предприятиях по производству автокомпонентов», — отмечают в ЦСР.
Такие области, как, например, Самарская и Калужская, которые в прошедшие десятилетия проводили системную работу по привлечению инвесторов и реализации крупных проектов, в том числе по созданию локализованных иностранных производств и передовых производств с использованием иностранного сырья и комплектующих, в новых экономических условиях пострадали одними из первых.
Фактором роста безработицы в наиболее пострадавших регионах, по мнению аналитиков, скорее всего, будут также являться МСП и теневой сектор, которые могут сократить персонал вслед за ожидаемым в официальных макропрогнозах сокращением спроса со стороны крупных компаний и населения. В целом компании из этих секторов экономики обычно быстрее адаптируются под меняющуюся рыночную конъюнктуру и не обременены административно для проведения таких сокращений (в отличие, например, от крупных компаний). Более интенсивное сокращение числа рабочих мест по этой причине можно ожидать в Костромская область (вклад в безработицу до 3,2%), Вологодская область (2,7%), Самарская область (2,5%) и Ульяновская область (2,5%).
Топ-10 регионов по приросту уровня безработицы, %
Кто пострадает минимально? Рынки труда крупнейших городских агломераций страны: по прогнозам, к концу года безработица в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, вероятнее всего, не превысит уровня 5-6%. Также устойчивую к росту безработицы динамику покажут и другие регионы с хорошо диверсифицированной экономикой, в структуре которых значительную долю занимают отрасли сервисного типа (деловые и ИТ услуги, медицинские услуги, наука, образование).
При этом исследователи поясняют, что уход иностранных компаний из России и соответствующая этому ликвидация рабочих мест не будут являться основным фактором роста безработицы в российских регионах.
Также нынешний кризис практически не затронет рынки труда регионов и городов с традиционно слабой экономикой и высокой долей бюджетного сектора и госкомпаний в структуре занятости, поддержке которых обычно уделяется значительное внимание со стороны властей. В меньшей степени должны осуществить влияние кризиса и регионы с ярко выраженной аграрной специализацией, поскольку в новых экономических условиях отрасли сельского хозяйства не демонстрируют признаков сокращения рабочих мест и продолжают пользоваться широким набором мер господдержки.
«По нашим оценкам, значимый вклад в безработицу (около 1%) может оказать только уход иностранных компаний из Санкт- Петербурга (например, шведского ритейлера Bonava), Омской области (например, американской DXC Technology) и Москвы (некоторые иностранные банки, страховые и лизинговые компании)».
Какой прогноз дали в ЦСР относительно Ульяновской области? Главными факторами, которые внесут основной вклад в динамику безработицы в нашем регион на конец 2022 года — сокращение числа рабочих мест в автомобилестроении, транспорте и логистике, точечные сокращения в производстве изделий из дерева, высвобождение рабочих мест из-за оптимизации иностранных компаний.
Уровень безработицы по данным на январь — март 2022 года у нас составлял 4,4%, к концу года он достигнет 10,2%. Это больше чем у соседей: прогноз для Самарской области — 8,7%, Саратовской — 5,5%, Пензенской — 6,6%.